logo search
Философия

21.2. Сущность научно-технической революции

В отличие от практически непрерывного научно- технического прогресса, протекающего преимущественно в эволюционной форме, НТР представляет собой корен- ной качественный скачок в развитии производительных сил, всего общественного производства. Это - сложнейший социально-экономический феномен. В ходе общественного прогресса он выступает кардинальным средством разреше- ния постоянно возникающего противоречия между по- требностями человечества в материальных и духовных благах и возможностью их удовлетворения на современ- ном этапе развития производства.

Революции такого типа уже были в истории дваж- ды. Первая - аграрная, или земледельческая была основ- ным звеном неолитической революции, ознаменовавшей переход от первобытного доклассового общества к анта- гонистическим формациям. Она начиналась едва замет- ными сдвигами в хозяйственной деятельности охотников, рыболовов и собирателей дикорастущих плодов в древ- ности, а завершилась коренным преобразованием всей общественно-экономической структуры. Собиратели и охот- ники превращались в земледельцев и скотоводов. Ведущей сферой деятельности, обеспечивающей жизнь людей, ста- новилось земледелие, аграрный сектор.

366

Переход от присваивающей к производящей эконо- мике был необходим не только потому, что оскудели за- пасы природы в местах обитания человека, но и потому, что возросла численность населения. (Если к началу не- олита на Земле проживало около 10 млн. человек, то к концу - более 50 миллионов).

Второй революцией, приближающей нас к НТР, вы- ступил промышленный переворот XVIII-XIX вв., который явился выражением коренных качественных сдвигов в общественном производстве на основе внедрения машин. И каждый раз перед тем, как складывалась революцион- ная ситуация, на пути развития общественного производ- ства возникало определенное препятствие, без преодоле- ния которого жизнедеятельность общества оказывалась под угрозой. Сначала таким препятствием было весьма ограниченное количество "даров природы", пригодных для употребления в качестве пищи человека. Аграрная революция разрешила это противоречие, превратив при- сваивающую экономику в производящую. Затем оказа- лось, что силы человека несопоставимо малы, а орудия труда несовершенны для того, чтобы обеспечить жизнь общества на основе земледелия и животноводства. Про- мышленная революция разрешила это противоречие созда- нием машинной техники и индустриализацией сельского хозяйства. Промышленная деятельность стала определяю- щей в общественном производстве, сменив аграрную.

Новая техника многократно увеличила силы челове- ка, открыла путь применению научных знаний в производ- ственных процессах. Однако наука как духовный фактор может стать производительной силой материального производства не автоматически, а через средства труда, рациональную его организацию, интеллект субъекта производства, человека. Выполнить эту задачу призвана научно-техническая революция современности.

Так как и аграрная, и промышленная революции коренным образом преобразовывали способ производства, способ обеспечения жизнедеятельности общества и чело- века, то их, естественно, можно назвать производствен- ными революциями. НТР - революция этого же порядка. Она не ограничивается сдвигами в науке и технике, не сводится лишь к материализации научно-технических идей, а знаменует революционное преобразование всех

367

элементов производительных сил, перестройку хозяйст- венного механизма, системы управления. Сущность же НТР заключается в смене ведущих сфер деятельности, в превращении научно-технической деятельности в опреде- ляющее звено материального производства. А это означает комплексное преобразование производства, его прямое взаимодействие с наукой с целью создания новой системы технологий (микроэлектроника, биотехнология, лазерная технология, волокнистая оптика и др.), обеспечивающих общее повышение эффективности труда, наукоемкости производственных процессов.

В этих условиях нематериальные накопления - на- учные знания, квалификация, творчество - приобретают решающее значение для развития экономики. Они лежат в основе инновационных процессов, изменения структу- ры производства и качественных характеристик продук- ции, что ведет к резкому возрастанию значимости челове- ческого измерения производства.

НТР, освобождая человека от тяжелых физических операций, повторяющихся монотонных умственных на- грузок в процессе трудовой деятельности, предъявляет новые требования к его интеллекту, творческим способ- ностям, духовным качествам. Производству периода НТР все больше нужно специалистов высочайшего класса, лю- дей смелой новаторской мысли, ломающих привычные грани возможного, изыскивающих новые пути в науке, технике, экономике, управлении, социальном прогнозиро- вании. Нужны исследователи, свободно владеющие прин- ципами системного анализа, средствами вычислительной техники и автоматизированными системами проектирова- ния и научных исследований. Они должны уметь само- стоятельно ставить и осуществлять научные, инженерные и производственные задачи, вести поиск новых физиче- ских, технических и технологических принципов, управ- ленческих решений, обладать комплексом знаний, необ- ходимых для разработки и создания машин, механизмов и технологий высокой надежности и качества и для их экс- плуатации.

В условиях интернационализации науки и между- народного обмена технологиями, создания комплексных программ научно-технического прогресса, совместных предприятий, охватывающих интересы целых регионов,

368

усиления роли контактов между учеными разных стран специалист должен обладать основательной гуманитарно- философской подготовкой, современным экономическим мышлением, пониманием теории и практики маркетинга и менеджмента, навыками управленческой и организатор- ской работы, высокой общей культурой, знанием ино- странных языков.