logo search
Философия

12.6. Что есть истина?

Данный вопрос - один из центральных в теории по- знания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались Платон и Аристотель, Бэкон и Декарт, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Рассел и Хайдег- гер. И это не случайно, ибо истина является конечной целью всей познавательной деятельности человека. Фило- софы по-разному отвечали на этот вопрос.

Наиболее известные концепции: истинно то, что полезно (прагматизм); истинное суждение - продукт со- глашения (конвенционализм); истине - психологическое состояние личностного переживания (экзистенциализм) и др. Платон и Аристотель являются родоначальниками древнейшей, классической концепции истины - истина есть соответствие мыслей действительности.

При всей простоте и очевидности классическая кон- цепция истины столкнулась с немалыми трудностями, ко- гда речь шла о способах установления соответствия мыслей действительности, особенно в теоретических областях зна- ний. Данными трудностями не преминули воспользоваться противники этой концепции. Они утверждали, что в про- цессе познания человек имеет дело непосредственно не с объективным миром, а с продуктами его чувственного восприятия и концептуального осмысления, т.е. со зна- ниями. Поэтому нет и быть не может гарантий верного мысленного воспроизведения действительности и устра- нения из мыслей субъективных привнесений. Представи- тели домарксового материализма, взявшие на вооружение классическую концепцию истины, не смогли справиться с этим (и не только с ним) возражением. Проблема была разрешена на более высокой стадии развития материали- стической философии - в диалектическом материализме.

Продолжая классическую традицию в понимании ис- тины, диалектико-материалистическое учение является ка- чественно новым этапом в его теоретическом развитии, преодолевает присущие классической концепции недос- татки. В нем более глубоко и всесторонне обосновывается понятие объективной истины. В.И. Ленин, в частности, обращает внимание на то, что это понятие характеризует такое содержание человеческих представлений, "которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от чело-

189

вечества" (25. Т.18. С.123). Какой бы субъективной ни была форма человеческих знаний, они имеют объективное со- держание и соотносятся не просто с миром ощущений, а лежащим вне и независимо от него объективным миром, воспроизводят его. Поэтому объективно-истинное знание неопровержимо. Тем самым диалектико-материалистическое учение отмежевалось от любых попыток игнорирования объективной истины.

Важнейшей отличительной чертой диалектико-ма- териалистического подхода является рассмотрение объек- тивной истины в связи с практикой. Роль практики опре- деляется тем, что она - связующее звено между объектом и субъектом познания. Предметы внешнего мира задаются субъекту через практику, в ней выделяются те их свойст- ва, которые становятся предметом знания.

Связывая субъект и объект, практика тем самым представляет собой единство двух сторон - субъективной и объективной. Первая включает человека с его способно- стями, навыками, знаниями и формирующимися на их ос- нове целями и действиями, вторая - условия, средства, ис- ходные материалы и продукты, получаемые из исходных материалов под воздействием средств в определенных ус- ловиях деятельности. При этом объективная сторона прак- тики может охватывать не только фрагменты природы, но и людей с их отношениями и деятельностью.

Практически включаясь во внешний мир, человек не только видоизменяет его, но и подчиняет свою субъек- тивность его законам и возможностям. Если мы считаем человека частью природы, то и дела рук человеческих, производственные в том числе, надо рассматривать в рам- ках природы. В процессе практики человек может дейст- вовать только так, как действует природа, изменяя лишь формы вещества. Законы внешнего мира составляют ос- нову целесообразной деятельности человека. Деятель- ность, рассогласованная с природой и ее законами, при- водит человека к неудачам. Но поскольку, прежде чем что-то сделать, он составляет соответствующие проекты, планы и программы, строит прогнозы, выдвигает гипоте- зы, используя свои знания и опираясь на них, то отсюда Ясно, что практика - критерий истинности этих знаний, т.е. соответствия их действительности.

190

Рассмотрение понятия истины в связи с практикой позволяет отвергнуть доводы противников классической концепции истины. Практика разрывает круг, в который они попадают, и выступает каналом выхода за пределы знания, соотнесения его с объективным миром.

Объективная истина не есть нечто застывшее и окаменевшее. Она находится в постоянном развитии, ста- новится более полной с каждым новым открытием. Диа- лектический процесс изменения и развития объективной истины характеризуется понятиями относительной и аб- солютной истины.

Относительная истина - это знание, которое при- ближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Специфические свойства относительной истины - прибли- женность и неполнота - органически присущи процессу познания, поскольку человек не может познавать мир, не фиксируя своего внимания на одних его сторонах и не отвлекаясь от других.

Противоположностью относительной истины явля- ется истина абсолютная. Каким бы односторонним и ог- раниченным ни было некоторое знание, оно содержит в себе элемент, который никогда не отбрасывался, высту- пает предпосылкой дальнейшего развития познания и в снятом виде содержится в его новых результатах. Это - абсолютная истина. Например, геометрия Евклида пред- ставляет собой относительное знание, поскольку обобща- ет человеческий опыт в привычных для нас, трехмерных пространственных условиях и непригодна для относитель- но больших пространств. Вместе с тем в рамках повсе- дневного опыта она является абсолютной вечной исти- ной, предельно полным и точным знанием.

Постепенное суммирование подобных зерен абсо- лютных истин в человеческих знаниях ведет в пределе (никогда недостижимом) к абсолютной истине еще в од- ном смысле: вечное приближение мысли к неисчерпаемой действительности.

Отказ от признания в относительной истине зерен абсолютной истины (релятивизм) ведет к отрицанию объ- ективности познания, к агностицизму. Точно так же неве- рен и противоположный подход, когда игнорируется от- носительность истинных результатов познания в угоду признания их абсолютности (догматизм).

191

Одновременное наличие в знании абсолютных и относительных моментов предполагает его использование в строго определенных объективных границах. Его распро- странение за эти границы ведет к ошибкам и заблуждениям.

Иными словами, истина конкретна. Принцип кон- кретности - один из главных принципов диалектического подхода к познанию. В соответствии с этим принципом требуется точный учет всех условий, в которых находится объект познания, рассмотрение главных, существенных связей, свойств, тенденций его развития вместе с их про- явлениями. Крайний случай неконкретного подхода - рассуждения, претендующие на истинность не только в данном контексте пространства и времени, но и вне вся- кого контекста; рассуждения, "истинные" сами по себе, всегда и везде.

"Пагубна или благотворна война?" - вопрос, которым Н.Г. Чернышевский иллюстрировал диалектическое пони- мание принципа конкретности. "Вообще, - писал он, - нельзя отвечать на это решительным образом; надобно знать, о какой войне идет дело, все зависит от обстоя- тельств, времени и места... Например война 1812 года была спасительна для русского народа; марафонская битва была благодетельнейшим событием в истории человечества. Та- ков смысл аксиомы: "отвлеченной истины нет; истина кон- кретна" (62. С.281). Добавим, что в наши дни любая война, чреватая применением ракетно-ядерного оружия, будет, безусловно, пагубной для человечества.

Истине противостоит заблуждение, т.е. прини- маемое за истину искаженное представление о дейст- вительности. Было бы неверным считать заблуждение чем-то сугубо субъективным, что можно исключить при желании из познавательного процесса. Какими бы точ- ными и надежными ни казались регулятивы и правила, указывающие дорогу к истине, они не могут соответст- вовать всему сокрытому в неизведанном разнообразию объективного мира и потому неизбежно сталкиваются с предметами, находящимися за пределами своей приме- нимости. Таким образом, заблуждение - вполне естест- венный этап в освоении новых, еще неизвестных сфер бытия.

Итак, истина есть процесс. Благодаря ему совершает- ся переход от незнания к знанию, от знания менее полного

192

и точного к знанию более полному и точному. Решение вопроса об истинности наших знаний, т.е. соответствии их действительности, имеет практическую основу. Процесс познания осмысливается глубже, если выявить его осо- бенности в науке.