2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.
Вместе с тем философия не останавливается на про- стой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существо- вания. Определяя смысл отношения "бытие-небытие", она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодо- леть ограниченность познания через призму индивиду- ального бытия. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необ- ходимость, действительность, содержание; реальность и многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь фи- лософскую систему в целом. Для нас - это задача всего курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней и видов существования дать можно и необходимо.
Следует различать виды бытия - объективная реаль- ность и субъективная реальность, уровни бытия - актуаль- ное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и
социальное бытие.
Объективная реальность охватывает все то, что суще- ствует вне и независимо от сознания. Звездные системы и
32
элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганиз- мы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не- живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реаль- ность - это не что иное, как сознание, мышление, духов- ный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Пережива- ния человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъек- тивная реальность является продуктом отражения объек- тивной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее.
Взаимосвязь объективной и субъективной реально- сти осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности мышле- ния выступает опосредованность ее практикой. Для того, чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипу- лирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть объектом исследования разных специалистов. Для механика важным будет исследование их на прочность, для физика - на электро - или теплопроводность, для хи- мика - на их химическую активность и т.д. С другой сто- роны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправ- ным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов.
Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бы- тие - это наличное бытие в данном пространственно- временном интервале, все то, что существует в данный мо- мент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жиз-
33
2 Зак. 83
недеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.
Бытие человека представляет собой единство физи- ческого (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия че- ловека наиболее значимым является аспект индивиду- ального личностного бытия, ибо только через этот уро- вень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.
Очень многие жизненные ситуации просто не суще- ствуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решить по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност- ные характеристики бытия.
Актуальное бытие вещей и процессов природы, че- ловека и того, что создано им, содержит в себе массу не- реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществля- ется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного ин- дивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, - бес- ценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сме- ной поколений. История - это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень ду- ховной и материальной культуры, т.е. уровень актуального бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем. Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к про- шлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов административной системы души прикоснуться к много-
34
цветию красок жизни, а необходимый процесс введения бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное - едины. Предпосылкой этого единства яв- ляется бытие.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия