logo
Философия

19.5. Политическая организация общества. Государство

Политика, согласно Платону и Аристотелю, - еди- ная наука об обществе и город е-государстве (полисе). Сейчас под политикой понимают определяемые прежде всего экономическими интересами отношения между классами, нациями и другими общностями людей по по- воду государственной власти. Политика представляет со- бой наиболее активную часть надстройки.

В центре политики находится государство - основ- ная организация, особый аппарат власти экономически господствующего класса для управления обществом в це- лях осуществления своих коренных интересов и целей. В то же время государство в качестве организации, объеди- няющей людей в единую социальную и противоречивую структуру, вынуждено известным образом удовлетворять и всеобщий интерес (обеспечение стабильности и безопас- ности, совмещение интересов различных групп и слоев общества и др.).

Государство вместе с политическими партиями и различными общественными организациями и учрежде- ниями образует политическую организацию общества.

Как же возникло государство и образовалась поли- тическая организация общества?

329

По вопросу происхождения и сущности государства более всего имеется противоречивых социально-философ- ских концепций. И это потому, что он в наибольшей сте- пени затрагивает интересы господствующих социальных сил. Так, если государство объявляется следствием божест- венного, сверхъестественного творения или "общественного договора" людей, то его причина усматривается в простом продолжении отцовской власти в разросшейся семье или объясняется наличием в человеческой психике особых стремлений ("импульсов") господства и подчинения. Суть государства при этом сводится к действиям заботящегося обо всех "стража порядка", беспристрастного "третейского судьи" при возникновении раздоров, "управляющего" об- щими хозяйственными делами. Теория марксизма объяс- няет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы и рассматривает его как про- дукт и появление непримиримости классовых противоре- чий эксплуататорского меньшинства и эксплуатируемого трудящегося большинства общества.

Разумеется, что и до возникновения государства первобытнообщинный, доклассовый строй имел свою организацию. Но это была неполитическая родоплемен- ная организация регулирования социальной жизни силой обычаев и традиций. По сравнению с родоплеменной организацией государство отличается, во-первых, разде- лением населения по территориальным связям вместо кровнородственных; во-вторых, учреждением публичной власти, т.е. власти, не совпадающей с массой населения, осуществляемой особыми группами людей. Для содержа- ния противостоящей народу публичной власти и выпол- нения необходимых общественных работ понадобились не известные ранее взносы населения - налоги. С развитием классового общества государственный аппарат все более разрастается, включая особые отряды вооруженных людей (армия, полиция и др.), бюрократические ведомства, ка- рательно-судебные органы с тюрьмами и т.д. Отличитель- ным признаком государства является также его связь с правом, включая издание законов и других актов, регули- рующих имущественные и иные отношения, закрепляю- щих нормы поведения.

Сущность государства проявляется в выполняемых им функциях, из которых различают внутреннюю и

330

внешнюю. Определяющая из них - внутренняя функция, от нее зависит и внешнеполитическая деятельность госу- дарства, и она наиболее полно характеризует классовую природу государства, непосредственно реализуясь в его внутренней политике. При этом не только различные, но один и тот же тип государства может существовать в многообразных формах, что объясняется расстановкой и соотношением классовых сил, конкретно-историческими особенностями и традициями социально-политической жизни.

Форма государства прежде всего проявляется в форме правления. Это - монархия, передаваемая по наследству власть одного лица (короля, царя, императора), которая опирается на господствующие в обществе социальные си- лы и проводит их волю. Или республика - власть, осуще- ствляемая выборными органами общества. Формы госу- дарства различаются также и по методам осуществления государственного руководства обществом, т.е. по полити- ческому режиму. Для буржуазного государства характерны парламентский, президентский, военно-диктаторский, фа- шистский и другие политический режимы. Способы господства властной элиты различны - от демократии и социального компромисса до прямого тоталитарного терроризма. В современных условиях политической ор- ганизации стран смешанной рыночной экономики при- сущ не только рост государственно-бюрократического и милитаристско-репрессивного аппарата, но и усиление многослойности за счет включения политических партий и различных звеньев от кастово замкнутых союзов и элитных клубов до расистско-клерикальных объединений и масонских лож. Их многоликость свидетельствует о ла- вировании и гибкости господствующих сил, их стремле- нии при ослаблении одних звеньев обеспечивать свою власть также посредством использования других органи- заций, включая глубоко законспирированные.

В ряде стран Запада высшие государственные орга- ны формируются из представителей периодически сме- няющих друг друга двух политических партий, которые составляют парламентское большинство. В США - это республиканская и демократическая партия, в Англии - консервативная и лейбористская, в ФРГ - христианско- демократический союз и социал-демократы и др. Причем

331

характерно, что, как правило, взаимные "критические стрелы" правящей и оппозиционной партий носят скорее межпартийный и личностный характер, не затрагивая ос- новы власти господствующего класса.

Октябрьская революция 1917 г. в России, революции второй половины 40-х годов в ряде стран Европы и Азии были направлены на слом буржуазно-государственной ма- шины и установление политической власти рабочего класса. Идеалом революционных поколений было во- площение в жизнь принципов социалистического само- управления, когда трудящиеся, по словам В.И. Ленина, не знают "никакой власти, кроме власти их собственного

объединения".

Последние десятилетия XX века выявили, что соци- ально-политические последствия (своего рода "плоды") практического развития СССР и других стран оказались противоречивыми, не соответствующими представлениям об "идеальном" социально-политическом процессе жизни. Отметим некоторые из них. Вместе с ликвидацией классов буржуазии и помещиков имела место насильственная коллективизация, а в СССР - террор и репрессии в отно- шении миллионов крестьян. Расцвел бюрократизм. Во- люнтаризм и произвол поднялись над правовыми норма- ми, не исключая и конституционные. Это обусловило формирование политической системы советского общест- ва в виде административно-командной системы, ядро ко- торой составлял аппарат КПСС. Именно аппарату пар- тии, а точнее, - ее Генеральному (первому) секретарю ЦК в Центре и соответствующим партийным руководителям на местах стала фактически принадлежать ничем не ограни- ченная власть в обществе. Были деформированы принципы демократического централизма в функционировании самой партии, профсоюзов, комсомола и других организаций. Произошло на новой основе отчуждение трудящихся от средств и продукта производства, от фактического управ- ления государственными делами. При всей специфике аналогичные процессы происходили и в других странах социалистического выбора.

Постепенное осознание сложившейся ситуации и оценка ее, что "так жить нельзя", явились импульсом к началу реформ в КНР с 70-х годов, к обновлению соци- ально-политической жизни в СССР со второй половины

332

80-х годов. Массовые движения "снизу" в Польше, Чехо- словакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Албании приве- ли на рубеже 80-90-х годов к разрушению прежних госу- дарственных и других политических структур, а в ГДР - к ее включению в состав ФРГ. В ходе этих процессов выяв- ляются не только прогрессивные, но и разрушительные тенденции. В суверенных государствах, возникших на просторах бывшего Советского Союза, происходит резкое размежевание политических сил, обостряются отношения между исполнительной и законодательной ветвями вла- сти, растет отчуждение правящей элиты от народа. Все это показывает, что для утверждения гуманистической по своей сути и способу функционирования политической системы мало провозгласить здравие в честь демократии и свободы.

Для построения правового государства, повышения значимости гражданского общества принципиальное зна- чение имеет разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. В принятой в ноябре 1990 г. на сове- щании глав государств и правительств "Парижской хартии для новой Европы" торжественно провозглашены общече- ловеческие ценности в социально-политической сфере и обязанность "строить, консолидировать и укреплять демо- кратию как единственную систему правления в наших странах", основывающуюся на воле народа, уважении че- ловеческой личности и верховенстве закона.