20.2. Общественная психология и идеология
Обыденное сознание возникает и развивается как массовое сознание в процессе повседневной практиче- ской деятельности людей. Оно охватывает прежде всего знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности людей, наивные представления об окру- жающей их природной среде, непосредственно житейские нравственные нормы, обычаи, представления людей о своих потребностях и интересах.
Так, человечество буквально по слогам, посте- пенно училось читать книгу природы, извлекая из нее практические выводы для рыболовства, охоты, сель- ского хозяйства. Трудно угадать было "нрав" капризной и переменчивой погоды, но тысячелетия противоборст- ва со стихией научили людей быть тонкими наблюдате- лями и следопытами. "Если листья на деревьях ветром поворачивает верхней стороной вниз, то будет дождь", "Чем больше бывают к осени муравьиные кучи, тем су- ровее зима" - сотни подобных примет накоплены на- родной метеорологией. Лишь немногие из них выдер- живают строгую проверку практикой и преодолевают ограниченные пространственно-временные рамки. Как правило, обыденное сознание не отражает сущностных процессов материальной жизни общества и не поднима-
340
ется до широких обобщений, до раскрытия закономерно- стей общественного бытия.
Обыденное сознание включает также составной ча- стью и в основном охватывает содержание общественной психологии как отражения специфики поведения и дея- тельности людей, обусловленной фактом их включения в социальные группы. Непосредственное выражение психо- логические особенности социальных групп получают в совокупности чувств, настроений, эмоций, отражающих их социально-экономические условия, повседневную дея- тельность и накапливаемый опыт. Одна из особенностей общественной психологии состоит в том, что она являет собой сумму несистематизированных взглядов, представле- ний, суждений. Интересы наций, классов, профессиональ- ных и других групп, коллективов на уровне общественной психологии еще не столько выражаются в обобщенном ви- де, сколько переживаются в виде симпатий и антипатий, отрицания и осуждения одних социальных действий и солидарности с другими. На этом уровне наиболее обна- женно проявляется комплексность человеческих склонно- стей к добру и злу, рациональному и иррациональному, конструктивному и деструктивному.
Общественная психология складывается как массовое сознание людей в основном стихийно, под непосредствен- ным влиянием условий их бытия. Однако это вовсе не означает, что психология широких масс населения в со- временном мире свободна от целенаправленного и органи- зованного воздействия пропаганды. Посредством телевиде- ния, радиовещания, кинофильмов, печати, "развлекающего чтива" осуществляется мощное воздействие на психоло- гию широких слоев населения в целях насаждения опре- деленных норм, привычек и ценностей, а также создания желаемого имиджа для тех или иных лиц. Как видно, имеются мощные механизмы манипулирования массовым сознанием людей и на уровне социальной психологии.
Общественная психология составляет основу, ис- ходный пункт для теоретического сознания, представ- ляющего собой упорядоченную и обобщенную систему знаний, идей. В отличие от обыденного сознания оно формируется не стихийно, а представляет собой продукт специализированного духовного производства, результат деятельности особых, профессионально специализиро-
341
ванных групп людей. Теоретическое сознание целена- правлено в глубину, в суть явлений и процессов социаль- ных отношений, общественного бытия, природной среды. Основные составные теоретического, систематизирован- ного сознания - это наука и идеология.
Идеология, как уже отмечалось, представляет собой теоретическую систему идей, принципов, ценностных установок, которые выражают интересы вполне опреде- ленных общностей людей. Отсюда следуют три важные особенности идеологии. Во-первых, в социально диффе- ренцированном обществе нет единой идеологии; как пра- вило, есть господствующая идеология и есть оппозицион- ные идеологии. Во-вторых, всякая идеология возникает и существует с целью сохранить существующий или создать новый общественный строй с его ценностями, консоли- дировать на этой основе как можно большее количество граждан. В-третьих, каждая идеология, представляя инте- ресы определенных общностей людей, пытается выдать свою систему заинтересованного видения действительно- сти и свои ценности за всеобщие в качестве единственно истинных и справедливых.
Противоречивым является соотношение идеологии с наукой. Но если отвлечься от различного рода случай- ных и специфических воздействий, то прослеживается определенная закономерность. Суть ее в том, что про- грессивные общественные силы более заинтересованы в осознании общественного бытия таковым, каким оно есть в действительности. Поэтому и их идеологи в той или иной степени стремятся воспользоваться достиже- ниями научной мысли. Это, например, проявилось в воззрениях Руссо, Вольтера, французских просветителей XVIII в., чьи идеи произвели переворот в умах совре- менников и явились идеологической подготовкой бур- жуазной революции 1789 г. Однако, придя к власти, господствующие силы проявляют все большую заинтере- сованность в том, чтобы скрыть от общественного мне- ния реально существующие и углубляющиеся противоре- чия существующего строя. При таких обстоятельствах идеология утрачивает способность более или менее верно отражать действительность. Само собой разумеется, что отмеченное отнюдь не означает вообще отсутствие эле- ментов научного знания в каждой идеологии. Однако их
342
"удельный вес" существенно разный в исторически кон- кретных идеологиях.
Современная эпоха с новой силой свидетельствует, что особенно в условиях радикального обновления обще- ства возрастает потребность в идеологии, которая, выра- жая коренные интересы прогрессивных социальных сил, давала бы адекватное отражение исторической действи- тельности и выполняла оценочно-регулятивную функцию относительно утверждения приоритета общечеловеческих ценностей.
Если обыденное сознание человека синкретично от- ражает в живой целостности многогранность его индиви- дуального и социального бытия, то на теоретическом уровне духовные явления дифференцируются в виде спе- цифических форм общественного сознания.
Общественное сознание и его основные формы не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее и не- изменное: они отражают общество в его развитии. На ранних ступенях первобытнообщинного строя прими- тивному бытию людей соответствовало примитивное, еще не расчлененное на отдельные формы обществен- ное сознание. В доклассовом обществе складываются зачатки таких форм общественного сознания, как ис- кусство, мораль, религия. Развитие родоплеменных общностей в народности, крупные общественные разде- ления труда, особенно отделение умственного труда от физического, возникновение классов и политической организации явились объективной основой для форми- рования политического и правового сознания, науки и философии.
Чем же объясняется дифференциация и движение форм общественного сознания? Прежде всего богатством форм и процессов самого общественного бытия, качест- венным отличием каждой новой ступени исторического развития. Более конкретную причину следует искать в возвышении материальных и духовных потребностей, ко- торые являются могучей движущей силой для развития производства и появления новых духовных образований, включая формы общественного сознания.
Каждая из основных форм общественного сознания имеет свои отличительные особенности. Можно выделить некоторые общие критерии их различия по объекту,
343
предмету отражения (правосознание и философия и т.д.), по форме отражения (искусство и наука и др.), по содер- жанию (религиозное и философско-научное сознание и т.д.), по своей социальной функции, месту и роли в жиз- недеятельности общества.
Возникнув как особый продукт материального и ду- ховного производства, формы общественного сознания, отражая общественное бытие, приобретают относитель- ную самостоятельность, что проявляется в следующем. Прежде всего они находятся в сложных взаимосвязях и взаимопроникновениях между собой. Каждая из форм общественного сознания развивается, опираясь на тот ду- ховный, мыслительный материал, который уже в этой форме сознания был произведен ранее, стал своего рода субъективной реальностью, т.е. здесь имеет место диалек- тическое снятие, включающее преемственность. Об отно- сительной самостоятельности форм сознания свидетель- ствует их обратное активное воздействие на все процессы жизни общества и образ жизни людей.
В формах общественного сознания в той или иной степени наличествуют все уровни сознания - обыденного и теоретического, общественной психологии и идеологии. Специфическое содержание каждой из форм обществен- ного сознания раскрывают конкретные гуманитарные дис- циплины - политология, правоведение, этика, эстетика, религиоведение, науковедение и др. В своей совокупности мораль, искусство, философия и другие формы обществен- ного сознания составляют духовную основу человеческой культуры.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия