11.2. Сознание как форма отражения действительности
Сознание развивается из всеобщего свойства мате- рии - свойства отражения, которое означает способность одних материальных систем оставлять "след" в других в процессе их взаимодействия. Вследствие взаимодействия систем отношения между ними носят характер взаимоот- ражения. Отражение в простейшем виде есть особая функция взаимодействующих материальных систем, каж- дая из которых находится в состоянии динамического равновесия. Данное состояние постоянно нарушается внешними факторами, которые оказывают воздействие на систему, приводя либо к ее разрушению, либо к восста- новлению прежнего равновесия. В ходе восстановления равновесия во взаимодействующих системах происходят изменения, носящие характер отражения. Отражение есть определенная сторона изменения, происходящего внутри системы под влиянием внешних условий. Оно выступает как способность материальных систем воспроизводить внутреннее строение воздействующих на них объектов или некоторые особенности их строения. Иными слова- ми, отражение есть свойство материальных образований воспроизводить в ходе взаимодействия свойства и осо- бенности других систем. В простейших случаях - это след на песке, отпечатки давно умерших животных, отталкива- ние тела при соударении его с другим телом и т.п.
Признание отражения всеобщим свойством материи свидетельствует о том, что в основе материи как объек- тивной реальности содержатся предпосылки для возник- новения сознания, которые реализуются в ходе ее разви- тия. Вместе с тем неправомерны утверждения гилозоистов (Б. Спиноза) о том, что вся материя наделена способно- стью мыслить. Мышление - качественно особая, высшая форма отражения, присущая исключительно человеку. Само отражение специфически проявляется на различных уровнях организации материи: неживой природы, органи- ческой жизни и на социальном уровне.
155
Отражение в органической природе определяется ха- рактером и уровнем поведения живых систем. В процессе эволюции усложняются и специализируются органы чувств организмов, которые достигают наивысшей степени со- вершенства с возникновением нервной системы.
Элементарной и исходной формой отражения, при- сущей всем живым организмам, является раздражимость, означающая избирательное реагирование на внешние воз- действия. Раздражимость выражает способность живых организмов целесообразно отвечать на кратковременное воздействие среды. Она есть одно из неотъемлемых свойств жизни, выступающей основой биологического отражения. Становление раздражимости обусловлено ак- тивностью живого, не имеющей аналога в неорганической природе. Назначение активности - обеспечить такое взаимодействие организма и среды, которое необходимо для сохранения системы и ее устойчивого воспроизве- дения.
По мере усложнения форм взаимодействия орга- низмов с внешней средой, по мере дифференцирования и усложнения живого развивается и новая форма отраже- ния - чувствительность, т.е. способность отражать от- дельные свойства вещей в виде субъективных ощущений. Становление чувствительности связано со способностью реагирования не только на факторы внешней среды, имеющие жизненно важное значение, но и на те из них, которые косвенно связаны с ними. Чувствительность воз- никает уже на уровне простейших животных, однако осо- бое значение приобретает на уровне высших, имеющих специализированные органы чувств, содержащие наборы рецепторных клеток и способных отвечать на определен- ный вид энергии электрическими импульсами, циркули- рующими в нервной системе. Основная функция органов чувств сводится к восприятию определенных стимулов и передачи информации о них в нервную систему.
Понятие информации - одна из важнейших характе- ристик процесса отражений. В научной литературе до сих пор отсутствует единство в определении информации. Ее трактуют по-разному: "мера упорядоченности отражения", "отраженное разнообразие", "мера организации", "закодированное сообщение", "целесообразно упорядо- ченная структура объектов и воздействий" и др. Можно в
156
общем рассматривать информацию как функционально упорядоченное отражение, актуально обнаруживающееся при возникновении первичных биосистем. Жизненные процессы во всех своих проявлениях предстают как ин- формационные отношения. Раздражимость и чувстви- тельность - элементарные формы биологической инфор- мации.
Еще более сложный характер в органической при- роде имеет психическое отражение, выражающее способ- ность живых организмов анализировать сложные ком- плексы одновременно воздействующих раздражителей и отражать их в виде целостного образа ситуации. Психиче- ское отражение - это особая форма приспособления жи- вых существ к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития.
Развитие психического отражения осуществлялось в процессе длительной биологической эволюции и прошло ряд ступеней. Возникновение простейшей нервной систе- мы и органов чувств обусловило появление элементарной сенсорной психики, выражающей способность отражения отдельных свойств среды. Дальнейшее усложнение коры головного мозга привело к отражению животными целост- ности вещей и возникновению перцептивной психики. И наконец, совершенствование мозга обусловило возмож- ность чувственного восприятия животными объективного соотношения вещей в виде предметных "ситуаций".
Совершенствование форм психического отражения действительности послужило важнейшим фактором мор- фофизиологического прогресса на пути к становлению сознания. Вместе с тем морфофизиологический прогресс, связанный с появлением центральной и периферической нервной системы, привел к более точному реагированию на изменение факторов внешней среды и возрастанию способности живых организмов полнее осваивать жиз- ненные ресурсы. Это оказало влияние на организацию деятельности живых систем и, соответственно, на формы отражения ими действительности.
Рассмотрение форм отражения на различных уров- нях организации живой материи позволяет раскрыть био- логические основы сознания, выявить соотнесенность физиологического и психического. Психическое - это свойство мозга, функция особым образом организованной
157
материи. Поэтому и сознание функционирует только в процессе деятельности мозга. Творческая деятельность мозга, как отмечал И.П. Павлов, принадлежит не одному какому-то отделу мозга, а многим, которые в различные моменты времени могут попеременно включаться и вы- ключаться. Таким образом, активный участок мозга по- стоянно перемещается по всему пространству больших полушарий.
Работа коры больших полушарий головного мозга неотделима от рецепторного отдела, непосредственно воспринимающего внешние раздражения. Рецепторный (периферический) отдел нервной системы осуществляет трансформацию внешней энергии в специфическое нерв- ное возбуждение. Это возбуждение по -проводниковому пути от рецептора проводится к промежуточным центрам мозгового ствола (ретикулярная формация). Здесь проис- ходят рефлекторная связь с различными эфферентными системами, а также взаимодействие с различными анализа- торами. В корковом отделе нервный материальный процесс приобретает новое качество: возникает его высшее прояв- ление - сознание. Именно на этой стадии совершается тончайший анализ внешних раздражителей, которые через биоэлектрические и биохимические процессы в результа- те сложной деятельности мозга, его анализаторов транс- формируются в ощущения и другие формы психического отражения, регулирующие приспособительное поведение животного, деятельность человека.
Связь психических явлений, сознания с деятельно- стью мозга не подлежит сомнению, однако констатация этого факта не позволяет в полной мере объяснить тайны сознания. Для более глубокого их познания необходимо раскрыть внутренние механизмы, закономерности деятель- ности мозга, лежащие в основе психики, сознания.
Понятие психики шире, чем понятие сознания. Под психикой человека понимается совокупность явлений его внутреннего субъективного мира, отличного от внешнего мира вещей, включая тело человека. Основными состав- ляющими компонентами психики выступают ощущения, восприятия, представления ("внешние чувства"); разум, абстрактное мышление, формами которого выступают понятия, суждения, умозаключения; эмоции - горе, ра- дость, волнение, страх ("внутренние чувства"); воля.
158
Сознание не тождественно психике, ибо психиче- ское включает в себя и подсознательное (бессознательное, неосознанное). Например, мигание глаз, вздрагивание при испуге, сон, гипноз, лунатизм и т.п. Эмоции также могут быть сознательными и бессознательными.
К сознательному относятся такие психические явле- ния, которые проходят через мышление (разум), осозна- ются человеком. Мышление подчиняет чувства, эмоции, волю. Можно говорить о большей или меньшей степени сознательности. Но в целом человеческая деятельность характеризуется решающей ролью сознательных поступ- ков и действий.
Существование психики невозможно вне функцио- нирующего мозга, от уровня структурной организации которого зависит и уровень его отражательной способ- ности.
Качественное отличие психики человека от психики животных заключается в том, что человек обладает спо- собностью предвидения отдельных последствий своей деятельности, характера и направленности развития при- родных и социальных процессов. В этом плане человек, по словам К. Маркса, "не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуще- ствляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю" (29. Т.23. С. 189). Помимо этого, человек отличается ценностным отношени- ем к действительности, в то время как животное не отде- ляет себя от природы.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия