18.5. Философия техники
Техника - совокупность материальных средств прак- тической деятельности, которые создаются человеком для осуществления процессов производства или обслуживания непроизводственных потребностей общества. Это понятие включает машины, инструменты, строения, транспортные средства, системы и средства управления, добычи, хране- ния, переработки вещества, энергии, информации и т.д. Техника составляет важнейший элемент производитель- ных сил, которые в конечном итоге определяют характер и содержание всех социальных процессов человеческой жизни.
Деятельность человека по созданию технических объектов и управлению процессами их изготовления на- зывается технической. Техническая деятельность с при- менением научных знаний называется инженерной.
Изобретая и изготовляя технические приспособле- ния, создавая условия их функционирования, человек целенаправленно, в соответствии со своими знаниями, потребностями, интересами и целями видоизменяет приро- ду. Одновременно развивается и сам человек, совершенст- вуется его ум, обогащаются знания, умения и навыки дея- тельности. Это означает, что техника служит не только преобразованию предметной среды, но и раскрытию сущ- ностных сил человека.
Техника - этот новый, искусственный мир, "вторая природа" - как бы вырастает из "первой природы", поэто- му продолжает "жить" по ее законам, хотя приобретает свои специфические черты и формы. Более того, мир
311
техники имеет свои собственные законы развития. Их содержание определяется главным предназначением тех- ники - служить для достижения целей с возможно мень- шими затратами. Таков, в частности, закон симметрии технических объектов. В соответствии с ним всякий тех- нический объект имеет определенный тип симметрии, обусловленный комбинацией и характеристиками освоен- ных человеком потоков вещества, энергии и информации. Можно назвать также закон корреляции параметров техни- ческого объекта, закон соответствия между его функцией и структурой и др. Благодаря действию общих и частных за- конов всякое новое техническое завоевание становится средством, ступенью дальнейшего прогресса производства.
Техника есть материализованное естественнонауч- ное знание человека. Оно выступает фундаментом чело- веческой мысли. Техническое творчество, рассогласован- ное с этим знанием, не только бесплодно, но и вредно; чревато опасностями для жизни и здоровья людей. Разви- тие техники, инженерная деятельность являются испы- танным критерием истинности не только технических, но и физических, химических и прочих знаний.
Однако было бы ошибкой считать, что современная техника - лишь сумма прикладных разделов математики, физики, химии, кибернетики, а содержание технических знаний исчерпывается естественнонаучными теориями. Важнейшим стимулом развития техники выступают об- щественные потребности и цели. Общественные отно- шения могут как содействовать этому развитию, так и быть препятствием на его пути. Например, нас поража- ют достижения древних греков. Но они вряд ли были бы возможны без прогресса в области товарного про- изводства и связанного с ним развития торговли и мореплавания. Экономика Древнего Рима, основанная на дешевом труде рабов, не вызывала интереса к тех- ническим новшествам, вследствие чего технический прогресс резко затормозился, а многие достижения прежних эпох были прочно забыты. Очевидно сдержи- вающее воздействие социальных факторов на развитие техники в последние десятилетия нашей отечественной истории. Отсюда ясно, почему ни одна естественнона- учная или техническая дисциплина, опираясь лишь на внутренние ресурсы и возможности, не в состоянии
312
объяснить существующие разнообразия в технике, а гем более "увидеть" ее завтрашний день, обосновать необходимость изготовления тех или иных технических устройств.
Таким образом, уровень развития техники есть про- дукт взаимодействия трех составляющих: сложившихся инженерных представлений и уже освоенных новаций, естественнонаучных знаний, социального заказа. Этот же триединый комплекс составляет фундамент современной технологии - системы научно обоснованных знаний об организации и управлении производством, его техниче- ских и социально-экономических последствиях.
Технический прогресс служит основой социального прогресса: Вместе с тем, он принес человечеству не толь- ко блага. Его побочным продуктом являются загрязнение окружающей среды, истощение природных богатств на- шей планеты, ядерная опасность. Выработанные в тече- ние многих столетий установки на потребительство и рас- транжиривание природного потенциала, разрешение меж- государственных, национальных конфликтов силовыми методами чреваты последствиями, связанными с самим существованием человечества.
Совокупность проблем, касающихся обсуждения мес- та и роли техники в человеческом обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся в наши дни так назы- ваемой философии техники. В ее разработку внесли серь- езный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, М. Бунге, Ф. Дессауэр, Э. Каппа, К. Маркс, Ф. Рапп, X. Сколимовски, М. Хайдег- гер, М. Шелер, К. Ясперс и другие мыслители. Внимание ученых к исследованию феномена техники обусловлива- ется тем, что она, выражаясь словами немецкого филосо- фа М. Хайдеггера, "превратилась в часть Бытия человека". Неудивительно, что в воззрениях на технику специфиче- ским образом выявляются извечные философские вопросы.
Первый из них в приведенной ранее формулировке И. Канта: Что я могу знать? Применительно к технике ответ гласит: "Понимать - значит изготовлять". На самом деле, большая часть человеческих знаний о мире заклю- чена в технической деятельности. Значит, вопрос о том, что я могу знать, в общем находит свой.ответ в том, что я могу делать. Само понятие техники при таком подходе приобретает существенное человеческое измерение. Техни-
313
ка предстает - если воспользоваться формулой К. Ясперса - "как совокупность действий знающего человека, направ- ленных на господство над природой; цель их - придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды". А раз так, то встает новый вопрос: Что я должен делать? Ведь современная техника (в ши- роком смысле в нее входит и технология как инструмен- тальный способ рационального действия) неизмеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий.
Инженер как субъект технической деятельности оказывается необходимо включенным в моральную ситуа- цию личной и социальной ответственности, конструируя, например, оружие уничтожения глобального масштаба или мощные радиоэлектронные системы, позволяющие политикам во имя групповых корыстных целей манипу- лировать массовым сознанием и поведением людей. Не все, что я могу, я должен делать. Перед конструктором всегда возникает проблема нравственного выбора. Ныне неприемлем идеал инженера с чисто "инструментальным разумом" как действующего субъекта безотносительно к духовным ценностям и подчиняющего все только интере- сам техники и производства.
Отсюда и следующий вопрос: На что я могу наде- яться ? Здесь возможны прямо противоположные выводы. Многие представители философии техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил - подлин- ное благо человечества и условие возрастания его свобо- ды, фундамент счастливого будущего. Для других техни- ка - угроза дегуманизации общества и демон уничтожения цивилизации. Каждая из этих интерпретаций воздействия техники на социум по-своему справедлива. И значит, фи- лософия техники вынуждена обратиться к обсуждению последнего и самого, пожалуй, определяющего вопроса Канта: Что такое человек?
Становление человека связано с применением ору- дий. С самого начала именно технику развили и использо- вали люди в своей борьбе за существование, отстаивая себя трудом перед природой. Homo faber (человек умелый) - условие возможности Homo sapiens (человек разумный). Приведенное выше определение техники К. Ясперсом тем
314
самым может быть существенно уточнено с акцентирова- нием самого характера действий "знающего человека". Испанский философ Ортега-и-Гасет верно в данной связи заключает, что техника является системой действий, по- средством которых человек стремится достичь осуществ- ления внеприродной программы, т.е. осуществления са- мого себя.
Абсолютизация возрастающей роли техники в жизни современного общества обусловила возникновение и до- вольно широкое распространение особой идеологии, по- лучившей название технократизма. Технократизм - со- временная разновидность метафизики. Подобно тому как в XVII-XVIII вв. метафизическое мышление "вырывало" рассматриваемый объект из его общей связи с другими объектами, игнорировало ее, технократическое мышление учитывает лишь одну единственную связь - контакт тех- ники с подвергаемым воздействию объектом. Возможно- сти техники в этом воздействии - единственный ориентир и предпосылка деятельности технократа.
Идеология технократизма зародилась в недрах раннего буржуазного общества. Ее родоначальником следует считать, видимо, Ф. Бэкона. Он сформулировал принцип господства над природой - "все служит человеку, он же извлекает и получает пользу из каждой окружающей его вещи". Несомненно, принцип Бэкона был бы невоз- можен, если бы не стало явным значение техники как универсального средства этого господства, средства, убе- дительно продемонстрировавшего отсутствие преград, способных устоять перед ее мощью. Убеждение - "техника решает все" - стержень идеологии технократизма.
Очевидна генетическая связь технократизма с механицизмом. Например, Ламетри и Лаплас - технократы XVIII в. Первый из них рассматривал человеческий орга- низм как самостоятельно заводящуюся машину, второй сделал попытку истолковать в понятиях механики весь ок- ружающий мир. Технократизм унаследовал одну из глав- ных методологических установок механицизма - классиче- ский детерминизм, в котором взаимодействие причины и следствия описывалось динамическими законами механи- ки, а сама причинность отождествлялась с необходимостью и отрицался существенный характер случайности.
315
В дальнейшем технократизм нашел благотворную питательную почву за пределами механики. Его идеология проникает даже в общественные науки. Творцы амери- канской конституции 1787 г. стремились создать государ- ственное устройство, все звенья которого должны были работать с безотказностью и точностью часового меха- низма. Меттерних в своей дипломатической деятельности сверял свои планы с идеями, почерпнутыми из сочинений Лапласа. А разве не технократические регулятивы направ- ляли многие десятилетия умы деятелей из Госплана, пы- тавшихся до мельчайших подробностей расписать и рег- ламентировать функционирование народного хозяйства всего бывшего Советского Союза?
Порок тоталитарного технократического мышления заключается в том, что принятие социально-политических и экономических решений видится лишь в отборе наиболее продуктивных с практической точки зрения методов пре- одоления проблем, определяемых властвующей элитой. От- дельный человек с его нуждами и потребностями самовы- ражения, нюансами ценностного сознания и культуры в таком случае совершенно игнорируется. Люди рассматрива- ются только в их функциональных отношениях как винтики единого социального организма, как пассивный объект идеологического манипулирования. Известные негативные последствия многих в недавнем прошлом реализованных у нас планов и программ (создание искусственных водохра- нилищ на крупных реках, мелиорация, химизация сель- ского хозяйства и др.) - продукт их технократической при- роды. Творцы подобных проектов игнорировали тот факт, что решаемые проблемы носят не чисто технический, но и социальный характер. Они требуют поэтому также обстоя- тельного экономического, политического, нравственно-гу- манистического, экологического и прочего анализа.
В наши дни все более осознается ограниченность и социальная опасность идеологии всеобщего технологиче- ского детерминизма, акцентирующей возможность регу- лирования жизни общества исключительно принципами научно-технической рациональности. Наблюдается суще- ственная эволюция установок технократизма. Возникают новые варианты технократического видения социума. В них происходит уже отказ от воззрений на общество и человека в духе классического механицизма и тотального
316
жесткого технологизма. Американский ученый Д. Белл выдвинул теорию, что каждая из трех основных сфер об- щественной жизни имеет свою специфическую ось, и технократические принципы в полной мере применимы лишь к социальной структуре, включающей экономику, технологию, систему занятости. Именно здесь обознача- ется собственное пространство технократии как высокой технической функциональности всех решений, прини- маемых компетентными лицами (учеными и инженерами) на рациональной основе с необходимым учетом человече- ского измерения техногенной цивилизации.
В настоящее время тотальное технократическое мышление вступило в острый конфликт с социальной практикой. Овладение диалектикой, применение ее как метода познания и практического действия - главный путь преодоления технократизма.
При всей своей социальной значимости техника - лишь один из элементов производственной деятельности людей. Содержание "внеприродной программы", о чем говорилось выше, обусловливается специфической сущ- ностью человека как совокупности всех общественных отношений. Среди них детерминирующую функцию вы- полняют производственные отношения.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия