logo search
Философия

13.1. Научное знание

Наука - форма познавательной деятельности человека (наряду с искусством, религией и т. д.), специфической функцией которой выступают выработка и совершенст- вование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания - научное исследование, так и результат этой деятельности - научное знание. Далеко не всякое зна- ние является научным. Имеются многообразные формы вненаучного знания - мифическое, художественное, бы- товое и др. В наши дни широко распространяются и многими бездумно воспринимаются знания из таких вненаучных сфер, как астрология, хиромантия, ясновиде- ние и т.п.

Генезис и развитие науки непосредственно связаны с осознанием особой роли истинных представлений, ко- торые определялась тем, что были благом для человека, служили опорой в его практических делах, открывали на- дежные пути к овладению внешним миром. Но уже в древности было замечено, что истинность некоторого по- ложения может быть кажущейся или случайной, а потому требует глубокого изучения и обоснования. Объективно- истинное и обоснованное знание впоследствии стали на- зывать научным.

Основой научного знания является знание обыден- ное, или здравый смысл, формирующийся как продукт не- посредственно практического отношения к внешнему ми- ру. Здравый смысл имеет дело преимущественно с явле- ниями. На уровне явлений познаваемый объект отождеств- ляется с образом, получаемым в представлении. Однако

193

"обычное представление схватывает различие и проти- воречие, но не переход от одного к другому" (25. Т.29. С. 128). Оно слабо отражает глубинные, сущностчые связи предметов. Поэтому здравый смысл наряду с объ- ективно-истинными положениями включает в себя массу поспешных, даже противоречивых обобщений. Гегель харак- теризовал его как "такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки своего времени" (13. С.29).

Если наука стремится вникнуть в каждую из вновь открываемых истин, пытается обосновать ее, поставить под сомнение все, что, казалось бы, "овеяно веками", то здра- вый смысл, напротив, весьма настороженно относится к непривычному, новому, выходящему за рамки обыденно- сти. Но ясность и прозрачность здравого смысла оказыва- ются весьма обманчивыми, поскольку все, за что он ратует, как правило, некритично усвоено и принято на веру.

Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками - сис- темностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики. Спе- цифичен язык науки. Однако все эти свойства, как и многие другие, являются вторичными по отношению к ис- тинности и обоснованности, производны от них.

Возьмем первое из этих свойств - системность. Оче- видно, что оно - результат процедуры систематизации, непременно сопутствующей совершенствованию научного знания. Формы систематизации могут быть самыми раз- нообразными. Важнейшие среди них - доказательство, классификация, аксиоматизация. Но для каждой из этих форм характерна первичная связь "если..., то...", озна- чающая наличие основания и обосновываемого. Для классификации - это связь между различными классами (например, родом и видом), для аксиоматизации - между аксиомами и теоремами и т.д. Осознание одной- единственной связи "если..., то..." уже свидетельствует о появлении концептуальной системы, хотя и простой, со- стоящей всего лишь из двух элементов. Но, как правило, система знания представляет собой множество таких свя- зей, выступающих в органическом единстве между собой. Введение некоторого положения в систему знания являет- ся одним из наиболее важных шагов в его обосновании. 194

Присущие научному знанию истинность и обосно- ванность результатов органически сочетаются с познанием сущности изучаемых объектов. Сопоставление возможных оснований при принятии решения, выбор из них наиболее эффективных связаны с движением к сущности. Чем лучше обосновано то или иное положение, решение, действие, тем глубже познание ситуаций, в которых человеку прихо- дится действовать. Верно и обратное. Поэтому одной из основных задач научного познания является вскрытие глубинных, сущностных связей объективного мира, фор- мулирование законов науки, создание научных теорий.

Знание законов, которым подчиняется жизнь объек- та, позволяет рассматривать его возможные, в частности, будущие состояния, отсутствующие в нынешней практике людей. Объективная истинность рассмотрения, стремления к обоснованию знаний, таким образом, влекут за собой опережающее отражение действительности и прогнози- рование практической деятельности. Настоящий ученый всегда опережает свое время.

Задачи, связанные с открытием истинных положе- ний и их обоснованием, породили потребность в специ- фическом языке науки. Разговорный язык не отвечает этим вопросам. Его выражения, связи между ними, как правило, многозначны, аморфны, а потому не могут обеспечить строгость и надежность обоснования. К тому же отличие вновь открываемых истин от уже известных требует новых знаковых средств фиксации и сообщения таких истин.

Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся но- вые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом, вырабатывается научная терминология, т.е. совокупность слов со специальным значением в рам- ках данной научной дисциплины. За разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний.

Названные черты характерны для любого научного знания: гуманитарного, естественнонаучного, техниче- ского. Каждое из них обладает своим особенностями, очевидно, что техническое знание ближе всего к естест- веннонаучному, и, чтобы провести границу между ними, нужно иметь в виду следующее. Во-первых, в понятиях

195

естествознания отражается природа как таковая, в то вре- мя как техникознание делает акцент на том, что может служить эффективному производству техники. Например, физическое понятие термоэлектрической эмиссии, фик- сируя способность твердых и жидких тел испускать элек- троны вследствие нагревания этих тел, не включает в свое содержание никаких сведений о назначении, сфере при- менимости, структурном оформлении соответствующего физического явления. Все это появляется в техническом понятии "электронная лампа". Оно уже включает такие характеристики, как "вакуумный баллон", "электроды", "выпрямление электрического тока", "усиление электро- магнитных колебаний" и пр. Во-вторых, если в понятиях естествознания природные процессы воспроизводятся в "чистом", незамутненном посторонними привнесениями виде, то в понятиях технических наук они берутся с из- вестными приближениями к условиям их проявления в реальных материалах и конструкциях. Поэтому понятия техникознания менее абстрактны и идеализированы. В-- третьих, понятия техникознания относительно быстро меняют свое содержание, поскольку непосредственно свя- заны с общественной практикой. В-четвертых, так как техническое знание ориентировано на задачи предмет- но-практической деятельности, то оно излагается в не- разрывной связи с приемами технологического приме- нения.

Итак, научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в результате дли- тельных наблюдений и практического опыта многих по- колений людей, т.е. на базе того, что обычно называют здравым смыслом. Решающее значение при этом имело осознание того факта, что предпосылкой и гарантом ус- пешных действий в окружающем мире являются истин- ность и обоснованность такого рода представлений. Стремление людей сделать свои представления как можно более истинными и обоснованными в конечном счете привело к возникновению научного знания и науки во- обще. Эти черты определяют специфику ее развития по настоящее время.

Строго говоря, научное знание стоило бы диффе- ренцировать на знание естественно-научное и знание гу- манитарное (науки об обществе и человеке). Это связано

196

с особенностями социального познания. Оно в отличие от естественных наук имеет дело с реалиями, в которых со- четаются субъективное и объективное, духовное и мате- риальное, общезначимое и сугубо индивидуальное. В нау- ках об общественных процессах тем самым существенно резче выражено не только знание об исследуемых объек- тах, но и отношение ученого (социальных групп) к фор- мулируемым фактам и концепциям, их оценка.

Знание об общесте с необходимостью должно быть историческим. Его также называют (Г. Риккерт) "идио- графическим" (индивидуализированное постижение кон- кретных явлений) в сравнении с номотетическим (фик- сирование законов, общего) знанием наук о природе.