logo search
Философия

19.6. Социальная революция и эволюция

Устремленность прогрессивных сил человечества к демократии и свободе - не порождение современной эпохи, ее истоки уходят в глубину веков. И здесь воз- никает вопрос о том социальном действии, которое не- обходимо, чтобы вырваться из структур отживших или тоталитарных антидемократических режимов. Это и есть прежде всего вопрос о соотношении революции и эво- люции.

Под эволюцией в широком смысле понимают разви- тие, а более конкретно и применительно к обществу - медленные, постепенные количественные и несуществен- ные качественные изменения. Им присуща прогрессивная направленность, так как каждое новое состояние объекта

333

имеет по сравнению с предшествующим более высокий уровень организации и дифференциации функций. Эво- люционными изменениями в основном и заполнена ми- ровая история. Ими создаются материальные и духовные

ценности.

Субъектом и эволюционных, и революционных из- менений является человек (социальные общности, группы людей, индивиды).

Социальные революции занимают относительно ко- роткие временные интервалы мировой истории, однако в исторической памяти они запечатлеваются надолго. На- чальный этап социальной революции, как правило, ха- рактеризуется насилием по отношению к людям, разру- шением материальных и духовных ценностей, а также существующих политических структур.

Но тогда возникает вопрос: правомерно ли совершать революцию, жертвовать благополучием и даже жизнью сво- его собственного поколения ради поколений грядущих?

Ответ сводится к следующему: социальная револю- ция потому и становится неизбежной, что эволюция не может разрешить углубившиеся в непримиримый кон- фликт противоречия. Социальная революция, по словам К. Маркса, есть "протест человека против обесчеловеден- ной жизни".

Социальной революцией принято называть массовые, целенаправленные социальные действия, в процессе ко- торых изменяются политическая система общества, тип государства, базисные отношения и духовная жизнь об- щества. Если завоевание государственной власти новыми общественными силами является исходным пунктом со- циальной революции, то окончательная победа нового общественного строя обеспечивается только в результате расширения свободы и прав основной массы населения, создания новых стимулов для достижения более высо- кого уровня общественной производительности труда. Социальная революция - это качественный скачок в развитии общества, в результате которого совершается переход к исторически более прогрессивному типу об- щества.

Правда, имеются и другие взгляды и оценки отно- сительно социальной революции. Так, факты революци- онного насилия пытаются использовать для отрицания

334

закономерности, и необходимости социальной революции, объявляя ее "бессмысленным бунтом", "разрушительным хаосом", "аномалией" и "патологией" социального орга- низма. Кстати, для этого используются и иные подходы, когда "революциями" называются сотни и сотни произ- вольно выхваченных из жизни общества событий, не имеющих отношения к социальной революции ни по сво- ему содержанию и характеру проявления, ни по своим социально-историческим последствиям. К примеру, амери- канский социолог А. Тоффлер в книге "Шок будущего" в числе многих прочих революций открыл "сексуальную ре- волюцию". Английский социолог П. Кельверт в книге "Изучение революции" насчитал с 1901 по 1960 г. 363'"революции", объявляя ими любой военный путч, дворцовый переворот, заговор или анархистскую авантю- ру. Он же проговаривается относительно классового смысла своего приема, утверждая, что чем больше упот- ребляется понятие "революция", тем "более неясным ста- новится ее значение".

Не будет преувеличением считать, что проблема со- циальной революции получила наиболее развернутую разработку в теории марксизма, которая стремится объ- яснить как решающее значение социальных революций в смене общественно-экономических формаций, так и порождающие ее глубинные причины. Экономическая основа всех социальных революций усматривается в конфликте между новыми производительными силами и переставшими им соответствовать отжившими производ- ственными отношениями.

Объективные условия социальной революции также включают совокупность социально-политических предпо- сылок, которые складываются независимо от пожеланий людей, политических партий. Социальная революция из реальной возможности превращается в действительность при единстве объективных и субъективных условий, на- растании социально-политического кризиса общества. Победоносной она становится, если революционные си- лы практически окажутся способными свергнуть господ- ство отживших социальных сил. Яркие образцы такой борьбы проявились во Французской буржуазной рево- люции 1789-1794 гг. и в Октябрьской социалистической революции 1917 г.

335

Опыт мировой истории свидетельствует, что в ре- зультате революционной ломки старого строя в одной или в группе стран, ставших в авангарде прогресса, другие страны и народы под их воздействием осуществляют поз- же и более растянутый во времени переход к новому строю путем реформ, качественных эволюционных пре- образований. К примеру, таким способом вступила Рос- сия в XIX в. на капиталистический путь развития.

Также не всегда страна, которая первой совершила революцию и положила начало новой общественно- экономической формации, сохраняет лидерство на про- тяжении развития данного строя. Более того, есть немало исторических фактов, когда в одной и той же стране после революции наступает контрреволюция, т.е. переход к но- вой исторической ступени развития общества не является столбовой дорогой.

Так, в 1789 г. во Франции последовали контррево- люционный переворот, затем захватнические войны На- полеона, реставрация Бурбонов, и понадобились для ут- верждения буржуазного строя еще революции 1830 и 1848 гг. Однако приоритетная ценность коренного пере- ворота в развитии Франции и Европы остается за рево- люцией 1789 г. Ее роль оценивается по тем действиям и событиям, которые обусловили крушение феодально- абсолютистского строя, расширили исторические рамки свободы человека как гражданина и личности.

Такой подход не в меньшей степени будет справед- лив в оценке Октябрьской революции 1917 г., которая не только "потрясла мир", но и стала провозвестником слож- нейшей трансформации человеческой цивилизации на гу- манистических началах.

Октябрьская революция впервые в мировой истории провозгласила свободу и права для трудящихся и эксплуати- руемых масс. И не только провозгласила. Принятый Декрет о мире открывал выход из империалистической войны; Дек- рет о земле доказывал, что только власть рабочего класса может удовлетворить вековые чаяния крестьянства. Дек- ларация прав народов России отвечала жизненным требо- ваниям угнетенных наций.

Развязанная внутренней контрреволюцией и ин- тервенцией капиталистических стран гражданская война, применение в мирное время неадекватных социалистиче- скому выбору методов и форм социального действия, а

336

также иные факторы и процессы обусловили далеко не полную реализацию одних и глубинную деформацию других идей Октябрьской революции. Но и при столь неблагоприятных обстоятельствах были осуществлены в послеоктябрьский период материально-технические и со- циально-экономические преобразования такого масштаба, что это позволило СССР внести решающий вклад в спа- сение человеческой цивилизации от фашистского варвар- ства. Октябрьская революция и разгром агрессивных сил империализма во второй мировой войне стимулировали активность национально-освободительных движений, что привело к крушению колониальную систему.

Противоречия между социальными системами, го- сударствами, классами, нациями сохраняются и поныне. И противоборство между ними стало терять былую кон- фронтационность там, где революционные партии и движения, а также и противостоящие им силы стремятся разрешать социально-классовые противоречия цивили- зованными средствами борьбы. Ибо насилие в эпоху ядерного и иного оружия массового уничтожения может стать не "повивальной бабкой" новой цивилизации, а "могильщиком" существующей.

Не означает ли это тогда, что социальные революции еще при сохранении классово дифференцированного об- щества перестают быть политическими (насильственными) революциями и превращаются в эволюционное движение?

Правомерно ли утверждать, что в современную эпоху не только и СНГ, и КНР, и Индия, но и США, и Англия, и Франция, и Япония вступили и переживают - все по- своему - великое социальное преобразование, означающее переход в качественно новое по отношению к капитализ- му (но не анти-, а посткапиталистическое) общество, где утвердится приоритет общечеловеческих ценностей?

На поставленные вопросы ответит история в не очень отдаленном будущем.

Как видно, революционные и эволюционные пре- образования социально-политических структур, будучи обусловленными глубинными процессами материальной жизни, есть прямой результат социальных действий наро- дов, классов, государств. Последствия этой деятельности весьма существенны, а нередко они приобретают доми- нантную значимость и для материальной, и для духовной жизнедеятельности людей, их образа жизни.

12 Зак. 83 337