logo search
Философия

19.3. Классы и классовые отношения

Классы - это большие группы людей, различающие- ся по их месту в исторически определенной системе об- щественного производства. Исходное и главное в диалек- тико-материалистическом понимании классов состоит в том, что каждый класс рассматривается в связи с опреде- ленным способом производства, и первым классообра- зующим признаком выступает отношение к средствам производства. Так, капиталист является капиталистом по- тому, что он собственник основных средств производства, а пролетарий есть пролетарий, поскольку он лишен средств производства и вынужден продавать свою рабо- чую силу. Именно этим обусловлены другие классообра- зующие признаки - роль в общественной организации труда, способ и размеры получаемого общественного до- хода. Из различного положения таких групп людей в сис- теме производства, обмена и распределения возникает возможность одной из них присваивать труд другой.

Отсюда становится очевидным и то, почему классы и их отношения - важнейшие составные социальной структуры. Прежде всего это объясняется тем, что ни од- на из социально-исторических общностей людей столь непосредственно и полно не связана с материальным производством, как классы, прежде всего основные клас- сы общества. Кто является главной производительной си- лой антагонистических формаций? Рабы, крестьянство, рабочий класс. Также носителями (субъектами) господ- ствующих типов производственных отношений выступают рабовладельцы, феодалы, буржуазия.

Существуют и другие подходы к выделению боль- ших социальных групп. Так, достаточно известна теория социальной стратификации и социальной мобильности. В соответствии с нею общество разделяется на страты (слои), между которыми наблюдаются передвижения ин- дивидов: вверх или вниз в системе социальных позиций

325

(вертикальная мобильность) и на одном и том же уровне (горизонтальная мобильность). Дифференциация людей по стратам проводится по многим, часто второстепенным признакам (занятость, доходы, бытовые условия, образо- вание, религиозные убеждения, стиль поведения и др.)· К примеру, в стратификации по размеру доходов распреде- лительный принцип рассматривается как единственная доминанта. В соответствии с этим критерием общество делится на верхний, средний и низший классы. В тех об- ществах, где имеет место тотальное огосударствление средств производства и продуктов труда, деформирован- ная социальная структура включает не столько классы в их прямом смысле, сколько "номенклатурную" касту - корпорацию и сословия (слои) - производителей и рас- пределителей.

Что же правомерно считать непосредственной и главной причиной происхождения классов? История со- циально-философской мысли показывает, что истину нельзя получить, если искать ответ во вмешательстве сверхъестественной (божественной) силы или в насилии; в самой природе и характере человека. С позиций мате- риалистического понимания истории ответ на этот вопрос сводится к следующему. Частная собственность на средст- ва производства обусловила раскол общества на антагони- стические классы. В свою очередь этому предшествовало развитие производительных сил и разделение труда, что привело к росту производительности труда и появлению прибавочного продукта, присвоение которого порождало имущественное неравенство членов общины, эксплуата- цию человека человеком.

Антагонизм коренных интересов эксплуататоров и эксплуатируемых с неизбежностью ведет к классовой борьбе, которая проявляется и в виде прямых столкнове- ний классов, и в завуалированной форме, прикрываясь сословными различиями, облачаясь в религиозные и иные одеяния. Марксизм рассматривает классовую борьбу как движущую силу развития антагонистических формаций. Почему? Какие аргументы приводятся в подтверждение данному тезису?

Во-первых, только в ходе классовой борьбы совер- шается революционный переход от отжившего общест- венного строя к новому, более прогрессивному типу про-

326

изводственных отношений. Ни один эксплуататорский класс никогда добровольно и по своей инициативе не от- казывался от того экономического и политического строя, который обусловливает его господствующее положение в обществе.

Во-вторых, даже в рамках одного и того же строя классовая борьба трудящихся нередко вынуждает эксплуа- таторов ради получения высоких прибылей идти на при- менение новой техники и технологии, совершенствование отдельных звеньев производственных отношений. Это приводит в конечном счете к росту общественной произ- водительности труда. Так, социальный протест крепостных крестьян заставил феодалов пойти на замену барщины натуральным, а затем денежным оброком.

В-третьих, выражая определенные стороны диалек- тики производительных сил и производственных отноше- ний, борьба основных классов антагонистических обществ оказывает воздействие на развитие самого человека, обу- словливает эволюцию форм зависимости индивидов и общностей, расширяет исторический простор для их бо- лее свободного действия.

Неправомерно отрицать значимость классовой борьбы (на это указывали многие мыслители еще до возникновения марксизма), но нельзя абсолютизиро- вать ее роль. Тем более неправомерно рассматривать ее в качестве единственной движущей силы развития. Ведь основу общества на каждой ступени его истории состав- ляет функционирование материального производства. И чтобы в процессе труда получить общественно необходи- мый продукт, требуется хотя бы определенный минимум сотрудничества, партнерства между субъектами матери- ально-преобразующей, экономической деятельности. Ес- ли же в их отношениях возобладает борьба и борьба, то не только эффективное функционирование, но и само существование общественного производства станет не- возможным.

В современном мире сохраняются классы и клас- совое противостояние. Однако нельзя не видеть, что классовые антагонизмы модифицируются, и в разреше- нии их все чаще применяются цивилизованные средст- ва действия. Некоторые исследователи приводят по по- воду этих изменений примерно следующие пояснения.

327

Первое - острота классовых противоречий притупляет- ся по мере роста жизненного уровня трудящихся. Вто- рое - в экономике бывших социалистических стран при более низком уровне жизни также усматривалось наличие эксплуатации в виде бесконтрольного присвоения приба- вочного труда государством, бюрократией и подпольным бизнесом. Третье - современный работник капиталистиче- ской фирмы выполняет высококвалифицированную работу, обладает акциями и не чувствует себя отчужденным.

Не все в приведенных рассуждениях представляется бесспорным. К тому же анализ реальной ситуации в стра- нах западного мира и в постсоветских государствах поро- ждает вопросы, требующие ответа. Вот некоторые из них. Не ограничивается ли распространение высокого качества и уровня жизни только кругом работников высших ква- лификаций? Чем объяснить появление новых форм экс- плуатации населения бывших колониальных и зависимых стран со стороны США, Западной Европы и Японии? Почему продолжает возрастать имущественное неравенст- во между низшими и верхними слоями?

Поэтому необходимо отметить, что далеко не одно и то же - наметившиеся тенденции в классовых отноше- ниях и нынешняя реальность, тем более реальность всех стран мира.