17.4. Общественно-экономическая формация
В ходе исследования реального исторического про- цесса марксизм выработал и обосновал понятие общест- венно-экономической формации, которое стало важней- шим в системной теории исторического материализма. Оно используется для обозначения определенной ступени в развитии общества, сущность каждой из которых со- ставляет способ производства материальной жизни, преж- де всего, конкретно-исторический тип производственных отношений. Соответственно в историческом материализме сформировалось понимание первобытнообщинной, рабо- владельческой, феодальной, капиталистической и комму- нистической общественно-экономических формаций. По оценке К. Маркса, буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества. В рабо-
297
тах К. Маркса и Φ. Энгельса можно встретить и другие подходы к членению исторического процесса. Так, в ряду прогрессивных способов производства назывались азиат- ский, античный, феодальный и буржуазный. Выделялись в некоторых случаях доклассовое, классовое и бесклассо- вое (коммунистическое) общество.
Исторический процесс показывает, что все этниче- ские общности начали свое развитие с первобытнооб- щинного строя, но не все из них последовательно "продвигаются" от одной формации к другой, более про- грессивной. Конкретная история многих народов и стран говорит о том, что в своем развитии они не знали тех или иных формационных ступеней. Это относится, например, к древним германцам и славянам, которые миновали ра- бовладельческую формацию, непосредственно перешли от первобытнообщинного строя к феодализму. Фактически в последние столетия совершается процесс включения в систему капиталистических общественных отношений коренного населения Южной и Центральной Америки, которое находилось на различных ступенях родоплемен- ного строя. Многие народности и племена Сибири, гор- ных районов Кавказа и Памира, Средней Азии, Монго- лии не прошли в своем развитии стадию капитализма.
Также не является одновременным процесс после- довательного перехода от одной к более высокой ступени исторического развития. Историческая действительность в каждую эпоху отличается многообразием общественных отношений и форм у различных народов и стран. Право- мерно считать, что сосуществование нескольких общест- венно-экономических формаций (как и разных внутри- формационных ступеней) в одном синхронном срезе, их параллельное и взаимопроникающее развитие представ- ляют собой существенную и неотъемлемую особенность всемирной истории.
Свои сложности имеет не только исследование истории прошлого, но и выделение критериев для оп- ределения той исторической стадии, на которой нахо- дится современное общество в данное историческое время. Так, сейчас с учетом опыта развития монополи- стического капитализма на протяжении целого столе- тия и соответствующих прогнозов выдвинута гипотеза о том, что не является ли, напротив, эпоха свободной
298
конкуренции предшественницей монополистического капитализма, а последний - адекватной формой капи- талистического способа производства? Безусловно, что данное суждение представляет собой гипотезу, тре- бующую обсуждения, а вердикт будет вынесен самой жизнью.
Неизмеримо более сложным и трудным оказался переходный период от капитализма к социализму. Сей- час становится все более очевидным тот ущерб социаль- ному прогрессу, который был причинен деформациями общечеловеческих ценностей под видом "полной и окончательной победы социализма", а затем субъекти- вистскими декларациями, выдававшими под видом "трех больших скачков к коммунизму", "развитого со- циализма" нечто, не только не соответствующее ре- альности, но и чуждое идеалам и принципам теории социализма. В настоящее время в ряде государств Восточной и Юго-Восточной Европы наблюдается возврат (или переход) от социализма к капитализму. История вновь доказывает нелинейность своего разви- тия и противоречивость социальной синергии, способ- ность общественных субъектов изменять ход прогресса. Трансформация социализма в капитализм в данном случае опять-таки обусловливает серьезнейшие колли- зии в жизни людей, усиление классовой дифференциа- ции, обострение конфликтов разного рода, возникно- вение тягостного для индивидов и опасного для обще- ства состояния цвишенизма.
Все это требует более глубокого изучения внутри- формационных фаз, прогнозирование форм и способов взаимодействия синхронно сосуществующих, но разно- типных формаций, выяснение соотносительности с кате- горией общественно-экономической формации понятий "уклад", "эпоха", "цивилизация". Ведь современный мир становится все более зависимым, и для решения глобаль- ных проблем необходимо объединение усилий всего ми- рового сообщества.
В чем же состоит методологическая, познаватель- ная ценность учения об общественно-экономической формации? Во-первых, это его направленность на выде- ление в потоке мировой истории формационных ступе- ней и соответствующих им форм общественной жизни.
299
Во-вторых, это обоснование понимания возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций как реального исторического процесса. В-третьих, это конкретно-историческое системное видение общества как единого целого во взаимоотношениях составляющих его реалий.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия