logo search
Философия

1.5. Исторические формы материализма

Философия как особое проявление общественного сознания фиксирует в самом абстрактном и интегриро- ванном виде "дух времени". В ней опосредованно находят отражение уровень выработанных человечеством знаний, характер социальных отношений, состояние культуры, степень цивилизованности общества.

С прогрессом общества в философском сознании происходили существенные изменения при сохранении и воспроизводстве некоторых его основополагающих идей. Это справедливо прежде всего в отношении мате- риализма. Крупные, составляющие эпоху открытия в области естествознания, перевороты в технике, ради- кальные события в истории человечества неизбежно трансформируют материалистическую философию. Ее наиболее известными историческими модификациями явились учение древних философов-материалистов, метафизический материализм XVII-XVIII вв., диалек- тический материализм.

Материалистические воззрения древних мыслите- лей (Фалес, Гераклит, Демокрит и др.) в силу неразви- тости в те времена научных знаний носили во многом наивный характер. Упорядочивающий принцип бытия, первоначало всего существующего они видели в кон- кретных природных стихиях (вода, воздух, огонь и др.). Древние материалисты осмысливали мир диалектиче- ски, т.е. как целое в его становлении и движении, в постоянном процессе возникновения и исчезновения вещей.

Вторая историческая форма материализма - ме- тафизический материализм XVII - XVIII вв. (Ф. Бэкон, Г. Гоббс, Г. Спиноза, П. Гольбах и др.). Называется он

15

так потому, что в отличие от древних мыслителей с их идеями качественного изменения и взаимопревращения противоположностей в философии нового времени ут- вердился взгляд на вещи и их мысленные отражения в понятиях как на неизменные, изолированные друг от друга и раз навсегда данные предметы. К тому же этот материализм преимущественно был механистическим, поскольку наиболее совершенная тогда наука - меха- ника - служила мерилом понимания всех природных (физических, химических, биологических), а часто и социальных процессов. Важно и то, что с позиций ме- тафизики оказалось невозможным дать материалисти- ческое понимание общества, человеческой истории.

С именем К. Маркса и Ф. Энгельса обязано воз- никновение в середине XIX в. новой формы материали- стической философии - диалектического материализма. Философия марксизма, сохраняя традиции и достижения прежнего материализма, преодолевает его историческую ограниченность. Это касается, в первую очередь, фунда- ментальных проблем онтологии.

Диалектический материализм опирается на выводы науки, является теоретическим обобщением опыта развития человеческой цивилизации и культуры. В этой философии слиты в единое мировоззрение диалектика и материализм, приобретший необходимую целостность распространени- ем его на понимание истории общества.

Философия диалектического материализма, сохра- няя ядро своего мировоззренческого содержания, в ряде конкретных социальных положений и выводов оказалась неадекватной реалиям XX в., о чем в последующих разде- лах книги будет сказано особо.