logo search
Философия

18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений

Сущность диалектики, взаимосвязи и развития двух основных сторон способа производства выражает закон соответствия производственных отношений определенной ступени развития производительных сил, действующий на всех исторических ступенях развития общества.

Прежде всего отметим, что взаимодействие и единст- во производительных сил и производственных отношений обусловлено тем, что человек является не только главной производительной силой, но также носителем и субъектом производственных отношений, а вещный элемент произво- дительных сил (средства труда) совпадает с объектом собст- венности на средства производства.

На каждой ступени исторического развития матери- ального производства взаимодействие его основных сто- рон проявляется как отношение, определенная степень

319

согласованности ("соответствия") с присущими ему всегда двумя объективными противоположными тенденциями: первая из них - определяющая роль производительных сил по отношению к своей социально-экономической форме, вторая - обратное активное воздействие формы, т.е. про- изводственных отношений на производительные силы.

Еще в древнегреческой философии пробивалась мысль о зависимости собственности от средств труда и способа их применения. Так, Аристотель, объявив раба "некой одушевленной собственностью", не отрицал воз- можность ликвидации собственности на раба с изменением орудий труда: "Если бы каждое орудие могло выполнять свойственную ему работу само, по данному ему приказа- нию или даже его предвосхищая, и уподоблялись бы ста- туям Дедала или треножникам Гефеста, о которых поэт говорит, "что они сами собой входили в собрание богов", если бы ткацкие челноки сами ткали, тогда бы и ... гос- подам не нужны были бы рабы" (2. С.381). Но это были лишь догадки.

В условиях соответствия производственных отноше- ний производительным силам формируется возможность для их прогресса. Если же производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, то они становятся оковами их прогресса, оказывают разру- шительное воздействие, особенно на главную производи- тельную силу общества. Возникающее несоответствие ме- жду производительными силами и производственными отношениями разрешается эволюционным или револю- ционным способом. Очевидно и другое: как промедление, так и неадекватные социальные действия по разрешению несоответствия углубляют противоречия между произво- дительными силами и производственными отношениями вплоть до перерастания их в конфликт.

Исторический опыт последних столетий показыва- ет, что в условиях технизации производства и других сфер жизни наиболее отвечают потребностям развития произ- водительных сил, самого человека те гибкие экономиче- ские структуры, основу которых составляет многообразие форм собственности (государственной, частной - от круп- ной до мелкой, акционерной, кооперативной и т.д.).

Новый вызов перед человечеством ставит вступле- ние в стадию информационного общества. Компьютери-

320

зация, микроэлектронная революция угрожают подорвать систему наемного труда. По оценкам специалистов, уже в ближайшие десятилетия можно ожидать, что примерно половину рабочих мест, обусловленных физическим или элементарным умственным (канцелярским) трудом, заме- нят автоматы и вычислительная техника. Каковы будут социальные последствия столь коренного сдвига в жизни сотен миллионов людей труда? Возможно ли вообще рас- пространить индустриальную цивилизацию как образ жиз- ни на все человечество?

"Одно, - как заметил К. Ясперс, - во всяком случае, очевидно: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, что из нее сдела- ет человек, чему она служит, в какие условия он ее ста- вит. Весь вопрос в том, что за человек подчинит ее себе, каким проявит он себя с ее помощью" (66. С. 146).

Таким образом, в диалектике производительных сил и производственных отношений пребывает внутренний источник, глубинная движущая сила саморазвития спосо- ба производства материальной жизни, что в свою очередь является могучим импульсом развития общества в целом, включая его взаимодействие с природой.