logo search
Философия

2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности.

Вместе с тем философия не останавливается на про- стой констатации существования человека и окружающего его мира, раскрывая различные виды и способы существо- вания. Определяя смысл отношения "бытие-небытие", она дает понимание противоречивости, напряженности, многообразия бытия; предоставляет возможность преодо- леть ограниченность познания через призму индивиду- ального бытия. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необ- ходимость, действительность, содержание; реальность и многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь фи- лософскую систему в целом. Для нас - это задача всего курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней и видов существования дать можно и необходимо.

Следует различать виды бытия - объективная реаль- ность и субъективная реальность, уровни бытия - актуаль- ное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и

социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что суще- ствует вне и независимо от сознания. Звездные системы и

32

элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганиз- мы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не- живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное бытие. Субъективная реаль- ность - это не что иное, как сознание, мышление, духов- ный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Пережива- ния человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие, как материальная точка или идеальный газ), вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъек- тивная реальность является продуктом отражения объек- тивной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реально- сти осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой логичности и адекватности, истинности мышле- ния выступает опосредованность ее практикой. Для того, чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипу- лирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. Одни и те же материалы могут быть объектом исследования разных специалистов. Для механика важным будет исследование их на прочность, для физика - на электро - или теплопроводность, для хи- мика - на их химическую активность и т.д. С другой сто- роны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправ- ным пунктом для определения природы и возможностей объективно реально существующих вещей и процессов.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бы- тие - это наличное бытие в данном пространственно- временном интервале, все то, что существует в данный мо- мент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие естественных вещей и процессов. Это - природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком. По мере развития человечества вторая природа оказывает все большее влияние на жиз-

33

2 Зак. 83

недеятельность общества. Доминирующее значение в ней занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физи- ческого (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что генетическая программа, заложенная в человеке природой, реализуется путем социального (общественного) способа существования человека. При рассмотрении бытия че- ловека наиболее значимым является аспект индивиду- ального личностного бытия, ибо только через этот уро- вень бытия можно осмыслить отношение человека к миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не суще- ствуют как проблемы для всех. В частности, особенность вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек проблемы собственного бытия может поставить и решить по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност- ные характеристики бытия.

Актуальное бытие вещей и процессов природы, че- ловека и того, что создано им, содержит в себе массу не- реализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным. В природе такой процесс осуществля- ется благодаря естественным законам. В обществе тоже имеются свои законы, но они проявляются только через действия людей. Подчеркнем - конкретных личностей, через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не просто в преходящем характере каждого конкретного ин- дивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, - бес- ценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сме- ной поколений. История - это наше понимание бытия, и от того, насколько данное поколение прониклось духом бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих предшественников и современников, зависит уровень ду- ховной и материальной культуры, т.е. уровень актуального бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем. Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к про- шлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов административной системы души прикоснуться к много-

34

цветию красок жизни, а необходимый процесс введения бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры. Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное - едины. Предпосылкой этого единства яв- ляется бытие.