logo
Философия

11.8. Мир духовности

В недавнем прошлом понятия "дух", "душа", "духовность" вспоминались в философской литературе прежде всего в связи с рассмотрением различных рели- гиозно-идеалистических учений. В них этой проблема- тике всегда придавалось первостепенное значение. По многовековой традиции различают такие эпифеномены сознания, как "дух" и "душа". У Платона и Аристотеля, например, дух предстает как перводвигатель космоса и формообразующее начало. Библейско-христианское уче- ние истолковывает дух как личностный Абсолют и личную волю (Бога), сотворившую из ничего мир и че- ловека. У Гегеля дух есть абсолютное, необходимое развитие вечной идеи. Он различал "субъективный дух" (феномен индивидуального сознания), "объективный дух" (трансформации идеи в социальных реалиях граж- данской и политической истории человечества) и "абсолютный дух" (метаморфозы мирового разума в общественном сознании - искусстве, религии, филосо- фии). Для H.A. Бердяева само бытие есть жизнь духа, предшествующая всякой науке, всякому познанию, вся- кому мышлению; дух есть субъект, жизнь, свобода, огонь, творческая деятельность; Бог есть дух, он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческом творчестве.

При всей мистификации сознания (духа) в подоб- ных религиозно-идеалистических воззрениях верно фик- сируется его существенная черта - быть определяющим побуждением человека к активности и преобразователь- ной деятельности.

Что же касается "души", то представления о ней возникли еще во времена господства анимизма. Древние люди трактовали душу как особую силу, обитающую в теле человека и животного, покидающую его во время сна или в случае смерти. Широко были распространены идеи переселения душ (понятие сансары в древнеиндий- ской мифологии). Аристотелю душа виделась как актив- ная целесообразная сила ("форма") живого тела, неотде-

172

лимая от него. В религии душа человека понимается как созданное Богом неповторимое бессмертное духовное начало. Для Р. Декарта душа есть самосознание челове- ка, его внутренний мир, а Г. Лейбниц ее рассматривает как замкнутую в себе субстанциальную монаду. Гегель истолковывал душу как "непосредственный" или "при- родный дух", как первичную форму субъективного духа. В русской религиозной философии получила призна- ние интерпретация души как "Софии", как вселенской идеальной реальности, собранной воедино любовью Бога и озаренной красотой святого духа. "В отношении к твари, - писал П.А. Флоренский, - София есть ангел- хранитель твари, идеальная личность мира. Образую- щий разум в отношении к твари, она - образуемое содер- жание Бога-разума, "психическое содержание" его..." (55. С.326). Это акцентирование "психического" (или природного, по Гегелю) компонента разума представляет- ся весьма существенным для раскрытия вопроса, что такое душа.

В отличие от идеализма, наделяющего "дух" и "душу" сверхприродными качествами (абсолютности, вечности, бессмертности, космического творения и т.д.), материалистическая философия всегда стремилась объ- яснить духовный мир личности естественными причи- нами. Вместе с тем это не должно означать неприятия самого различения "духа" и "души" как особых аспектов сознания. Понятия духа и души имеют не только значе- ние, приданное им в религиозно-философских учениях, но они обладают и вполне научным рациональным смыслом.

Дух как выражение прежде всего ценностных структур сознания есть высшее средоточие интеллекту- альных сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Душа же - это нравственно-психологическая сторона сознания человека, характеризующая сопережи- вание им межличностных отношений и человеческих действий. Дух концентрирует ценности сознания в идее, душа выражает их во внутренних чувствах. В своем син- тезе дух и душа как взаимодополняющие друг друга со- ставляющие сознания человека и образуют феномен его духовности.

173

В зависимости от доминанты внутренней жизни людей могут быть выделены различные типы духовности: эстетический (ориентация на идею красоты и чувство эс- тетического удовольствия), моральный (акцентирование идеи добра и чувства справедливости), сциентистский (установка на идею знания и чувство реальности), рели- гиозный (вера в идею Бога и чувство смирения), фило- софско-гуманистический (признание идеи человека как высшей ценности и чувство целостного мировосприятия). Несмотря на ценностные различия отмеченных типов духовности, всем им свойственны высокие качества любви к ближнему, милосердия, доброты, ответственности перед другими людьми, верности идеям и идеалам, сострадания, терпимости, чувства собственного достоинства, долга, со- вести, чести, свободы, искренности, жалости и др. Без такого рода эмоций и идей невозможен социум, совмест- ная человеческая жизнь.

Напротив, проявлениями бездуховности будут ци- . низм и нигилизм, невежество, отсутствие идеалов, нрав- ственная непросветленность эмоций, рабская зависимость человека от низменных вожделений и примитивных вле- чений, общественная неразвитость чувствований, нетер- пимость к инакомыслию, агрессивность поведения, нена- висть, злобность, жестокость и т.п.

О содержании и ценностных аспектах обществен- ного сознания в последующем изложении будет сказано

подробнее.

Здесь же отметим, что дальнейшее осмысление про- блемы сознания углубляется обращением к рассмотрению ее гносеологического аспекта. Ведь поскольку важнейшей характеристикой сознания является знание (со-знание - совместное с другими людьми знание человека), то воз- никает необходимость выяснить вопрос, как осуществляет- ся процесс познания действительности. В данной связи уместно напомнить, что знаменитая формула Р. Декарта "Cogito ergo sum" (мыслю, следовательно, существую) исхо- дит из латинского выражения "cogitare" (мыслить), возник- шего из слов cum agito, что означает "совместно действо- вать". Показательно, что в языке выражена социальная суть сознания - его функция обеспечения человеческой дея- тельности.

174