21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
Нынешний этап общественного развития, харак- теризующийся стремительными темпами социального и научно-технического прогресса, со всей остротой ста- вит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Осо- бая актуальность проблемы предвидения будущего про- диктована сегодня той реальной опасностью, которая сложилась на планете в результате нарастающего за- грязнения окружающей среды, истощения природных ресурсов, тех социальных противоречий, которые непо- средственно угрожают существованию людей. Именно поэтому концепции общественного прогресса, его кри- териев и перспектив развития общества имеют не толь- ко и не столько теоретический, но и жизненно практи- ческий смысл.
На протяжении всей истории человечества лучшие его представители так или иначе пытались обосновать идеалы и принципы общественного прогресса. Одни из них указывали на невозможность справедливого и ра- зумного устройства жизни, другие, напротив, видели в будущем царство свободы и справедливости.
Исторический пессимизм прослеживается в раз- личных философских учениях древних, так или иначе связанных с религиозным миропониманием о конце мира (эсхатология). Жизнь человечества представлялась здесь как движение от безвозвратно потерянного рая до страшного суда. В "Откровении св. Иоанна Богослова" этот мотив выражен вполне отчетливо: "Ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?".
Вера в исторический прогресс связана с эпохой Возрождения, давшей образцы достижений науки, ис- кусства, ремесел и ознаменовавшей идеал восходящего торжества разума. Обоснованию этой идеи посвятили свои работы Дж. Пристли, М. Кондорсе, И.Г. Гердер и другие мыслители, хотя особое место она заняла в
383
творчестве Гегеля. Согласно Гегелю, история есть за- кономерный процесс, в котором каждая эпоха, будучи уникальной, представляет собой необходимую ступень в развитии человечества. Для Гегеля человеческая ис- тория заключена в предшествующем состоянии созна- ния, которое воплощается в материальном мире и даже творит его по своему образу и подобию. Отсюда крите- рием в развитии общества у него выступает прогресс в сознании свободы. Однако сознание свободы - это еще не сама свобода, и потому общественный про- гресс, связанный только с сознанием свободы, не вы- ражает реального прогресса. Другое дело, поскольку ', человеку органически присуща целесообразная дея- тельность, его сознание представляет результаты этой ; деятельности. } В XX веке широкое распространение получили ; концепции цикличности человеческой истории, в кото- рых всемирная история выступает лишь как совокупность >] историй отдельных своеобразных и относительно замкну- j тых цивилизаций, развитие которых проходит стадии воз- i никновения, роста, надлома и разложения (А. Тойнби). ; Спасением от гибели цивилизации может послужить, со- 1 гласно А. Тойнби, духовное совершенствование человече- ! ства на пути создания единой синкретической религии '
будущего.
Многие современные философы просматривают i перспективы будущего человечества сквозь призму 1 концепций информационного общества. В качестве его характерных черт выделяют: возможность любого субъекта получить на основе автоматизированного ί доступа и современной технологии необходимую ин- формацию; развитие инфраструктуры обеспечения , информационными ресурсами социальных действий в различных сферах общественной жизни; процессы ус- коренной компьютеризации и электронизации общест- ва, автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; радикальные преобразо- вания не только в производстве и технологии, но и в социокультурных структурах. Тот же Белл не без ос- нований полагает, что в грядущем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для культуры вообще, приобретет становление нового со-
384
циального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний с помощью компьютерной техники разверты- вается одновременно со становлением постиндустри- ального общества. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекомму- никационной революции: 1) переход от индустриаль- ного к сервисному обществу; 2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуще- ствления технологических инноваций; 3) превращение новой "интеллектуальной технологии" в ключевой ин- струмент системного анализа и теории принятия ре- шений.
Вместе с тем переход к информационному обще- ству связан с переосмыслением традиционного крите- рия социального прогресса, соизмеряемого количест- вом накопленных материальных благ, определяемых ростом валового национального продукта. Данный чис- то количественный показатель потребления природных ресурсов до сих пор лежит в основе экономического развития.
Такого рода идеологическая установка игнорирует возможности биосферы, ее способность восстановления нарушенных процессов. И пока валовой национальный продукт будет считаться мерилом человеческого благо- состояния, считает американский эколог Г. Дейли, препят- ствия на пути к переменам останутся непреодолимыми, ибо рыночная экономика признает только эффективность - у нее нет органов чувств, способных распознать справед- ливость или устойчивость.
Поэтому полагать критерием социального про- гресса рост валового национального продукта, приво- дящий к деградации биосферы, - достояние вчераш- него дня. Социальный прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления материальных благ, но и сохранением пригодной для обитания окружаю- щей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельст- во положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом чело- веческого развития.
Индекс развития человеческого потенциала включает в себя следующие основные показатели:
14 Зак. 83 385
— количество здоровья, показателем которого слу- жит степень долголетия, т.е. ожидаемая продолжительность
жизни;
— достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения;
— уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего'валового продукта на душу населения.
Следовательно, и социальный прогресс, как необхо- димое условие продолжения человеческой истории, пред- полагает переориентацию с сугубо потребительского пути развития на путь, определяемый мерой достаточного и разумного удовлетворения потребностей с доминирующей установкой на сохранение и поддержание пригодной для обитания окружающей среды.
Осмыслению возможных путей развития человечества особое внимание уделяется в связи с обострением экологи- ческой ситуации. В последнее время появилось множество футурологических концепций, в основе которых лежит глубо- кий пессимизм и неверие в пути спасения цивилизации. По- казательна в этом плане классическая работа Дж. Форрестера "Мировая динамика", в которой показано, что при сохране- нии нынешних темпов развития общества примерно с сере- дины следующего века начнется резкое увеличение смертно- сти из-за недостатка продовольствия, истощения природных ресурсов, чрезмерного загрязнения окружающей среды.
В других докладах Римскому клубу (Г. Кана, Я. Тин- бергена, M Гернье, В. Леонтьева, Э. Ласло, Б. Гаврилиши- на, А. Печчеи и др.) также содержатся пессимистические идеи о наступлении глобальной экологической катаст- рофы.
Подобный вывод разделяют и другие авторы. По свидетельству генерального директора программы ООН по окружающей среде, разрушение окружающей среды ныне достигло таких масштабов, что в конце века мы столкнемся с экологической катастрофой, сравнимой по своим последствиям с ядерной.
Сложность и острота современной экологической ситуации не может не тревожить современное общест- во. В качестве альтернативы сугубо потребительскому вектору развития в 1987 году была разработана концеп- ция устойчивого развития, в которой четко обозначены
386
основные цели и задачи ближайшего будущего чело- вечества. Главная цель новой стратегии - обеспечить выживание человечества путем преодоления внутри- социальной напряженности и конфликтности и сба- лансированного социоприродного взаимодействия. Основной задачей устойчивого развития является дос- тижение согласования социально-экономического раз- вития и сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений с учетом демографи- ческого роста. Исходя из этого, устойчивое развитие предполагает такую социально-экономическую модель завершения XX века и вхождения в XXI век, которая способна удовлетворить потребности ныне живущих поколений и заложить благоприятные перспективы для будущих поколений.
В принятом мировым сообществом документе "По- вестка дня на XXI век" обозначена программа действий для решения проблем устойчивого развития. Основные установки новой стратегии сводятся к следующим поло- жениям:
- в центре внимания экономической и социальной политики должны находиться люди, чье право на здоро- вую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение;
- задачи сохранения окружающей среды и экономи- ческого развития должны решаться неразрывно;
- все народы имеют право на развитие при сохране- нии качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем;
- государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде дру- гих стран;
- государства должны заменить модели производ- ства и потребления, не способствующие устойчивому развитию.
Сложившаяся экономическая ситуация на планете требует переосмысления социально-экономического развития в целом, что порождает необходимость введе- ния ограничений на характер человеческой деятельно- сти. Становится очевидным, что существуют пределы эксплуатации природных экосистем, переход за которые
387
ведет к их разрушению и деградации. В соответствии с этим формирование нового отношения к природе, ос- нованного на сохранении характеристик биосферы, - условие устойчивого человеческого развития. Эколо- гический императив сегодня - сохранение основных параметров окружающей среды, жизненно важных для существования человека. Это требует переориентации ценностных установок людей и развития самой науки, осознания непреходящей ценности биосферы и со- хранения любой формы жизни вообще как условия поддержания биологического разнообразия. На смену антропоцентризму приходит новая парадигма мышле- ния - биоцентризм как важнейший элемент современ- ной культуры и социального прогресса.
Острота современной экологической ситуации, сложность и противоречивость явлений общественной жизни, социальная напряженность, национальное про- тивоборство и региональные конфликты и многое другое свидетельствуют о том, что во всемирной исто- рии происходят фундаментальные изменения, затраги- вающие судьбы человеческой цивилизации. Как след- ствие этого в последнее время появилось множество концепций, предрекающих конец человеческой исто- рии. Широкое распространение, в частности, получила статья американского социолога Ф. Фукуямы "Конец истории?", в которой автор, анализируя события, про- изошедшие в мире за последние десятилетия, утвер- ждает: "Конец истории печален. Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной Цели, идеологическая борьба, требующая отваги, вооб- ражения и идеализма, - вместо всего этого - экономи- ческий расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворении запросов потре- бителя" (59. С. 148).
В этой связи вообще возникает вопрос о том, каки- ми целями определяется современное общество в своих ближних и дальних перспективах? Проблема социальных целей особенно важна для суверенных государств, воз- никших в условиях распада бывшего Советского Союза. Если пренебречь нюансами, то в наши дни сложились такие видения перспективных целей человеческих дей- ствий. 388
Прежде всего обозначилось мнение, что у общества нет и не может быть никаких целей, что у человечества нет будущего. Подобные настроения пессимизма и ниги- лизма весьма распространены. Они питаются ныне мно- гими печальными реалиями - тень возможного ядерного апокалипсиса, Чернобыль, обостряющиеся глобальные проблемы, бездуховность, резкое падение жизненного уровня и т.д. В такой ситуации социальные цели истолко- вываются как миф, а у каждого человека признается толь- ко своя узкая цель - выжить или по возможности жить в свое удовольствие.
Крах тоталитарной системы в СССР и странах Восточной Европы, очевидные достижения и преиму- щества западной технологии, высокий уровень жизни в условиях рыночной экономики - все это способствует в последние годы утверждению в общественном созна- нии ориентации на капитализм (постиндустриальное, технотронное, информационное и т.п. общество на ос- нове современной технологии и принципов частной собственности) как единственно возможной социаль- ной перспективы человечества. Вместе с тем при всех несомненных достоинствах современной западной ци- вилизации было бы опрометчиво ее слишком идеали- зировать. Как отмечает немецкий политолог Ирвин Фечер в книге "От государства благосостояния к ново- му качеству жизни", при существующем общественном строе и капиталистической ориентации промышлен- ного производства невозможно удовлетворительно ре- шить проблемы социальной справедливости, сохране- ния природы, занятости, бедности, индивидуальной свободы и гуманизма.
Естественно, что многие социальные философы не считают нужным в характеристике будущего отказывать- ся от термина "социализм". Известный западный футу- ролог О. Флехтхейм настаивает на том, что будущее человечества - это "глобальный социализм", "гуманный социализм" и "экосоциализм". Цивилизованность, де- мократия, культура - таковы наиболее характерные особенности идеи социализма в ее современном виде- нии.
В этой связи нужно коснуться ставшего чрезвы- чайно популярным ныне вопроса о рыночной эконо-
389
мике. Изложим его трактовку словами Чарльза Хэнди, известного английского профессора. Он в 1997 г. из- дал книгу с характерным названием "Алчущий дух. За гранью капитализма: поиск цели в современном ми- ре." Ч.Хэнди пишет: "Я не отрицаю важной роли то- варных отношений в любом развитом обществе. Воз- ведение принципов городского рынка до уровня клю- чевой экономической концепции - одно из самых продуктивных достижений в истории цивилизации. Однако мы не должны быть идолопоклонниками. У рынка есть свои пределы, свои непредвиденные по- следствия. Он представляет собой лишь механизм, а не философию. Рыночные законы срабатывают не везде. В частности, они не действуют там, где пред- ложение ограничено или действует распределительная система...
Трудность состоит в том, что необходимо опреде- литься, где можно дать свободу действий рыночным отношениям, а где они могут понести ущерб. Здесь тре- буется трезвый анализ, а не слепое поклонение ..." (35, С. 170-171).
Таким образом, по признанию западного теоретика, рынок - лишь "механизм", а не философия современного мироустройства. Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что:
- насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет;
- в современной войне не может быть победителей, равно как и побежденных; идеи достижения военного превосходства антицивилизационны\
- и космос физический, и космос культуры принад- лежат всему человечеству;
- проблемы, разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения к извечным гу- манистическим ценностям;
- различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия могут быть источни- ком взаимообогащения;
- во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность должна быть всеобъемлющей, взаимной и не- делимой;
390
- священной ценностью должна быть признана чело- веческая жизнь.
Только его - человека - творческим гением обеспечи- вается прогресс цивилизации в условиях мира, который принадлежит поколениям нынешним и грядущим.
Что же касается ценностно-духовных ориентации индивидуальных и массовых социальных действий, то, в согласии с Кантом, ими могут быть лишь цели, достой- ные человека в его самом высоком понимании как сво- бодной творческой личности.
391
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нынешнем социальном обновлении на рубеже третьего тысячелетия все более осознается безусловная значимость нравственного возвышения человека. Духов- ность обретается лишь в творческих поисках и муках "трепета мысли" (С. Кьеркегор). Цель философии видится в стремлении к гармонии в человеческих действиях субъ- ективного мира личности с миром внешнего объектив- ного бытия.
В недавнем прошлом несколько односторонне вос- принимался известный тезис К. Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Этот афоризм часто тракто- вался так, что достижение отмеченной цели философии состоит только в преобразовании самого внешнего мира. Установление же должной его гармонии с человеком по- средством изменения внутреннего мира личности отвер- галось как явно "ненаучное" и "идеалистическое". Между тем в философии неправомерны какие-либо претензии на единственно возможное обладание истиной. Мы постара- лись сопоставить существующие подходы к осмыслению фундаментальных проблем мировоззрения. По многим из них выявились принципиально различные позиции.
И все-таки есть нечто, их объединяющее. Это ин- тегрирующее начало - в духовной "сверхзадаче" филосо- фии. Выразим ее словами великого русского мыслителя В. Соловьева: "На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне чело- веком".
392
ЛИТЕРАТУРА
1. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969. Т. 1.
2. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 - 1983.
3. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1989.
4. Бердяев H.A. Человек и машина //Вопр. филос. 1989. №2.
5. Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963.
6. Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. М., 1972. Т.2.
7. Введение в философию. М., 1989.
8. Вебер М. Избр. произведения. М., 1990.
9. Вернадский В.И. Живое вещество. М., 1978.
10. Гегель Г. Наука логики. М., 1971.
И. Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. М., 1971. Т.2.
12. Гегель Г. Соч.: В 12 т. М., 1959. Т. IV.
13. Гегель Г. Соч.: В 10 т. М., 1932. Т. X.
14. Гегель Г. Философия права. М., 1990.
15. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М., 1974.
16. Герцен А.И. Избр. филос. Произведения. М., 1948.
17. Гольбах П. Избр. произведения: В 2 т. М., 1963. Т.1.
18. Гуманизм и социальные действия людей. Минск, 1996.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
20. Декарт Р. Избр. произведения. М., 1950.
21. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964 - 1966.
22. Кемп П., Арме К. Введение в биологию. М., 1988.
23. Ланжевен П. Избр. произведения. М., 1949.
24. Лейбниц Г. Соч.: В 4 т. М., 1982 - 1989.
25. Ленин В.И. Полное собр. соч.
26. Ломоносов М.В. Философские произведения. М., 1950.
27. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990.
28. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991.
29. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
30. Материалисты древней Греции. М., 1955.
31. Мир философии: В 2 т. М., 1991.
393
32. Моисеев Н.И. Универсальный эволюционизм и коэволюция //Природа. 1989. №4.
33. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М., 1989.
34. Ницше Ф., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Су- мерки богов. М., 1989.
35. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.
36. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
37. Павлов И.П. Лекции по физиологии высшей нерв- ной деятельности. М., 1952.
38. Падокшын С.А. Фшасофская думка эпох! Адрад- жэння у Беларусь Мшск, 1990.
39. Платон. Диалоги. М., 1986.
40. Плеханов Г.В. Избр. филос. произведения: В 5 т. М., 1956. Т.1.
41. Познавательные действия в современной науке. Минск, 1987.
42. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
43. Пригожий И., Стингерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
44. Ракитов А.И. Философия компьютерной револю- ции. М., 1991.
45. Рассел Б. История западной философии. М., 1958.
46. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
47. Соловьев B.C. Исторические дела философии //Вопр. филос. 1988. №2.
48. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
49. Социальная сила знания. Минск. 1991.
50. Социальное действие. Минск, 1980.
51. Спенсер Г. Основания социологии. С.-Пб., 1898.
52. Теории личности в западноевропейской и амери- канской психологии. М., 1996.
53. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.
54. Фейербах Л. Избр. филос. произведения. М., 1955.
55. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
56. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1990.
57. Франк С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской
философии //Филос. науки. 1990. №6. С.84. 394
58. Франциск Скорина и его время: Энциклопедиче- ский справочник. Минск, 1990.
59. Фрейд 3. "Я" и "Оно": Труды разных лет. Тбилиси. 1991.
60. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопр. филос. 1990. №3.
61. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.
62. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопр. филос. 1989. №9. С. 116-119.
63. Чернышевский Н.В. Соч.: В 2 т. М., 1986. Т.1.
64. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная филосо- фия. М., 1992.
65. Штомпка Петр. Социология социальных измене- ний. М., 1996.
66. Эйнштейн А. Физика и реальность. М., 1965.
67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1992.
395
СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ
Абсолют - безусловное, единое, бесконечное и совершенное духовное первоначало всего сущего (в религиозно-идеали- стической философии - брахман, бог, мировой разум, идея).
Абсолютная истина - складывающееся из относительных истин, но никогда не достижимое знание о действительности в целом.
Абстракция - результат мысленного отвлечения (абстрагирова- ния) каких-либо характеристик от свойств предмета как целостности; различают абстракции отождествления, изо- лирующую, потенциальной осуществимости и др.
Абстрактность (в негативном смысле) - неконкретность, неоп- ределенность, отсутствие связи с жизнью в рассуждениях.
Агностицизм - философское учение, отрицающее возможность познания сущности вещей.
Адекватное - верное знание, соответствующее исследуемому предмету.
Аксиология - учение о ценностях.
Активность - самоизменение в силу собственного действия предмета.
Актуальность - значимость для настоящего момента.
Альтернатива - необходимость выбора одной из двух или не- скольких взаимоисключающих возможностей; каждая из них.
Анализ - расчленение (мысленное или реальное) объекта на эле- менты.
Аспект - точка зрения, с которой рассматривается какое-либо явление.
Аттрактор - термин синергетики, переосмысленный для обо- значения в социуме какого-либо фактора консолидации людей.
Базис - категория исторического материализма, обозначающая совокупность исторически конкретных производственных отношений, которые определяют особенности надстройки.
Бесконечность - отсутствие у материального мира начала и кон- ца во времени и пространстве, безграничность разнообразия форм и свойств, неисчерпаемость его познания.
Бессознательное - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания; действия человека, производимые автоматически.
Благо - в этике и философии то, что заключает в себе опреде- ленный положительный смысл.
Власть - способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведе-
396
ние людей посредством авторитета, права, насилия (эконо- мическая, политическая, государственная, семейная и др.). Возможность - объективная направленность изменений, зало- женная в существующих явлениях. Воля - способность к выбору цели действий и внутренним
усилиям, необходимым для ее осуществления. Волюнтаризм - идеалистическое направление в философии (Шопенгауэр, Ницше), рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия; социальные действия людей, иг- норирующие объективные законы исторического процесса. Воображение - психическая способность людей создавать в сво- их представлениях (в фантазии) мысленные образы ситуа- ций, не встречающихся им в жизни. Восприятие - форма чувственного познания, дающая целостный
образ предмета.
Воспроизводство - непрерывное движение и возобновление про- цесса производства.
Время - коренная форма бытия движущейся материи, выражаю- щая последовательную смену ее состояний и длительность процессов. Вселенная - весь окружающий нас безграничный во времени и
пространстве, бесконечно разнообразный объективный мир. Гармония - соразмерность частей и различных элементов объек- та при слиянии их в единое органическое целое; организо- ванность космоса в противоположность первичному хаосу. Географическая среда - совокупность предметов и явлений при- роды, составляющих на данном этапе истории общества не- обходимое условие существования и развития человечества. Геополитика - политическая концепция, исходящая из идеи оп- ределяющей в межнациональных отношениях роли географи- ческих факторов (территории, положения страны и т.д.). Герменевтика - искусство и теория истолкования текстов; предста- вители герменевтической философии (Х.Г. Гадамер, П. Рикер) в качестве главной гносеологической проблемы выдвигают про- блему понимания.
Гипотеза - форма знания в виде научного предположения, тре- бующего экспериментальной проверки.
Глобальные проблемы - совокупность жизненно важных проблем современного человечества, непосредственно связанных с его существованием (экологические, демографические, техниче- ские, продовольственные и иные). Гносеология - теория познания.
Гносеологические корни - причины одномерного понимания дей- ствительности, заключающиеся в абсолютизации каких-либо сторон познавательного процесса.
397
Государство - основной институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и соци- альной структуры и обеспечивающий социальное управление. Гуманизм - система социальных действий, реализующих теоре- тическое видение человека как высшей ценности. Гуманность - проявление чувства человечности, милосердия,
уважения достоинства личности.
Гуманистика - исторически изменяющаяся система знаний о жизни и высших ценностях человека, его социальных дейст- виях и отношениях с другими людьми. Движение - атрибут материи, способ ее существования; любое
изменение.
Деидеологизация - стремление политических доктринеров осво- бодить массовое общественное сознание от идеологии своих противников; переидеологизация.
Демократия - форма государства, основанная на признании народа источником власти при обеспечении прав и свобод человека как гражданина.
Демография - наука о закономерностях воспроизводства насе- ления в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Деструкция - вид диалектического отрицания, означающий раз- рушение объекта, его уничтожение.
Детерминация - взаимоопределенность вещей и явлений; разли- чают детерминацию причинную, помологическую, генетиче- скую и др.
Детерминизм - теория детерминации; в истории философии известны лапласовский (метафизический), диалектический, телеологический виды детерминизма.
Деятельность - специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, активность людей, обусловленная их потребностями, интересами и целями. Действие - дискретное проявление активности. Действительность - наличное, актуальное бытие в отличие от существования в потенции (возможности); материальный мир во всем его многообразии.
Диалектика - философское учение, содержащее принцип рас- смотрения явлений действительности в их взаимосвязи, из- менении и развитии; единство противоположностей. Диалектический материализм - направление в современной фи- лософии, выступающее как учение о материальном единстве мира и всеобщих законах его развития. Дух - сознание в модусе высшего средоточения интеллектуальных
сил, воли и эмоций человека в его социальных действиях. Духовность - гуманистическая ориентация индивидуального и общественного сознания, культуры.
398
Душа - нравственно-психологическая структура сознания чело- века, выступающая как сопереживание им межличностных отношений и действий людей.
Жизнь - форма существования материи в комплексе взаимодей- ствия биополимеров: белков и нуклеиновых кислот.
Жэнь - термин китайской философии, обозначающий у Конфу- ция человечность, гуманность.
Закон - общее, объективно-необходимое, существенное отноше- ние между явлениями, имеющее устойчивый и повторяю- щийся характер.
Закономерность - объективная устойчивая упорядоченность процессов.
Знак - материальный чувственно-воспринимаемый предмет, несущий знание о другом объекте.
Знание - значимый для человек и других людей результат по- знания действительности.
Значение - информационное содержание знака.
Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений.
Идеализм - направление в философии, исходящее из первично- сти духа, мышления, сознания.
Идеальное - существование предмета в форме его отражения сознанием.
Идентичность - тождественность.
Идеология - общественное сознание в модусе выражения груп- повых интересов.
Идея - мысль, стремящаяся к реализации в социальных дейст- виях.
Изменение - движение.
Инволюция - изменение направления развития на обратное.
Индивидуализм - принцип противопоставления отдельного ин- дивида обществу.
Интеллект - способность к рациональному мышлению.
Интерпретация - истолкование.
Интерес - субъективно-ценностное отношение к предмету.
Интуиция - способность постижения истины путем непосредст- венного ее усмотрения.
Интуитивизм - течение в философии, видящее в интуиции единственно достойное средство познания.
Информация - функционально отраженное разнообразие.
Иррационализм - обозначение философии, ограничивающей или отрицающей возможности разума в познании действительности.
Истина - адекватное, подтвержденное практикой отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.
История - процесс развития человеческого общества в его кон- кретности и многообразии.
Исторические общности людей - род, племя, народность, нация.
399
Капитализм - общественно-экономическая формация, базис ко- торой составляют частная собственность на средства произ- водства и эксплуатация наемного труда.
Категория - философское понятие, максимально общее по сво- ему содержанию и выступающее формой логического мыш- ления людей.
Каузальность - причинность.
Качество - внутренняя определенность вещи, придающая ей отличие от других предметов.
Классы - большие группы людей, различающиеся прежде всего отношением к средствам производства.
Количество - внешняя определенность вещи, придающая ей общность с иными предметами.
Коллектив - компактная группа людей, занятых общим трудом.
Коллективизм - принцип сочетания интересов индивида с дей- ствиями коллектива.
Коммунизм - бесклассовое общество, основанное на обществен- ной собственности на средства производства.
Кондициальная детерминация - детерминация условиями.
Конкретное - предмет в целостности и многообразии своих свойств и отношений.
Конкретная истина - истинное знание с учетом обстоятельств времени и места.
Континуум - непрерывность при многообразии элементов.
Концепция - теоретический способ понимания.
Конформизм - приспособление к существующим порядкам.
Конфликт - столкновение мнений, сторон, сил.
Критерий - мерило оценки.
Культура - способ существования общества, организации и раз- вития человеческой жизнедеятельности.
Личность - человек в многообразии качеств своей индивидуаль- ности.
Логика - наука о законах и формах мышления.
Логическое противоречие - ошибка в рассуждениях, связанная с нарушением законов логики.
Логос - мысль, слово, смысл, закон.
Маргинальность - качество граничности, междисциплинарности, периферийности.
Марксизм - учение Карла Маркса в единстве трех его составных частей: философии диалектического материализма, полит- экономии и научного коммунизма.
Материя - философская категория для обозначения объектив- ной реальности, данной человеку непосредственно или опо- средованно (с помощью приборов) в его ощущениях.
400
Материализм - направление в философии, исходящее из при- знания первичности материи по отношению к сознанию.
Материалистическое понимание истории (исторический материа- лизм) - социальная философия марксизма, исходящая из призна- ния определяющей роли способа производства в жизни общества.
Мера - категория диалектики, означающая единство количест- венной и качественной определенности предмета; границы, в рамках которых возможны количественные изменения без изменения самой вещи.
Метафизика - абсолютизация какого-либо момента познания; противоположность диалектике; учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.
Метод - способ теоретического и практического освоения дей- ствительности.
Методика - совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы; приемы научного исследования.
Методология - система принципов и способов организации и построения социальных, в том числе познавательных дейст- вий, а также учение об этой системе.
Механицизм - метафизический принцип, объясняющий разви- тие природы, человека и общества законами механической формы движения материи.
Мир - закономерное движение материи, вселенная; самодоста- точные объекты философской рефлексии (мир человека, мир духовности, мир социума и т.п.); мир международный.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеа- лов личности.
Мистицизм - умонастроения и учения, исходящие из убеждения о недоступности разуму подлинной реальности и признаю- щие возможность ее постижения лишь посредством интуи- ции и религиозного экстаза.
Мифология - способ понимания в общественном сознании при- родной и социальной реальности с использованием средств фантазии и сверхъестественных сил.
Моделирование - метод исследования объектов познания на их моделях.
Модель - аналог (схема, структура, знаковая система) какого- либо объекта, используемый в познавательных действиях в качестве его заместителя.
Момент - мысленная "остановка в движении"; абстракция, "сторона", "оттенок" целого.
Мораль - форма общественного сознания, выражающая нормы нравственного поведения людей.
Мышление - высшая форма активного (понятийного и образно- го) отражения объективной реальности.
401
Надстройка - активно воздействующая на порождающий ее ба- зис совокупность феноменов общественного сознания, идео- логических отношений и учреждений.
Народонаселение - совокупность людей, живущих в определен- ной стране или на земле в целом (человечество).
Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объек- тивно истинного знания о действительности.
Научно-техническая революция - коренное преобразование про- изводительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства.
Научно-технический прогресс - единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Небытие - отрицание сущего, инобытие, отсутствие.
Необходимость - категория диалектики, обозначающая жесткость связей между явлениями, их сущностную устойчивость; за- кономерность.
Неотомизм - философия католицизма; современный этап в раз- витии учения Фомы Аквинского.
Нигилизм - метафизическая установка на абсолютное отрицание ценностей культуры, смысла жизни, норм нравственности.
Неопозитивизм - направление современной философии; форма позитивизма, противопоставляющего научный эмпиризм философским абстракциям.
Номинализм - направление средневековой схоластической фило- софии, отрицавшее реальное существование общих понятий (универсалий).
Номологичность - подверженность закону.
Нонконформизм - активное неприятие существующей реаль- ности.
Норма - правило, образец, мера.
Нравственность - реализация требований морали в отношениях между людьми.
Образ - наглядно-чувственная или логическая идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в соз- нании человека.
Общественное бытие - совокупность экономических, политиче- ских, экологических условий жизни, отношений и действий людей.
Общественное сознание - активное отражение общественного бытия в формах группового и массового сознания.
Общественно-экономическая формация - исторически опреде- ленный тип общества, представляющий собой особую сту- пень в его развитии.
Объект - все, на что направлены познавательные и практиче- ские действия субъекта.
402
Онтология - раздел философии, содержащий учение о бытии как таковом.
Опыт - чувственно-эмпирическое познание действительности; практика.
Относительная истина - неполное, неисчерпывающее, неточное, приблизительно-верное знание.
Отношение - взаимозависимость и взаимоопределенность эле- ментов какой-либо системы.
Отражение - атрибут материи, ее всеобщее свойство, заклю- чающееся при взаимодействии вещей в воспроизведении признаков одной из них в структуре другой.
Отрицание - действие, при котором происходит превращение вещи в нечто существенно иное.
Отрицание отрицания - один из главных законов диалектики, обусловливающий поступательно-возвратный характер раз- вития.
Отчуждение - социальный процесс, при котором продукты дея- тельности людей превращаются в самостоятельную и враж- дебную им силу.
Ощущение - форма чувственного познания, источник знания человека об окружающем мире.
Плюрализм - реальное разнообразие мнений, точек зрения, ми- ровоззрений.
Позитивизм - направление в философии, стремящееся принци- пиально отделить от нее специальные науки на том основа- нии, что они дают положительные (позитивные) знания; по- зитивисты считают, что философия как особая наука, пре- тендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Познавательное действие - разновидность социального дейст- вия, функцией которого является выработка знания; разли- чают познавательные действия эмпирические и теоретиче- ские, практические операции и мыслительные процедуры.
Понятие - форма логического мышления; мысль, отражающая в обобщенном виде предметы действительности и связи между явлениями посредством фиксации их существенных при- знаков.
Постмодернизм - направление современной философии, исхо- дящее из понимания культуры как субъективно и произволь- но интерпретируемых текстов и смыслов.
Прагматизм - субъективно-идеалистическое учение о мире как продукте "опыта" человека, а об истине - лишь как инстру- менте в достижении личного успеха.
Практика - совокупность предметно-материальных действий человека в отношениях с природой (производство, научный
403
эксперимент, наблюдение) и в социуме (классовая борьба, демократизация общества и др.).
Праксеология - раздел философии, исследующий общие начала социальных действий людей; понятие, близкое по значению к понятию философия социального действия.
Представление - форма чувственного познания, сочетание в об- разе ранее воспринятого предмета и фантазии.
Принцип - основное исходное положение, главная идея фило- софского учения.
Причинность - генетическая связь между отдельными состояния- ми видов и форм материи в процессах их движения и измене- ния; закон причинности выражает необходимое порождение причиной при соответствующих условиях следствия.
Проблема - форма научного знания, "знание о незнании"; теоре- тически осмысленное гносеологическое противоречие, тре- бующее разрешения.
Производство - процесс создания материальных благ и культур- но-духовных ценностей.
Производительные силы - система субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выра- жающих активное отношение людей к природе.
Производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе произ- водства, определяющими из которых являются отношения собственности; составляют экономический базис общества.
Пространство - как атрибут материи представляет собой форму сосуществования ее объектов и процессов, характеризуя их структурность и протяженность.
Противоречие - категория диалектики, обозначающая взаимо- действие противоположностей в предмете как едином целом.
Психика - свойство высокоорганизованных живых существ ак- тивно отвечать на внешние воздействия с использованием субъективно усвоенной информации.
Развитие - необратимое, направленное, закономерное обновление действительности; появление новых форм движения материи.
Разум - способность интеллекта мыслить в противоречиях; ум, способностьтюнимания и осмысления.
Рассудок - способность оперировать готовым знанием.
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и человеческих действий.
Реальность - наличное существование.
Революция - коренное качественное изменение, глубокий пре- рыв непрерывности в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (социальная, политическая и др.), в познании (революция в науке).
Регресс - тип развития с переходом от высшего к низшему.
404
Религия - сфера человеческой деятельности, включающая как форма общественного сознания веру в существование сверхъ- естественного (бога, богов), соответствующее поведение и спе- цифические действия (культ), особые социальные институты (церковь).
Релятивность - относительность.
Рефлексия - умственная деятельность, направленная на осмыс- ление своих собственных знаний и действий.
Самодвижение - внутренне необходимое изменение объекта, определяемое его противоречиями.
Свобода - способность человека со своими интересами и целями к ответственному действию.
Семья - основанная на браке или кровном родстве малая груп- па, члены которой связаны общностью быта, взаимной по- мощью и моральной ответственностью.
Сенсуализм - направление в гносеологии, согласно которому чувственные восприятия являются основой и главной фор- мой достоверного познания.
Синергетика - современная теория самоорганизации, маргина- лия (междисциплинарное знание) науки, исходящая из фе- менологического описания действительности как совокупно- сти неравновесных систем и нелинейных процессов.
Синтез - соединение (мысленное или реальное) различных эле- ментов предмета в единое целое (систему); неразрывно свя- зан с анализом.
Система - множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое.
Случайность - категория диалектики, обозначающая в противо- положность необходимости необязательность, единичность связей между явлениями действительности.
Снятие - вид диалектического отрицания, когда при упраздне- нии вещи в целом имеет место "удержание положительного".
Собственность - исторически определенная социальная форма присвоения, прежде всего, средств производства; различают частную, государственную, смешанную и др. виды собствен- ности.
Содержание - категория диалектики, обозначающая доминирую- щую над формой совокупность взаимодействующих элемен- тов вещи как целого.
Спонтанность - самопроизвольность; процесс, вызванный внут- ренними факторами.
Способ производства - исторически определенный способ добы- вания материальных благ; единство производительных сил и производственных отношений.
Сознание - высшая форма психического отражения, свойствен- ная общественно развитому человеку и связанная с речью;
405
человеческая способность идеального воспроизведения дей- ствительности в мышлении.
Софистика - разновидность метафизического мышления с субъ- ективистским применением гибкости понятий, исключающим какую-либо конкретность и определенность.
Социализм - низшая фаза коммунизма.
Социальная революция - смена одной общественно-экономической формации другой.
Социальная структура - объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты).
Страша - термин, используемый в социологии для обозначения группы людей, объединяемых некоторыми признаками (за- нятость, доходы, образования и др.).
Субъект - носитель действия.
Субъективизм - мировоззренческая позиция, игнорирующая объ- ективный подход к действительности; нежелание считаться с реальным состоянием дела.
Суждение - форма логического мышления, выступающая как связь понятий.
Сущность - категория диалектики, обозначающая общее и необ- ходимое начало в явлениях, их устойчивую основу.
Творчество - социальные действия (умственные и практические), в результате которых рождается новое.
Телеология - философское учение о целесообразности, господ- ствующей в мире; форма религиозно-идеалистического детер- минизма.
Телепатия - передача мысленных образов на расстоянии без посредства органов чувств.
Термин - слово, обозначающее научное понятие.
Техника - совокупность вещественных, энергетических и инфор- мационных систем, служащих в качестве средств разнооб- разной человеческой деятельности; рациональное поведе- ние вообще.
Технократизм - направление в социальной философии, абсолю- тизирующее возрастающую роль техники и науки, специаль- ного знания в жизни современного общества.
Технология - инструментальный способ рационального действия; включает в себя инструментальные системы, операциональные процедуры, технологический менталитет, информационные ресурсы.
Тождество - категория диалектики, выражающая равенство, оди- наковость предмета, явления с самим собой или равенство нескольких предметов.
Тотальность - целокупность моментов, конкретность многообра- зия, полнота явления или процесса.
406
Тоталитаризм - политический режим, характеризующийся все- объемлющим контролем государства во всех сферах общества и жизни личности.
Трансформация - вид диалектического отрицания, когда сохра- няется основа явления при переходе от одной его стадии развития к другой.
Триада - одна из всеобщих форм диалектического (прежде всего в мышлении) процесса, описываемого схемой: положение (те- зис) - отрицание (антитезис) - отрицание отрицания (синтезис).
Трансценденция - переход из области возможного опыта (при- роды) в область потустороннего, противоположность экзи- стенции.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.
Умозаключение - форма логического познания; умственное дей- ствие по выводу из данных суждений новой мысли.
Универсалии - общие понятия.
Универсум - философский термин, обозначающий мир как це- лое; мысленная вселенная.
Факт - форма эмпирического познания; знание, достоверность которого доказана.
Фактор - воздействующая на процесс или явление сила.
Феномен - данное в чувственном опыте явление (в противопо- ложность ноумену, постигаемому разумом).
Философия - исторически изменяющаяся система фундаменталь- ных идей, теоретически объясняющих отношение человека к миру в его целостности и ориентирующих людей в их соци- альных действиях.
Философствование - свойственная человеку способность к абст- рактным размышлениям о природе, собственном житии, от- ношениях к другим людям и богу.
Философская культура - умение на основе обширных знаний в области истории философии диалектически мыслить и дей- ствовать.
Форма - категория диалектики, обозначающая способ существо- вания и выражения содержания; внутренняя структура вещи.
Фрейдизм - философское учение основателя психоанализа 3. Фрейда; акцентирование антагонизма природного и соци- ального начал в человеке, сексуальных и агрессивных им- пульсов, бессознательного и культуры.
Функция - воздействующее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Футурология - система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества.
Хаос - отсутствие порядка, структуры, закономерности
407
Харизма - присущие лидеру в глазах его приверженцев исключи- тельные личностные качества (мудрость, смелость, инициа- тивность, героизм, святость).
Цвишенизм - "междубытие", объективное состояние перехода, меж- событийности и межфункциональности; индивидуальная и со- циальная неопределенность существования, побуждающая к духовному выбору в практических действиях.
Целое - категория диалектики, обозначающая возникновение нового качества при объединении элементов (становящихся частями) в систему.
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата дей- ствия.
Ценность - вовлеченная в сферу человеческих интересов и от- ношений положительная значимость для индивида какого- либо духовного явления или реального объекта.
Цивилизация - общество с развитой культурой, противостоящее дикости и варварству; истории известны "традиционные" и "техногенные" цивилизации.
Часть - категория диалектики, обозначающая компонент сис- темы, который выполняет определенную функцию в ее бы- тии как целого.
Человек - связанная с космосом высшая ступень живых орга- низмов на земле; субъект социальных действий и культуры; косм оби оп сихосоци одуховное существо.
Шовинизм - крайняя агрессивная форма национализма.
Эволюция - постепенное (в противоположность революции) раз- витие.
Экзистенциализм - философия существования, понимаемого прежде всего как представление страдающего индивида о действительности; основные понятия экзистенциализма - страх, вина, забота, смерть, пограничная ситуация, ничто, экзистенция, трансценденция.
Экзистенция - фактичность озабоченного сознания личности в состоянии "присутствия" человека в чуждом ему мире.
Эклектика - альтернативное диалектике мышление, заклю- чающееся в механическом, беспринципном соединении разнородных и часто противоположных взглядов и тео- рий.
Экология - наука об отношениях растительных и животных ор- ганизмов и образуемых ими сообществ между собой и с ок- ружающей средой; о допустимых технических воздействиях на природную среду обитания человека.
Экстрасенсорное восприятие - восприятие, происходящее неза- висимо от известных чувственных процессов (телепатия, яс- новидение, предсказание и т.п.).
408
Элементы - нечто неразложимое в данной структуре; составная часть сложного целого; в древней философии - стихия, пер- вовещество.
Эмпиризм - философское направление, признающее чувствен- ный опыт единственным источником достоверного знания.
Эмпириокритицизм - форма позитивизма; субъективно-идеали- стическое течение (Э. Мах, Р. Авенариус), истолковывающее мир в виде совокупности ощущений человека.
Эстетика - философская наука о прекрасном, гуманистически важном в сфере ценностного отношения и художественной деятельности людей.
Этика - философская наука о морали и нравственных действиях людей.
Явление - категория диалектики, обозначающая обнаружение предмета, внешней формы его существования; все, что чув- ственно воспринимаемо; выражение сущности.
Язык - выражение мысли; реализуется и существует в речи; сис- тема знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением.
409
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................................... 3
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия