logo search
Философия

17.3. Исторический процесс и критерии его членения

Что представляет история человечества в своем раз- вертывании: повторение определенных циклов (цивилиза- ций, культур и т.п.) или смену прогрессивных ступеней (формаций, стадий роста и т.д.), единый поток или ряд отдельных одновременных потоков?

Не будет преувеличением считать, что эти и другие подходы находились в XX в. в центре социально-фило-· софских размышлений.

292

Философские основания значительной части из них при более беспристрастной оценке не отличаются моно- литной ортодоксальной приверженностью только натура- лизму, только идеализму или только материализму. Эти во- просы по существу (но не по форме!) нередко оттеснялись на второй план перед непоколебимой приверженностью идеологическим принципам: коммунизм или капитализм, демократия или тоталитаризм. Правда, для наиболее из- вестных концепций характерна в той или иной степени последовательность в отношении избранных подходов, критериев членения исторического процесса.

Критерии не только многообразны, среди различ- ных методологических подходов есть близкие и прямо противоположные, взаимно исключающие друг друга. Критерии различные, но мировая история у человечества одна. Как быть? Каким концепциям отдать предпочтение и придать им статус, если и не абсолютной истины, то "подлинно научных"?

Не будем торопиться с ответом на столь категорич- ные вопросы, а вкратце ознакомимся с теми концепция- ми, которые различаются между собой по критериям чле- нения исторической действительности, и каждая из них, в свою очередь, является достаточно известной, а в некото- ром отношении и типичной для других концепций и школ определенного направления.

Американский социолог и экономист У. Ростоу дал опубликованной в 60-е годы книге подзаголовок "Неком- мунистический манифест" и предложил теорию стадий экономического роста.

Согласно У. Ростоу, человечество в своей истории проходит пять этапов экономического роста, которые имеют следующие признаки. Первый этап (традиционное общество) - население занято сельским хозяйством, нако- пления незначительны и расходуются непроизводительно. Второй этап (переходное общество, "подготовка к взле- ту") - время великих географических открытий, медлен- ный технический прогресс. Третий этап (процесс сдвига, "взлет") - мобилизация внутренних накоплений и инве- стирование более 10 процентов национального продукта. Ведущей отраслью народного хозяйства в период про- мышленной революции в США, Германии и России было развитие железнодорожного транспорта. Четвертый этап

293

("путь к зрелости") - характеризуется резкими изменения- ми в структуре рабочей силы (увеличение числа служа- щих), ростом бюрократии и тем, что "обществу несколько надоедает чудо индустриализации". Выбор путей исполь- зования растущих ресурсов: милитаризация или благосос- тояние. Последний, пятый этап - это общество "массового потребления", в котором пища, одежда и жилище уже не являются первостепенными заботами граждан. Их предос- тавляет общество как само собой разумеющееся.

По У. Ростоу, пятой стадии достигли США. На под- ходе другие индустриально развитые станы. Как видно, главное в различении стадий - это развитие производи- тельных сил, производительность труда, объем накопле- ний, размеры и направление инвестиций, рост потребле- ния. У. Ростоу заявляет, что признает существование классов и классовых интересов, но, в отличие от мар- ксизма, отрицает решающую роль классовой борьбы в переходе от одной стадии к другой. По его мнению, в обществе не собственность на средства производства ре- шает все, а контроль над армией, полицией, судом и средствами связи.

Подобная трактовка роли собственности, а то и во- все вынесение ее за скобки своих концепций - характер- ная черта немарксистской социальной философии.

Обоснованию идеи "единого индустриального об- щества" посвятили свои работы французский философ Р. Арон, американский экономист Д. Гэлбрейт и другие. А в 70-80-е гг. новая технократическая волна породила концепции компьютерной революции, вступления в по- стиндустриально-информационное общество.

Теория культурных суперсистем П. Сорокина, явля- ясь в некоторой части продолжением концепций локаль- ных культур и цивилизаций О. Шпенглера, А. Тойнби, имеет свои оригинальные идеи и системное построение. Работы П. Сорокина получили известность еще до вы- сылки из России в 1922 г., а в признание его заслуг он был избран в 60-е годы президентом американской социо- логической ассоциации.

Исходный пункт философии П. Сорокина заключа- ется в отрицании принципиальной разницы между мате- риализмом и идеализмом, так как в обоих направлениях только терминами "разум" и "материя" обозначается, по

294

его мнению, существенно идентичная реальность. Сам же он признает всеобщую реальность, которая проявляется в бесконечно многообразных формах и материального, и духовного.

Исторический процесс есть, по П. Сорокину, цикли- ческая флуктуация (колебание), смена суперсистем культу- ры, совокупности социальных систем и совокупности лич- ностей в их взаимодействии. Интегрирующим фактором этого взаимодействия выступает духовная сторона: куль- турные системы, подсистемы, ценности, нормы. В рамках каждой культуры как целостности выделяются основные посылки - представления о природе реальности, потреб- ностях человека, способах и степени их удовлетворения. П. Сорокин выводит три основных типа культуры, или три типа мировосприятий, присущих обществу в целом. Первый из них "чувственный", в котором преобладает непосредственное восприятие действительности; второй ("идеациональный") характеризуется элементами рацио- нального мышления; в третьем типе ("идеалистическом") доминирует интуитивный вид познания. На основе того или иного мировосприятия происходит интеграция социо- культурных явлений в культурные системы. С переходом от одной системы к другой радикально трансформируются все социальные структуры, ценности и нормы. Причину войн, кризисов и других катаклизмов П. Сорокин объяс- няет как результат столкновения двух систем культуры.

Общество, утверждает П. Сорокин, не может быть более широким термином, чем "культура", не могут они и резко противопоставляться одно другому. Понятие "об- щественный" означает концентрацию на совокупности взаимодействующих индивидов, в то время как понятие "культурный" в первую очередь охватывает идеи, ценно- сти, нормы и их материальное воплощение.

Считая свою теории флуктуации трех культурных суперсистем отражением реального содержания всего ис- торического процесса, П. Сорокин в книге "Социологи- ческие теории сегодня" (Нью-Йорк, 1966) критически проанализировал основные направления философской, со- циологической и исторической мысли на Западе в XX в.

В книге "Истоки истории и ее цель" (1949) К. Яс- перс, отстаивая единство мирового исторического процес- са и приоритет его "духовной составляющей", намечает

295

структуру мировой истории, отправляясь от "осевого вре- мени". Им выделяются ряд периодов, каждый из которых показывает, что человек как бы "отправляется от новой основы".

Первый период - от доистории, от прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, овладение ог- нем), когда человек только становится человеком.

Второй период - от возникновения великих культур древности (Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ).

Третий период - от "осевого времени", когда пол- ностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. Эту ось мировой истории К. Ясперс относит к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н.э. в Китае, Индии, Иране, Палестине, Греции. Если в европейской философии истории от Августина до Гегеля отправной пункт Всемирной исто- рии усматривался в явлении Христа, то К. Ясперс счи- тает, что это значимо только для христиан, а не для всего человечества. Общей же верой для человечества может быть философская вера. Он показывает, как па- раллельно, в независимых друг от друга обществах со- вершается пробуждение духа, прорвавшего мифологи- ческое сознание. Новое сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. В эту эпоху были разработаны основные категории, ко- торыми мы мыслим по сей день. Были заложены осно- вы мировых религий, формировались соответствующие социальные структуры, возникли первые мировые им- перии.

Все это можно, по Ясперсу, резюмировать следую- щим образом: "осевое время", принятое за отправную точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему предшествующему и последующему развитию. "Осе- вое время" служит ферментом, связывающим человечество в рамках единой истории.

Четвертый период мировой истории начинается от научно-технической эпохи и продолжается поныне. В противоречиях материального, технического и духовного совершаются преобразования, которые, может быть, предполагает К. Ясперс, приведут к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному

296

становлению человека. Этот период охватывает человече- ство в целом.

Таковы три социально-философские концепции с различными критериями членения исторического процес- са. На первом плане у У. Ростоу производство, накопле- ние, инвестиции, потребление. Мысль Сорокина устрем- лена на создание целостной культурной суперсистемы. В периодизации мировой истории К. Ясперс отдает пред- почтение "осевому времени", духовному прорыву челове- чества.

Ни один из рассмотренных критериев членения ис- торической действительности не является абсолютным. Но каждый из них позволяет уяснить отдельные фрагменты, связи, факторы в единой и столь многообразной мировой истории человечества, которая продолжает развертывать- ся. Безусловно то, что в противоречиях и дискуссиях, в поиске продвигается социально-философская мысль по пути раскрытия объективной логики социальных измене- ний, движущих сил исторического процесса, выработки более достоверных критериев членения мировой истории.

Изучение философских оснований системности общества и критериев членения исторической действи- тельности завершим кратким анализом учения об обще- ственно-экономической формации и понятия "основные процессы жизни общества".