2.1. Проблема бытия в философии
Возникновение философского мышления знамено- вало собой переход от мифа к логосу. Вымышленное, яр- кое, порой полное драматических коллизий, но не нуж- дающееся в доказательствах мифологическое представле- ние о мире повелевало принимать его как данный, без какого-либо анализа. Пришедшее же на смену мифологии разумно-логическое толкование мира не могло ограни- читься верой, оно стало искать ответ на простые, на пер- вый взгляд, вопросы: что, где, когда, почему и откуда? Они в свою очередь трансформировались в другие. Что есть мир? Где он начинается и кончается? Каковы причи- ны изменений вещей? Во всех этих и во многих других вопросах так или иначе речь идет о существовании вещей, их бытии. Понятие бытия с самого начала становится од- ним из мировоззренческих оснований философского мышления.
Более того, понятие бытия имеет универсальный характер.
Проблема бытия как смысла жизни осознанно или неосознанно волнует в глубине души каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией (общим понятием) в любой культуре. Представление о бытии чело- век впитывает в себя из непосредственного окружения, ли- гературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос
27
о смысле человеческого бытия - это, по сути дела, вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Готовы ли мы ответить на него? Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуаци- ях, когда человек стоит перед выбором в моменты одино- чества или перед лицом смерти, он невольно задается во- просом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще.
Смысл бытия может не осознаваться человеком, но уже сама жизнь в определенном отношении является ее смыслом или хотя бы основанием смысла. Жизнь людей определяется не безличным потоком некой безличной всеобщей жизни, а в каждый момент истории является продуктом индивидуализированных "Я". Жизненный смысл только в действии, которое является необходимым условием самореализации личности, раскрытием ее воз- можностей, способностей, таланта. Именно это позволяет подняться личному до внеличного, общечеловеческого и космического. В одной из бесед А. Эйнштейн, назвав жизнь возбуждающим и великолепным зрелищем, сказал, что если бы он узнал, что умрет через три часа, то это не произвело бы на него особого впечатления и он подумал бы о том, как их лучше всего использовать. Эйнштейн писал, что он так слился со всем живым и ему безразлич- но, где в этом потоке начинается или кончается чье-либо конкретное существование. Вопрос о смысле бытия, по- ставленный человеком самому себе, вырывает его из пут самоизоляции, делает осознанным соучастником истори- ческого бытия, является шагом на пути к внутренней свободе, возвышению чувства собственного достоинства.
Выход осознания жизненного смысла бытия челове- ка в надличностную сферу затрагивает глубокие социо- культурные пласты, которые могут получить объяснение только с позиций такого знания, как философия.
Понятие бытия является одной из основных катего- рий философии. Материя, движение, пространство, вре- мя, законы диалектики, личная и общественная жизнь, Бог, сознание, действие - все определяется через понятие бытия. На самом деле - что такое материя? То, что обла- дает самостоятельным бытием, существует независимо от сознания. Сознание же есть идеальное бытие как отраже-
28
ние материи. Пространство и время - формы ее бытия и т.д. Значение категории бытия для философии трудно пе- реоценить. Не случайно Гегель называл поэму Парменида "О природе", в которой проблема бытия занимает цен- тральное место, началом философии. Философское по- нимание бытия означает существование как таковое или существование вообще. Все вещи и явления мира, человек и его сознание, мир в целом, знание о мире и его состав- ляющих существуют, поэтому их можно объединить под понятием бытия.
Философия выходит за рамки простой констатации эмпирического существования вещей, постигаемого лич- ным опытом. Обыденная жизнь человека, повседневное общение сделали факт самого существования неотъемле- мой характеристикой данных в опыте вещей и процессов. Это даже нашло свое отражение в речи. Важнейшим эле- ментом многих языков является связка "есть" ("is" в анг- лийском, "ist" - в немецком, "je" - в чешском и т.д.). В со- временном русском и белорусском языках связка "есть" в большинстве случаев опускается, но смысловая нагрузка остается. Павел - инженер. (Павел есть инженер). Алесь - архитектор. (Алесь есть архитектор). Явная или неявная связка "есть" наряду с констатацией факта существования вещей, свойств, отношений как таковых отражает и принадлежность к определенным группам, категориям вещей, свойств и отношений. Выражение бытийности в языке является таким отражением свойств реального мира, каким он предстает человеку в его отношениях к другим людям, окружающим вещам, иначе говоря, ка- ким он дан в практической деятельности. Этот лин- гвистический экскурс подтверждает общекультурную значимость понятия бытия, однако не выводит за рамки личностного опыта.
Философию же с самого начала отличает выход за пределы опыта. Для философского миропонимания харак- терно стремление не констатировать просто тот или иной факт, а желание понять, как соотносится действительность с мыслью, насколько достоверна мысль. Этот процесс со- единения казалось бы не сводимых в единое вещных и идеальных сущностей философия в явном или неявном виде осуществляет через призму понятия бытия.
29
Во всех учениях античных философов категория бы- тия, хотя и занимала центральное место, наполнялась различным смыслом. Парменид, например, придерживал- ся абстрактного понимания бытия, но не видел смысла в различении бытия и мысли. Он утверждал, что одно и то же есть мысль, и то, о чем мысль существует, ибо без бы- тия, в котором ее выраженье, мысли не найти. Для него главный тезис: бытие есть, небытия нет.
Для Демокрита же реально сущими оказываются и бытие (атомы), и небытие (пустота). И душа, по Демок- риту, состоит из атомов, только подобно огню, из более мелких, подвижных и круглых.
Платон противопоставлял истинное бытие (мир ду- ховных сущностей) чувственному бытию, в котором, по его мнению, соединяются бытие и небытие в виде бледных отпечатков идей в пассивной материи. Одним из основных мотивов его философии является мысль о том, что бытие - источник любой положительной реальности. Наряду с положением о тождественности бытия разуму он обосно- вывает и другой тезис, согласно которому бытие - это жизнь, движение, душа, и благодаря истинности, красоте и соразмерности оно низводит в мир благо, так что именно в силу своей причастности к бытию вещи становятся все конкретней, индивидуальной, свободней, уходя все дальше от абстрактного однообразия.
Аристотель же определяет, в чем суть бытия как бы- тия, что оно представляет само по себе. Бытие вообще у него - это бытие в возможности. Что же касается бытия в действительности, то оно всегда бытие чего-то, а не про- сто бытие. В античной философии, таким образом, сущее рассматривается в виде конкретных форм бытия. Небытие могло мыслиться лишь как относительное.
В средневековье, когда господствующим было рели- гиозное учение, бытие чаще всего отождествлялось с Бо- гом, от которого происходит, как полагали, бытие отдель- ных вещей. Существование вещей связывалось с формой проявления бытия, главным тезисом было суждение: "Бог есть само бытие". Вместе с тем в эту эпоху, значение и вели- чие которой мы начинаем по-настоящему осознавать только теперь, сформулированы имеющие непреходящее значение идеи. Такова идея самоценной в своем бытии личности, воз- никшая на почве христианского средневековья.
30
В новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения, хотя и разными путями, философы выработали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактиче- ское существование (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк); с другой - строится система абсолютного бытия (Р. Декарт, Б. Спиноза).
Немецкая классическая философия наполняет кате- горию бытия диалектическим содержанием. Так, у Гегеля бытие и небытие объединены с самого начала, в зароды- ше, потенциально. Их взаимопереходы он рассматривает как становление, полностью соглашаясь в данном случае с древнегреческим философом Гераклитом.
Технократические тенденции в обществе, которые со времени изобретения паровой машины развивались сначала медленно, а затем получили невиданное ускоре- ние, разъединяли природу и человека, разводили в разные стороны естественнонаучное и гуманитарное знание. Это безусловно сказывалось и на философии; возникали такие течения, как физический идеализм, логический позити- визм и др. Однако многие философы стремились пре- одолеть разрыв между телесным бытием и разумом, ставя в центр своих систем целостность бытия как способ связи жизни человека с космосом (П. Тейяр де Шарден, А. Бергсон и др.).
В западной философии проблема бытия получила яркое выражение в иррационалистических течениях. В сво- ей философии А. Шопенгауэр ставит задачу окончательно раскрыть тайну бытия. Исходя из бесспорного признания объективности мира, он утверждает, что поскольку мир сам ничего не знает о том, что он мир, то становится таковым только для познающего субъекта и поэтому является миром человека, т.е. таким, каким позволяет его видеть собствен- ное представление. И в экзистенциализме (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр), в противовес классическому по- ниманию бытия как таковому, как самостоятельного бытия мира главный акцент делается на бытии человека. Экзи- стенциализм "очеловечивает" проблему бытия.
Заслуживают внимания идеи русских космистов о цельности всех слоев бытия, в которых подчеркивается
31
необходимость единения людей не на социально-эконо- мической или идеологической основе, а на экологиче- ской. В.И. Вернадский писал: "Лишь благодаря условно- стям цивилизации неразрывная и кровная связь всего че- ловечества с остальным живым миром забывается, и чело- век пытается рассматривать отдельно от живого мира бы- тие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственны и неизбежно разлетаются, когда мы подхо- дим к изучению человечества в общей связи его со всей природой" (9. С. 13).
Категория бытия, выкристаллизовавшаяся в период становления философии, оставалась в ее различных сис- темах именно таким универсальным (несмотря на разли- чие конкретных интерпретаций) понятием, которое свя- зывало в единое объективное и субъективное, позволяло найти нечто общее, закономерное в различных видах ре- альности.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия