logo search
Философия

16.2. Человек как субъект проявления законов общества

В современной социальной философии все еще встречаются рецидивы длительное время широко распро- страненных рассуждений по типу ложной альтернативы: либо историю творят люди (под ними понимается "элита") - и тогда нет места объективным законам обще- ства; либо ход истории определяют социальные законы - и тогда нет места свободной деятельности людей. Итак: или человек с его свободой и интересами, или законы общества, и тогда человек становится-де "винтиком" про- явления "бездушных" законов, "пешкой" в руках строго детерминированного социального fatuma и т.д.

В чем же проявляются односторонность и катего- ричность приведенных выше суждений? Прежде всего в

273

том, что с тех пор, как завершилось превращение антро- поида в человека, в истории человечества не было и не может быть такой ситуации, когда бы более или менее значительные социальные группы людей являлись только объектом проявления законов общества. Общественный человек выступает в той или иной степени субъектом сво- ей истории и ее законов потому, что вне и помимо его деятельности законы истории не могут иметь места. Так, действие любого закона общества представляет собой вполне определенные стороны стихийной или сознатель- ной деятельности людей, которая творит и воспроизводит существенные, устойчивые, системные отношения между определенными общественными структурами, процессами. В более узком смысле суждение о человеке как субъекте законов общества означает, что определенная социально-историческая общность людей является актив- ным творцом именно этих конкретных общественных действий, посредством которых прокладывает дорогу ис- пользуемый социальный закон или система законов.