21.5. Социальное прогнозирование и
горизонты оптимальной технической политики
Социальное прогнозирование основано на соедине- нии познания с общественно-исторической практикой для сознательного использования объективных законов. Оно тесно связано с предвидением, дающим научно обос- нованное предположение о будущем, чего еще нет в дей- ствительности, но потенциально содержится в нем в виде объективных и субъективных предпосылок (материальных условий, природных ресурсов, уровня духовного развития общества, соотношения социальных и политических сил и т.п.). Степень достоверности предвидения зависит от того, о каком будущем идет речь - непосредственном, обозримом или отдаленном.
Основу прогнозирования составляет информация о будущем: 1) на основе оценки его состояния путем сопоставления с уже известными явлениями и процес- сами; 2) условном продолжении в будущем тенденций
378
и закономерностей, выявленных в прошлом и хорошо известных в настоящем; 3) модели будущего состояния системы, построенного на основе вскрытых закономер- ностей и имеющихся данных. В соответствии с этим обычно выделяют следующие методы социального прогнозирования: 1) экспертные оценки; 2) экстрапо- лирование и интерполирование; 3) моделирование; 4) аналогия.
В разработке прогнозов применяют также методы дедукции и индукции, различные статистические, эконо- мические, социологические и другие методы. В настоящее время насчитывается свыше 150 методов прогнозирова- ния, которые используются для разработки предвидения будущего.
Важную роль в предвидении будущего играет выяв- ление противоречий в системе "общество - природа". Од- ним из таких ведущих противоречий является противоре- чие между законами общественного развития и законами эволюции биосферы. Нарастание загрязнения окружаю- щей среды, недостаток продовольствия, истощение при- родных ресурсов и другое ставят перед современной нау- кой вполне конкретные задачи выработки оптимальной технической политики, основанной на знании природных закономерностей.
В частности, одной из главных задач современного производства является его организация по типу природ- ных процессов, осуществляемых в форме биологического круговорота.
Принципиально важное значение имеет оценка изменений в экологических системах при разработке принципов рационального природопользования. Задача по существу сводится к установлению степени устой- чивости экосистемы, в рамках которой она способна к нормальному существованию. Если экосистема не удовле- творяет последнему условию, необходимо снижение инду- стриального давления на нее. Важно учитывать при этом, что различные экосистемы обладают различными свойст- вами. Так, экосистемы Крайнего Севера обладают особой чувствительностью к антропогенной нагрузке. Отсюда вы- текает различие в хозяйственной деятельности примени- тельно к различным регионам планеты.
379
Ограниченность природных ресурсов по-иному ставит вопрос об их рациональном использовании. До- быча и потребление отдельных видов невозобновимых природных ресурсов не может возрастать бесконечно долго. Однако совершенствование технологических про- цессов расширяет возможности их потребления. Более того, благодаря новым открытиям появляется возмож- ность добычи ресурсов, которые на сегодняшний день экономически невыгодны. Так, незначительное содер- жание урана в морской воде при существующих техно- логиях экономически нерентабельно, однако в будущем вполне реальна его добыча. Извлечение нефти из нефте- носных сланцев, осуществление реакции управляемого термоядерного синтеза, получение водорода экономи- чески выгодными способами, использование энергии Солнца и другие меры могут неограниченное время удовлетворять потребности человека в энергии. Поэтому прогнозирование будущего человека тесно связано с достижениями научно-технического прогресса.
Социальное прогнозирование основано на знании законов исследуемых явлений. Такими наиболее общими законами выступают законы сохранения, отражающие су- щественные отношения самой природы. Выявление зако- нов сохранения жизни (в простейшем случае - границ гомеостазиса, за пределами которых существование жизни невозможно) - важнейшее условие для управле- ния биосферой, представляющего сознательную дея- тельность общества, направленную на ее изменение в соответствии с практическими потребностями. Задача управления биосферой, по существу, сводится к управ- лению отдельными биогеоценозами с целью обеспече- ния их нормального функционирования в антропоген- ных условиях.
Сама биосфера как объект управления весьма спе- цифична и содержит огромное количество подсистем, объединенных между собой различными связями, опре- деляющими характер ее функционирования. Она обла- дает совершенными механизмами саморегуляции, позво- ляющими самовосстанавливать нарушенные процессы. Овладение принципиально отличным от имеющегося в биологическом мире механизмом саморегуляции, в ка- честве которого выступает трудовая деятельность, по-
380
служило одним из важнейших факторов выделения человека из животного царства. Посредством матери- ально-производственной деятельности как основы жизни общества человек связан с природой, и эта связь находит выражение в практике, в которой природа вы- ступает перед человеком во всем многообразии своих свойств. Практическое освоение окружающего мира должно основываться на знании закономерностей эво- люции биосферы, поскольку их нарушение ведет к подрыву механизмов саморегуляции, к ухудшению ка- чества окружающей среды. Исходя из этого, основным методологическим принципом оптимального взаимо- действия человека и природы является принцип соответ- ствия общественного развития естественным законам эволюции биосферы.
На данном этапе развития социума технические возможности человека уже превзошли прогностические возможности науки в познании законов эволюции био- сферы, поэтому дальнейшее общественное развитие должно основываться на сокращении разрыва между практической деятельностью и прогнозом, на органи- ческом сочетании компенсирующей, контролирующей и прогностической функций. Это предполагает изме- нение характера отношений человека и природы, из- менение методологической функции самой науки. По- следнее означает, что наука, помимо средства познания и преобразования мира, должна превратиться в средство выживания человечества.
Существование человека всегда было связано с использованием ресурсов природы, с перераспределе- нием энергии и вещества на земной поверхности. Од- нако степень данного процесса до сравнительно не- давнего времени была незначительной и существенно не влияла на функционирование биосферы в целом. Совершенствование орудий труда сделало человека от- носительно независимым от внешнего окружения, при- вело к тому, что его деятельность стала мощным фак- тором нарушения нормального протекания природных процессов. В ходе производственной деятельности многократно превышается естественное поступление химических соединений в атмосферу, нарушается функционирование геологического и биологического
381
круговоротов, что в итоге приводит к нарушению ди- намического равновесия в биосфере. Устранение нега- тивных последствий человеческой деятельности пред- полагает введение замкнутых циклов производства, сведение к минимуму вредных выбросов, поиски новых энергетических источников и многое другое. Методо- логическим принципом рационального природополь- зования является принцип экологической безвредно- сти человеческой деятельности, ориентированной на поддержание нормального функционирования био- сферы и сохранение ее устойчивости. Управление биосферой предполагает комплекс сложных меро- приятий, направленных на исключение тех вариантов развития, которые выводят общество за границы го-
меостазиса.
Управление биосферой, определяющее длительное существование человечества, - сложный, комплексный процесс, направленный на поддержание качества окру- жающей среды и удовлетворение потребностей людей на основе научно обоснованных принципов коэволюции че- ловека и биосферы.
Не менее важное значение в достижении пере- численных задач имеет и духовно-нравственное освое- ние окружающего мира, основанное на единстве нравст- венных и организационных принципов. Важную роль в этом плане играют социокультурные традиции, выра- жающие исторический опыт прошлых поколений. Становясь достоянием личности, они определяют ее ценностные установки и убеждения, нравственную по- зицию и реальные действия в использовании природы. Ныне, как никогда ранее, социальный и научно- технический прогресс приобретают гуманистический смысл, определяющий рациональные формы природо- пользования.
Гуманистическая направленность научно-техни- ческого развития вселяет оптимизм в преодолении противоречий, представляющих реальную угрозу су- ществованию человеческой цивилизации. Переориен- тация социально-технического развития соответствен- но требованиям законов эволюции биосферы возможна при условии развития новой системы ценностей, вы- ступающей предпосылкой решения глобальных про-
382
блем современности. Только на этой основе возможен дальнейший социальный прогресс, способный обеспе- чить не ограниченное временем существование челове- ческой цивилизации.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия