logo
Философия

1.6. Гносеологические причины философского плюрализма

Как в многовековой истории цивилизации, так и в духовной жизни общества наших дней материализм не был и не является единственной формой философского миро- понимания. Философская мысль - всегда проблематизация действительности, стремление разума выявить ее противоре- чия и тенденции изменения. В множестве учений и школ, течений и направлений находят свое мировоззренческое

16

выражение существенные особенности в историческом развитии народов, различные классовые структуры, нацио- нальное своеобразие культуры, социальная специфика ци- вилизаций. По самой своей сути философия плюралистич- на. Но в пестроте и оригинальности ее конкретных учений более или менее четко прослеживается противостояние двух главных направлений в философском понимании ми- ра. Фиксируя этот несомненный факт, христианский тео- лог Августин призывал верующих "остерегаться тех. кто философствует сообразно стихиям мира сего, а не сообраз- но Богу, которым сотворен сам мир". Религиозный мысли- тель прямо определил исходные позиции противополож- ности материализма и идеализма.

Современному студенту порой трудно понять, по- чему к концу XX в. сохраняются идеалистические взгляды при всем, казалось бы, торжестве научного знания и дос- тижениях технического прогресса. Конечно, здесь нельзя не учитывать некоторые социальные обстоятельства. Так, наряду с философским мировоззрением, теоретически обобщающим результаты научного познания и опыт со- циальных действий людей, всегда существовали и иные философские учения. Они не были ориентированы и не ориентируются на достижения научных исследований. Они больше отражают многообразие интересов, потреб- ностей, культур разных народов, социальных групп, свое- образие их верований, ценностей, духовных устремлений и т.д.

Существенно и то, что распространению мистико- религиозных и идеалистических настроений и воззрений способствуют изменения в жизни людей, возникающие при резком обострении социальных противоречий в кри- зисных ситуациях. И все-таки, ссылки лишь на социаль- ные условия недостаточны для уяснения, почему в том или ином виде идеализм постоянно воспроизводится как способ философского освоения действительности. Нужно выявлять гносеологические корни идеализма. Ими будут причины, порождающие его самим ходом человеческого познания. Процесс отражения людьми действительности чрезвычайно сложен и многообразен. Истоки наших зна- ний - в ощущениях и восприятиях, которые, по сути сво- ей, чувственно субъективны. А работа мысли нуждается в обобщениях, абстракциях, в условности, воображении,

179

символизации и т.д. В мышлении большую роль играют также интеллектуальные чувства - сомнение, интуиция, вера. В этой сложности и противоречивости познаватель- ного процесса возникают предпосылки идеалистических воззрений. Они проявляются тогда, когда допускается (непроизвольно или сознательно) преувеличенное раздува- ние одной из граней, черточек познания, противопоставле- ние ее всему целостному мыслительному процессу. Именно в прямолинейности и односторонности мышления, субъек- тивизме, игнорировании объективной противоречивости человеческого познания заключаются гносеологические корни идеализма. В зависимости от того, какой познава- тельный момент возводится в абсолют, порождается соот- ветствующая разновидность идеалистической философии. Так, гносеологические причины объективного идеализма заключаются в возможности отрыва абстракции от реаль- ности; общего понятия от эмпирического существования отдельного; в чрезмерном преувеличении способности мышления к обобщению. Если же абсолютизируется не- посредственная данность чувственных восприятий при игнорировании их объективного источника и содержания, то вполне вероятно возникновение субъективно-идеалис- тических воззрений вроде известного тезиса английского философа XVIII в. Дж. Беркли: "Существовать - значит быть воспринимаемым".

Если идеализм порождается субъективизмом и од- носторонностью в познании действительности, то в чем же заключаются гносеологические причины материали- стической философии? Иногда высказывается мнение, что к ней вообще не должно применяться понятие гно- сеологических причин, поскольку тут, в общем-то, речь идет о правильном понимании мира, а не о заблуждениях (как в случае идеалистических концепций). Но с таким мнением вряд ли можно согласиться. Во-первых, извест- ны различные проявления грубого, узко ограниченного материализма (механического, вульгарного, экономиче- ского и т.п.). И здесь вполне могут быть обнаружены конкретные гносеологические причины философских за- блуждений (игнорирование качественного своеобразия различных объектов действительности, абсолютизация материальной обусловленности мышления, преувели- чение значимости экономических факторов и др.). Во- lb о

вторых, диалектико-материалистическое мировоззрение имеет, безусловно, свои глубокие причины. Они коренят- ся в более или менее адекватном отражении действитель- ности на основе развивающейся общественно-истори- ческой практики; всестороннего и целостного обобщения достижений естествознания, технических и социальных наук.

Раскрытие гносеологических причин различных фи- лософских учений - непременное условие их научного анализа и критики.