logo
Философия

3.2. Материя как современная философская категория

Материю следует рассматривать прежде всего как субстанцию, на и благодаря которой строятся все отно- шения и изменения в мире, в том числе и сознание.

Сама категория материи, как и любое общее поня- тие, является абстракцией, созданием чистой мысли. Но это не вздорная, а научная абстракция. Бесплодна попытка отыскать материю вообще как некое вещественное или бестелесное первоначало. Когда ставится цель отыскать единообразную материю как таковую, то создается ситуа- ция наподобие той, если бы желали вместо вишен, груш, яблок видеть плод как таковой, вместо кошек, собак и овец и т.д. - млекопитающее как таковое, газ как таковой, ме- талл как таковой, химическое соединение как таковое, движение как таковое. В современном философском поня- тии материи должны отражаться всеобщие черты беско- нечного множества чувственно воспринимаемых вещей. Материя не существует помимо вещей, их свойств и отно- шений, а только в них, через них. Важно поэтому зафикси- ровать такие свойства материи, которые принципиально отличали бы ее в рамках основного вопроса философии от сознания как собственной противоположности. Такое опре- деление материи предложено В.И. Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм": "Материя есть фило- софская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копиру-

40

ется, фотографируется, отображается нашими ощуще- ниями, существуя независимо от них" (25. Т. 18. С. 131). В этом определении получила завершение идея, которая наметилась уже у Гольбаха и была развита еще у некото- рых мыслителей (в частности, у Н.Г. Чернышевского и Г.В. Плеханова).

Здесь материя определяется через сопоставление ду- ховного и материального. Материя вечна, существует вне человеческого сознания и совершенно безразлична к то- му, что мы о ней думаем. Понятие же материи - только приближенное отражение этой объективной реальности. То есть понятие материи вообще - не формальное обо- значение, не условный символ для множества вещей, а отражение сущности каждой из них и всей их совокупно- сти, основа бытия, существующая во всем и порождаю- щая все существующее.

Итак, материя - прежде всего реальность, реальность объективная, существующая вне и независимо от человека, но это такая реальность, которая может быть обнаружена только через ощущения (разумеется, чувственное отраже- ние может быть непосредственным или опосредованным приборами - будь то микроскоп, телескоп, синхрофазотрон и др.). Такое определение материи выражает суть материа- лизма как учения. Оно является дальнейшим развитием основного вопроса философии, и в этом состоит его миро- воззренческое значение.

Материя, будучи объективной реальностью, является первичной по отношению к сознанию. Она не предпола- гает никакой причины или условия для своего существо- вания, а, напротив, сама является единственной причи- ной сознания. Материя есть то, что Б. Спиноза называл причиной самое себя. При этом материя не какая-то сверхчувственная, сверхъестественная реальность, она да- на человеку в ощущениях (непосредственно или опосре- дованно с помощью приборов), что, в свою очередь, дела- ет ее доступной познанию.

Материя как первопричина всего существующего реализует свою сущность через бесконечную совокуп- ность конкретных существований, начиная от элементар- ных объектов неживой природы и кончая сложнейшими социальными системами.

41

В анализируемом определении материи обнаружи- I ваются два аспекта - онтологический и гносеологический. 1 С онтологической точки зрения материя - единствен- ный субъект всякого бытия. Вещи, свойства, взаимодей- ствия, телесные и духовные процессы свою конечную причину имеют в материи. Абсолютное противопоставле- ние материального и духовного возможно тем самым только в рамках основного вопроса философии. С гно- сеологической же точки зрения материя - объект, субъект и средство познания, а ощущения, мышление - его продукт.

Категория материи является важнейшим методо- логическим регулятивом, поскольку последовательное отстаивание материалистического мировоззрения оказы- вается существенным в конкретно-научных исследова- ниях. Следует не смешивать здесь философское понятие материи с исторически меняющимися естественнонауч- ными концепциями строения и свойств тех или иных фрагментов обозримого мира. Наука может с математи- ческой точностью отражать подробности строения и со- стояния отдельных системных материальных объектов. Философский же подход характеризуется тем, что он абстрагируется от свойств отдельных вещей и их сово- купностей, и в многообразии мира усматривает его ма- териальное единство.

Методологическая роль категории материи имеет важное значение, во-первых, потому, что по мере прогресса конкретных наук встают старые вопросы о понимании объективного мира и его законов, об отно- шении понятий и теорий к объективной реальности. Во-вторых, исследование конкретных материальных форм наряду с частными вопросами выдвигает массу проблем философского характера, таких как соотноше- ние прерывности и непрерывности бытия, неисчерпае- мость объектов.