logo
Философия

20.4. Структура культуры и ее социальные функции

В трактовке самого содержания понятия культуры существует тоже множество подходов. Некоторые мысли- тели, отвергая определяющую значимость материальных оснований культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), считают, что понятие культуры просто- напросто совпадает с понятием общества. По мнению же американского социолога Питирима Сорокина, общество составляет только часть культуры. Культура же в целом включает в себя три компонента: идеологию как главный стержень культуры, материальную культуру как воплоще- ние идеологических ценностей плюс так называемый "социальный компонент", под которым как раз и мыслится общество. К основным культурным системам П. Сорокин относит религию, философию, науку и искусство.

По-разному трактуют структуру культуры и отечест- венные исследователи. Так, некоторые из них различают три основные и взаимосвязанные части культуры - мате- риальную, политическую и духовную.

В другом варианте в культуре выделяются такие три слоя: материальная, духовная и художественная культуры. При этом общим фундаментом, детерминантом культуры признается материальная культура.

При различении культуры материальной и духов- ной возможно и более дифференцированно представить ее структурные элементы. Материальная культура в таком случае рассматривается как продукт материального произ- водства. Она охватывает всю сферу материальной деятель- ности и ее результаты (орудия труда, техника, технология, жилище, предметы повседневного обихода, средства транс- порта и связи и др.). Духовная культура - сфера сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспи- тание и просвещение, философия, наука, искусство, ре- лигия и т.д.). При акцентировании здесь органического единства всех элементов культуры (материальной и ду- ховной) определяющей ее основой признается материаль- ная культура. Историческая преемственность в ее разви- тии, как тогда полагали, обусловливает преемственность в прогрессе культуры в целом. 350

Учитывая противоречивость и неоднозначность рас- смотренных концепций культуры, представляется необхо- димым в интересах дальнейшего решения столь сложной проблемы обозначить авторскую позицию, предваритель- но сосредоточив внимание на следующих вопросах. Во- первых, чем объясняется удивительная многозначность определений самого термина "культура"? Во-вторых, на- сколько правомерно традиционное деление культуры на материальную и духовную? В-третьих, каковы подлинные детерминанты культуры и ее структурных элементов в от- личие от детерминантов идеологии с ее структурными элементами?

Касаясь первого вопроса, следует признать, что в су- ществующей литературе отсутствует четкое разграничение между обыденным, расхожим, общепринятым поняти- ем культуры и ее научно выведенным категориаль- ным статусом. В обыденном словоупотреблении термин "культура" принято воспринимать в качестве синонима со- вершенства, достижения компетентности в любой облас- ти человеческой деятельности. В этом смысле словом "культура" обозначается нечто позитивное, возвышенное, противостоящее негативному, низменному, например: цивилизованность - дикости и варварству, воспитанность - невоспитанности, возделывание, созидание - разруше- нию, вандализму, образованность - невежеству и т.п. Мыслители всех веков, как уже говорилось, не случайно связывали с понятием культуры разумность, личное со- вершенство, расцвет потенций и способностей человека. Именно в этом смысле употребляется словосочетание культура общения, предполагающая корректность при во- дении диалога, дискуссий; научно обоснованный плюра- лизм мнений.

В таком позитивно-обиходном смысле культура есть нечто непреходящее, вытекающее из истинно человече- ских потребностей труда, его духовных потенций, симво- лизирующих стремление к совершенствованию физиче- ского и нравственного развития, к благу и счастью. Таков метафорический смысл понятия "культура", который рас- шифровывается в бесконечном ряде синонимических по- нятий. Здесь объяснение его универсальности. В таком употреблении понятие может иметь не сотни, а тысячи определений, и это - в порядке вещей.

351

В свете данной интерпретации важно уметь видеть истинный смысл таких известных словосочетаний, как "физическая культура", "политическая культура", "правовая культура", необоснованно включаемых иными авторами в число структурных элементов культуры вообще. На самом же деле во всех этих случаях речь идет не о культуре как таковой, а в первом случае - о спорте, во втором случае - о политике, в третьем - о праве. Термин же "культура" употребляется здесь в его обыденном значении как сино- ним совершенства, достигаемого в названных видах чело- веческой деятельности. При игнорировании этого сооб- ражения стирается различие между политикой и правом как компонентами идеологии и культурой, которая включает, как увидим далее, совершенно иные структур- ные элементы.

Выведение научного статуса культуры тесно связано с критикой неоправданного деления культуры на материаль- ную и духовную. Следует признать, что ближе к истине позиция тех исследователей, которые считают, что такое деление нельзя абсолютизировать. Вернее говорить не о материальной культуре как таковой, а о материальных основаниях культуры, понятии "материальная культура" в смысле овеществления идеального в материальное. Если, например, замысел инженера-конструктора реализуется на практике и овеществляется в станках или вычисли- тельных машинах, то это означает переход, овеществле- ние духовного феномена не в материальную культуру, а в технику, составляющую ядро материального производства как компонента общественного бытия, но отнюдь не об- щественного сознания. Поэтому правильнее было бы го- ворить не о материальной культуре, а о материализован- ной, овеществленной культуре как духовном феномене. Культура, по справедливому замечанию Н. Бердяева, может быть определена "как объективация человеческого

творчества".

Итак, культура и тесно связанная с ней идеология суть духовные феномены, т.е. это - компоненты общест- венного сознания, которое есть отражение общественного бытия. Спрашивается, какие элементы бытия непосред- ственно обусловливают, детерминируют культуру и идео- логию? 352

Общеизвестно, что человека создал труд. Труд - это процесс целесообразного изменения веществ природы. Цель такого изменения - преобразовать природный мир, сделать его пригодным для удовлетворения жизненных потребностей человека в пище, жилище, одежде, т.е. та- ких продуктах, которые в готовом виде не существуют. Но чтобы не просто изменить мир, а целесообразно, его надо знать, познать его как в целом, так и по составляющим его частям. Отсюда возникла необходимость, с одной сто- роны, в философии как системе воззрений на мир в це- лом, с другой - в науках, изучающих мир по частям.

Далее. Человек преобразует мир не только утили- тарно-практически, но и эстетически, всюду умеет нахо- дить внутренне присущую предмету меру, осуществляя творчество по законам красоты. Эта способность наибо- лее полно воплотилась в искусстве как орудии эмоцио- нально-образного, художественного познания и преобра- зования действительности и самого человека.

Наконец, люди трудятся не в одиночку, а сообща. Общество как продукт взаимодействия людей, освобо- дившихся от зоологического индивидуализма, немыслимо без соблюдения общепринятых норм и правил, регламен- тирующих поведение, общение людей и фиксирующих нравственные принципы отношения людей друг к другу, к обществу в целом, его организациям и институтам. Отсюда - необходимость морали.

Таким образом, выведенные из непреходящих есте- ственных потребностей труда как вечного условия челове- ческой жизни четыре формы общественного сознания - философия, наука, искусство и мораль, олицетворяющие соответственно Мудрость, Истину, Красоту и Добро, и суть постоянные структурные элементы культуры. Сово- купность именно этих форм общественного сознания, возникших на почве трудовой деятельности людей и вы- ступающих в качестве неотъемлемых духовных потенций труда, составляет самое существенное, глубинное содер- жание понятия культуры.

Здесь необходимо подчеркнуть, что особое место в системе культуры принадлежит философии как всеобщей, универсальной методологии познания, вооруженной ис- кусством диалектического мышления.

13 Зак. 83 353

Если гуманистически ориентированная философия "одушевляет" культуру, то ее отношение с прогрессом науки и техники далеко не однозначно. Ф. Ницше, на- пример, считал, что "цель науки - уничтожение мира". По словам Н. Бердяева, техника, охватывающая всю жизнь, действует разрушительно на культуру, обезличивает ее. История выявила социальную противоречивость исследо- вательского поиска. Обусловленный достижениями науки качественный скачок в современных производительных силах породил возможность уничтожения цивилизации и всего живого на Земле. Вместе с тем только на основе на- учно-технического прогресса и всемерного использования его результатов можно обеспечить преодоление глобальных противоречий современной человеческой цивилизации.

В сфере науки как одном из компонентов культуры современный прогресс связан с выдающимися открытиями середины и второй половины текущего столетия, оказав- шими решающее влияние на создание и развитие совре- менной техники. Эти открытия обусловлены появлением таких наук, как кибернетика, изучающая общие признаки и законы управления во всех динамически развивающихся системах; теория информации, исследующая универсаль- ные для органической и неорганической природы законо- мерности информационных процессов; семиотика - как наука о закономерностях, свойственных знаковым систе- мам, обнаруженным в живой и неживой природе; бионика, изучающая общие принципы функционирования живых существ и техники; синергетика как теория самооргани- зации и др.

Наука как сила знания, иначе говоря, как форма общественного сознания и, следовательно, как компонент культуры есть социальная (имеется в виду - духовная) производительная сила. Наука как овеществленная сила знания есть непосредственная (т.е. материальная) произ- водительная сила. Во втором случае наука овеществляется в технику как ядро производительных сил. Качественный скачок в современной технике заключается в создании принципиально новых автоматических комплексов ма- шин, в частности - в создании четвертого звена в преж- ней троичной системе элементов машины (рабочей ма- шины, двигателя и передаточного устройства), а именно - автоматически управляющего устройства.

354

Методологическое значение выведенных на базе ес- тественных потребностей труда структурных элементов культуры состоит в том, что такой подход позволяет четко сформулировать социальные функции культуры. Это, во- первых, ее познавательная функция, вытекающая из философских и научных знаний; во-вторых, эстетиче- ская функция, предполагающая бескорыстное наслаждение результатами гуманистической, творчески-преобразующей деятельности, свободную игру духовных и физических сил, что наиболее полно воплощается в искусстве; в- третьих, этическая функция, осуществляющая, исходя из норм морали, задачи нравственного совершенствования личности. Каждый из структурных элементов культуры в отдельности, а также во всей совокупности осуществляют также еще информационную и коммуникативную функции.

Если культура в своих истоках основывается на не- преходящих потребностях труда и самотворения человека, то идеология как теоретическое групповое сознание вы- водится из исторически преходящих факторов, и прежде всего - из отчуждения труда, в основе которого, по словам Маркса, лежит движение частной собственности. При этом поскольку созданный непосредственным производителем продукт присваивается собственником условий производст- ва, постольку происходит порабощение труда, а всякое по- рабощение труда неизбежно вызывает необходимость его освобождения. На этой противоречивой эмпирической ос- нове возникают, с одной стороны, консервативная идео- логия порабощения, с другой - революционная идеология освобождения. Первая детерминируется господствующими производственно-экономическими отношениями собствен- ности, вторая - производственно конфликтными отноше- ниями, т.е. отношениями экономического конфликта ме- жду новыми производительными силами и старыми про- изводственными отношениями. Главными структурными элементами идеологии являются: политическое сознание как совокупность идей об устройстве государственной власти и право как воля господствующих социально- политических сил, возведенная в закон.

Особое место в системе форм общественного созна- ния занимает религия. Поскольку она построена не на знании, а на вере, постольку в религии имеются моменты

355

идеологии. Поскольку же религия широко использует достижения искусства, нормы морали, постольку же она в значительной части своего содержания смыкается с куль- турой и может рассматриваться как ее органическая часть.

В условиях происходящих в стране событий резко меняется отношение между культурой и религией, пре- одолевается их былое противостояние. Конечно, история религии знает и массовые жертвы крестовых походов, и ужасы инквизиции, и аутодафе - сожжение живьем так называемых еретиков в лице выдающихся мыслителей. Вместе с тем религия во многом способствовала развитию культуры, заимствуя из последней ее общечеловеческое содержание и внедряя его в сознание людей. Известные всем библейские заповеди (не укради, не убий, не прелю- бодействуй) представляют собой не что иное, как общече- ловеческие принципы нравственности. Для эстетического воздействия на людей религией широко используется ис- кусство. И в этом отношении церковь весьма преуспела, поставив себе на службу совокупность многообразных ви- дов и форм художественного творчества: архитектуру, ко- торая подавляет воображение верующих необычностью, величественностью своих форм; живопись и скульптуру, переводящих абстрактные положения вероучений в план зримой, конкретно-чувственной образности; поэзию, соз- дающую легенды и мифы о сотворении мира и житии Христа. Музыкальное сопровождение богослужений соз- давали величайшие мастера, сочинявшие по заказу церкви хоралы, мессы и реквиемы. Могучее звучание органа, уси- ливаемое прекрасной акустикой костела, или теплое хоро- вое пение в православной церкви создают особый, эмо- ционально приподнятый звуковой фон для нравственных проповедей и молитв, связывают воедино многочисленные элементы церковной службы, помогают выстроить ее "драматургию". Сама церковная служба с утвердившимся в веках ритуалом (молебен, заупокойная служба, крестный ход), с контрастным чередованием "сцен" и "актов", осно- ванном на прекрасном знании законов человеческой пси- хики, многое заимствовала у искусства театра - сценарий, декорации, костюмы, реквизит.

Сила коммуникативного воздействия искусства необычайно увеличивает воздействие религии, воспри- нимается верующими как собственно религиозная сила,

356

божественная магия. Однако образный смысл фресок Андрея Рублева и Феофана Грека, Леонардо да Винчи и Рафаэля, глубинное содержание скульптурных ком- позиций Микеланджело, эмоциональный строй музы- ки Генделя и Баха, не говоря уже о реквиемах и все- нощных, сочиняемых композиторами более позднего времени - от Моцарта и Верди до Чайковского и Рах- манинова, - определяется, быть может, не столько ре- лигиозным содержанием, сколько высокохудожествен- ным осмыслением в традиционно религиозных формах человеческого содержания, вечно волнующих проблем бытия.

Подобным образом можно было бы рассмотреть взаимодействие всех компонентов культуры, взятых в от- дельности, со всеми компонентами идеологии.

Выделение всеобщих элементов и форм культуры дает возможность выявить ее конкретные типы. Послед- ние могут быть классифицированы по признаку субъекта (культура личности, социальной группы, общности, обще- ства); социально-пространственному (культура локальная, региональная, субрегиональная, ойкумена); социально- временному (исторические типы, выделяемые по форма- ционным, цивилизационным и другим критериям). Тем не менее во всех классификациях будет присутствовать нечто общее: все типы существуют в определенных все- общих формах - универсалиях культуры. Одна из них, важнейшая, - язык; это поистине "дом бытия" человека (М. Хайдеггер).

Культура несет в себе пафос постоянного обновления и совершенствования человека. Она задает ему всякий раз определенный в своей содержательности идеал возвыше- ния над обыденным, себе равным существованием.