16.6. Социальная синергия и человеческие действия
Одним из важнейших аспектов проблемы свободы и необходимости является вопрос о социальной синергии.
282
Термином "социальная синергия" обозначается вся сово- купность объективных и субъективных явлений общест- венной формы движения материи, обеспечивающих в конечном счете жизнь человека в условиях некоего "порядка", но не "хаоса". Социальная синергия - это про- странство самоорганизации людей в их совместных дейст- виях. Общество посредством социальных человеческих взаимодействий предстает в существенной мере как спон- танно самообразующаяся суперсистема. И в этом обстоя- тельстве просматривается фундаментальное противоречие социума - противоречие между объективным и субъек- тивным, сознательно регулируемыми и самовоспроизво- дящимися процессами.
Трудности "схватывания" данного противоречия в логике понятий явились причиной возникновения различ- ных подходов к осмыслению социальной синергии. В ко- нечном итоге они оказываются выражением уже известного философского противостояния социального детерминизма и индетерминизма, фатализма и волюнтаризма, рациона- лизма и иррационализма. Ныне все четче в трактовке со- циальной синергии можно обнаружить абсолютизацию одной из ее сторон. Звучат, например, призывы к отказу философии от попыток "изменения мира". Популяризуются сейчас воззрения о спонтанной (стихийной) самоорганиза- ции общества и практически будто бы невозможности сознательными действиями людей существенно "пере- ломить" ход истории то ли в силу каких-то трансцендент- ных причин, то ли из-за отсутствия вообще объективных социальных законов.
Так, американский социолог П. Штомпка в книге "Социология социальных изменений" (1996) считает, что если и существует какая-либо необходимость в истории, то она чисто условна: решив действовать, люди начина- ют думать, как это сделать; впечатление о необходимо- сти возникает лишь после того, как событие произошло, когда выбор уже сделан и предприняты определенные действия. Здесь правильно подчеркивается важность ини- циативных самостоятельных усилий человека в творении социальных событий. В то же время суждения ученого об "условности" необходимости в истории вызывают возра- жения. В еще большей степени сомнительны концепции известных западных теоретиков К. Поппера и Ф. Хайека.
283
В частности, Поппер отвергает закономерности "движения общества как целого" (то есть социальный де- терминизм), но полагает возможным пользоваться терми- ном "частичная социальная инженерия". Им обозначается "социальная деятельность - как частная, так и государст- венная, - в которых для осуществления какого-то замысла или конечной цели люди сознательно используют все технологическое знание, которое им только доступно". Хайек также, допуская возможность частных социальных технологий, решительно выступает против взгляда, что "созданное эволюцией могло бы быть лучше, если бы соз- давалось с помощью человеческой изобретательности"; по мнению Хайека, "люди не могут управлять этой эволюци- ей". Его позиция такова: правильное объяснение соци- альной синергии ("всякого порядка") "находится между инстинктом и разумом". Процессы спонтанного упорядо- чения общества, заключает Хайек, обеспечиваются не "конструктивистским рационализмом, а функционирова- нием таких институтов, как язык, право, мораль, рынок и деньги". Из этих механизмов социальной синергии ры- нок - единственно доступный способ получать "рассеянную информацию" и "объективная" основа "расширенного по- рядка" (а проще - капитализма). И Хайек, и Поппер видят несостоятельность социализма как общественного строя в том, что там господствует централизованное планирова- ние во имя достижения всеобщей утопической цели. А все это, по их убеждениям, непременно предстает как "тоталитаризм", игнорирование интересов и свобод лич- ности, пренебрежение традиционными ценностями, кол- лективное насилие над инакомыслящими, отказ от демо- кратии и "столбовая дорога к рабству".
Но, вопреки подобным воззрениям, в современной философии вовсе не отвергается идея сознательного че- ловеческого усилия в глобальной духовной ориентации социальной синергии, направленных на перспективу це- лерациональных действий. В истории наступает стадия, когда, как верно выразился американский философ Эрих Фромм, "первостепенной задачей для человеческого бы- тия стала проблема организации социальной жизни", рационализации человеческого бытия на принципах гу- манистически и подлинно демократически ориентиро- ванного социального взаимодействия. И даже безотноси-
284
гельно к марксизму, во многих философских концепциях прослеживается озабоченность необходимостью пла- номерного регулирования современного общества как "целого". К этому, в первую очередь, побуждают размыш- ления над глобальными проблемами - экологическими, демографическими и др. Неудивительно, что социальную синергию все чаще стали сейчас рассматривать сквозь призму теории "универсального эволюционизма" - необ- ходимости организации коллективных действий, способ- ных гармонизировать взаимодействие человека и окру- жающей среды, когда "человечество как единое целое должно подчиняться условиями экологического импера- тива" (H.H. Моисеев); с привлечением идеи "устойчивого развития" (когда фиксируется невозможность самосохра- нения биосферы на основе естественных механизмов са- морегуляции и говорится о необходимости перехода на развитие, управляемое на основе эволюционных законов природы и общества); и т.п. Все подобные концепции исходят из того, что социальная синергия в ее поддаю- щейся регулированию части должна представлять особую органическую взаимосвязь между информацией, экологи- зацией и гуманизацией общества.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия