logo search
Философия

3.4. Неисчерпаемость материи

Проблема бесконечности всегда глубоко волновала человеческий дух. Пытливый ум неизменно стремился проникнуть за видимую черту горизонта достигнутого зна- ния о мире. То, что материя бесконечна вширь, предпола- гали еще древние мыслители. Нижний предел делимости вплоть до конца XIX в. естествоиспытатели и философы видели в атоме. "Незыблемости" этой границы во многом способствовала установившаяся со времени Ньютона меха- ническая картина мира, которая создавала иллюзию завер- шенности знания о физической реальности. Только рево- люция в естествознании окунула человеческое познание в неведомые глубины мироздания. Она, сделав подвижной нижнюю границу представления о строении мира, поста- вила вопрос о неисчерпаемости материи.

Однако следует заметить, что философия не идет слепо за конкретными науками, она может прогнозиро- вать их развитие. В учениях целого ряда философов содер- жалась идея бесконечности материи. Впервые этот вопрос был поставлен Анаксагором, который первоосновой всех природных явлений считал гомеомерии (подобночастные) - материальные частицы, "семена вещей". Он полагал, что как бы мала ни была частица, она содержит в себе в уменьшенном виде все многообразие материального мира. В монадологии Г.В. Лейбница идея бесконечности полу- чила развитие на идеалистической основе. Его монады, каждую из которых он рассматривал как неделимую ду- ховную субстанцию, содержали "в себе, как в зародыше, бесконечное". В решении проблемы бесконечности мате- рии существенное значение имела идея иерархического строения, в развитии которой большую роль сыграли П. Гассенди, Т. Гоббс, М.В. Ломоносов, И. Кант, Л. Эйлер и др. Так, Гассенди устанавливает иерархическую подчи- ненность частиц по их сложности: из молекул первого порядка образуются молекулы второго порядка и т.д.

46

Эта наметившаяся в истории естествознания и фи- лософии идея об отсутствии нижнего предела в строении любой системы получила свое логическое завершение в тезисе о бесконечности природы и ее неисчерпаемости.

Идея неисчерпаемости является одним из важней- ших принципов диалектико-материалистического учения о строении материи. Неисчерпаемость - всеобщее неотъ- емлемое свойство материи и ее атрибутов, которое про- является в бесконечности материи вширь и вглубь в ко- личественном и качественном отношении; находит свое конкретное выражение в неисчерпаемости свойств, свя- зей, взаимодействий и структур любых материальных сис- тем. Понятие неисчерпаемости материи в некотором смысле тождественно понятию бесконечности материи с той разницей, что последнее выражает лишь одну сторону неисчерпаемости - бесконечность наличного и потенци- ального бытия. Другой стороной неисчерпаемости являет- ся ее гносеологический аспект - познание материи явля- ется бесконечным процессом.

В проблеме неисчерпаемости следует выделить преж- де всего онтологический аспект, выражающий бесконеч- ность различных сторон, свойств, отношений материаль- ного мира, бесконечность бытия. Бесконечность бытия проявляется в двух формах - актуальной и потенциальной бесконечности. Актуальная бесконечность означает, что материя в любой данный момент бесконечна в своем само- выражении, т.е. в материальном мире существует беско- нечное множество материальных тел и процессов, материя бесконечна в пространстве, и как бы далеко в глубь мате- рии мы ни проникли, нигде не найдем тот последний не- делимый, бесструктурный кирпичик. Неисчерпаемость структуры, бесконечное многообразие материальных объек- тов порождают в свою очередь бесконечное число внутрен- них и внешних связей и, как дальнейшее следствие, - бес- конечное разнообразие свойств.

О многообразии и глубине связей, существующих между различными объектами материального мира, свиде- тельствует факт взаимообусловленности явлений микро-, макро- и мегамира. Уже то, что все макроскопические тела в конечном счете состоят из элементарных частиц, в той или иной мере находит отражение во всех явлениях при- роды. Так, всем хорошо известный опыт с притяжением

47

легких предметов наэлектризованной палочкой объясня- ется действием между указанными макроскопическими предметами сил, которые возникают в результате быстрого обмена фотонами. Взаимодействие макроскопических тел в этом случае объясняется микропроцессами. Существует связь между материальными объектами, отличающимися по размерам на 1032-1041 порядков (размеры элементарных частиц - 10"13 см, звездных систем - до 1019, галактик - 1022, метагалактики - 1028 см). Оказывается, что особенно- сти строения астрономических объектов определяются свойствами элементарных частиц. Более того, ученые предполагают, что разгадка тайн микромира кроется в тай- нах макрокосмоса.

Одним из наиболее существенных проявлений не- исчерпаемости материи является структурная неисчер- паемость, которую следует понимать не только и не столько как возможность деления на все более мелкие части, которые состоят из других - еще меньших, - а лишь в том смысле, что любой материальный объект структурно организован. Природа не подобна матрешке. Реальная внутренняя расчлененность имеет другую при- роду. Примером могут служить элементарные частицы, которые рассматриваются как своеобразные системы с многообразными внутренними превращениями. В про- цессе взаимодействия элементарных частиц происходит не их расщепление, а создание новых частиц. Существует две серии гипотез строения элементарных частиц. Соглас- но первой, каждая частица является динамической само- согласованной системой, в структуру которой вносят вклад все другие элементарные частицы (модель "будстрапа", или динамической зашнуровки), поскольку в процессе взаи- мопревращений из одной частицы могут быть получены все другие. Вторая серия гипотез - составные модели: структура объектов микроуровня определяется более про- стой и фундаментальной подструктурой (модель кварков). В независимости от того, какой окажется судьба той или иной модели, ясно одно, что структурная сложность мик- рообъектов уже сейчас является экспериментально дока- занным фактом. Она может рассматриваться как одно из доказательств неисчерпаемости материи, наличной акту- альной бесконечности ее в любой момент времени. Но это лишь один полюс онтологической неисчерпаемости

48

материи. Другим ее полюсом (в силу того, что материаль- ный мир - это не застывшая данность, а процесс беско- нечного изменения и развития) является потенциаль- ная бесконечность, т.е. онтологическая неисчерпаемость находит свое проявление в актуальной и потенциальной бесконечности материи.

Онтологическая неисчерпаемость, в свою очередь, обусловливает гносеологическую неисчерпаемость как невозможность исчерпывающего знания о каком бы то ни было предмете в данный момент времени. Вместе с тем следует сказать, что в процессе бесконечного познания можно выделить вехи, которые приводят к познанию все более глубоких закономерностей материального мира. Принцип неисчерпаемости материи является по своему существу оптимистическим, он вселяет уверенность в си- лу и мощь человеческого разума, его эвристическая цен- ность имеет непреходящий характер.