logo search
Философия

20.1. Духовная жизнь и ее закономерности

Изучением духовного процесса завершается систем- ное освещение основных процессов жизни общества и открывается новое видение качественной определенности социальной формы движения материи. Если прибегнуть к метафоре и сравнить общество с многоэтажным зданием, то на средних его этажах "разместятся" социально-клас- совые и политические отношения. Нижние этажи здания и его фундамент "займет" материальная жизнь общества, его экономический базис. Верхние же этажи будут пре- доставлены для духовной жизни общества, общественного сознания. Разумеется, что в приведенном сравнении уп- рощены исключительно сложные и многогранные обще- ственные отношения и связи. Ясно только одно, что без духовной жизни, общественного сознания человеческое общество не может существовать так же, как и без мате- риального производства, вне социального процесса жиз- ни. Ведь в отличие от животной активности жизнедея- тельность человека - сознательная.

Ныне наряду с категорией "общественное сознание" все более широко используется понятие "духовная жизнь общества". Представляется оправданным его применение для обозначения духовного производства и его обуслов- ленности материальным производством, духовных по- требностей и их связей с материальными потребностями, духовного общения. Отсюда очевидно, что духовная жизнь общества есть единство идеального и материаль- ного. Так, духовное общение - это не только эмоцио- нально-чувственное сопереживание, но и деятельность по обмену, распространению знаний (образование), идеалов

338

(воспитание), информации, по приобщению к духовным ценностям. А средствами духовного общения выступают речь, мимика, межличностные переживания чувств, письменность, средства массовой информации. Что каса- ется всех продуктов духовного производства, то их содер- жание составляют определенные абстрактно-логические, чувственно-эмоциональные образы, которые включаются в те или иные духовные образования, формы обществен- ного сознания.

Система духовного производства представляет собой особую сферу не только формирования и распространения духовных продуктов, но и, что принципиально важно, сфе- ру общения, постоянного диалога людей. Институты обра- зования, средства массовой коммуникации, театры, музеи, издательства, киностудии и т.д. - все они объединены единой целью: производство предмета духовного освоения и включение его в диалоговый, сотворческий процесс. Духовное содержание предмета обнаруживает себя в обще- нии, в диалоге. Мы бы особенно подчеркнули ту мысль, что духовная связь общества и личности есть постоянный диалог, способ актуализации ценностей культуры, обнов- ления их и создания новых духовных реальностей.

Таким образом, духовная жизнь общества синтези- рует в себе формы общественного сознания как активно функционирующие, культуротворческую деятельность че- ловека и созданные им институты. Объединяя духовные феномены самого разнообразного плана, она причудливо переплетает возвышенное и земное, истину и заблужде- ние, науку и оккультизм, верность традиции и авангарди- стский поиск...

Развитие духовной жизни, общественного сознания, как и других сфер жизнедеятельности общества на всех его исторических ступенях, прежде всего подчиняется действию всеобщих, существенных, необходимых, повто- ряющихся связей и отношений, которые имеют объек- тивный характер, т.е. общесоциологическим законам. Это закон обусловленности способом производства материаль- ной жизни социального, политического и духовного про- цессов жизни, закон взаимодействия общественного бытия и общественного сознания и др. Понятно, что зависимость между ними не носит однопланового характера и не явля- ется жестко детерминированной.

339

Действуют также социологические закономерности, присущие непосредственно духовной жизни общества, общественному сознанию. Это закон преемственности в развитии духовной жизни, закон относительной самостоя- тельности общественного сознания и др.

Многообразие материальной жизни, дифференциа- ция материальных и духовных потребностей обусловливают сложную структуру общественного сознания, которая, в свою очередь, не является статичной и претерпевает из- менения.

По глубине проникновения в действительность, субъектам сознания, способам и масштабам распростра- ненности общественное сознание представляет собой диалектическое единство обыденного и теоретического сознания.