logo search
Философия

12.4. Чувственное и рациональное в познании

Важнейшей разновидностью духовной деятельности человека является познание окружающего мира, и вопрос о способности познавать окружающий мир составляет вторую сторону основного вопроса философии - об от- ношении мышления к бытию. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мыш- ления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса - образы, знания - от- личаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений.

Диалектико-материалистическая трактовка познания противоположна различным его идеалистическим истолко- ваниям. Так, в объективном идеализме, в частности, у Гегеля, этот процесс интерпретируется как изначальное совпадение субъекта с объектом, поскольку в основе действительности, как утверждают представители этого философского на- правления, лежит саморазвитие духа, который является аб- солютным субъектом, имеющим в качестве объекта самого себя. Субъективный идеализм, не допускающий существо- вания реальности вне и независимо от нашего сознания или рассматривающий ее как нечто полностью опреде- ляемое духовной активностью, отождествляет объект с чувственными впечатлениями о нем. Самое большее, что может познать субъект, по утверждениям субъективных идеалистов, - это его собственные чувственные впечатле- ния, бытие же самостоятельного и многообразного мира объектов нам никто не гарантирует.

Процесс познания протекает в различных чувствен- ных и рациональных формах. К чувственным формам относятся ощущения, восприятия и представления. Ра- циональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др.

Ощущение - отражение предмета (ситуаций, собы- тий) при их непосредственном воздействии на некоторую из чувствительных систем - зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и др. Это исходный пункт познавательного про- цесса, его единственный источник и необходимая пред- посылка. Ощущение непосредственно связывает человека

182

с внешним миром, превращает энергию внешнего раз- дражения в факт сознания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, осязательные, слуховые, температурные, вибрационные, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные, ощущения равновесия, ус- корения и т.д. Целостное отражение предметов в резуль- тате их непосредственного воздействия на органы чувств называется восприятием. Восприятие связано с активным обнаружением, различением и синтезом свойств и сторон предметов с помощью, например, рук, позволяющих ус- тановить формы этих предметов; глаз, прослеживающих их видимые контуры; органов слуха, улавливающих соот- ветствующие колебания воздуха. Благодаря восприятию достигается связывание и соотнесение предметов в про- странстве и времени. Тем самым обеспечивается ориенти- ровка познающего субъекта в окружающем мире.

В представлении теряется непосредственность отра- жения и формируются образы предметов на основе при- поминания или продуктивного воображения. Как и вос- приятие, представление неотделимо от индивидуального субъекта и ограничено его возможностями. Но если вос- приятия противостоят лишь наличному данному, настоя- щему, то представления могут обобщать сходные черты предметов, одеваясь в языковую оболочку, но оставаясь тем не менее формой чувственного отражения в виде на- глядно-образного знания, фиксирующего внешние сторо- ны предметов.

Процесс отражения в рациональных формах назы- вается мышлением. Отправляясь от чувственного опыта, мышление преобразует его, дает возможность получить знания о таких отношениях в объективном мире, которые недоступны чувственному восприятию,

Важнейшей формой мышления является понятие. В нем концентрируется отображение существенных призна- ков предметов. Содержание понятия прямо или косвенно строится на основе представлений. При этом признаки предметов, данные в представлении слитно и нерасчле- ненно, в понятии подвергаются анализу и фиксируются как расчлененные, с выделением существенных из них. Единый чувственный образ как бы препарируется и пре- образуется с определенной точки зрения. Например, в житейской практике можно иметь представление о тре-

183

угольнике, которое, в частности, дает возможность отли- чить предметы треугольной формы от предметов других геометрических форм. Но уже в курсе школьной геомет- рии, на уровне понятий, знание о нем предстает совер- шенно иным - расчлененным и упорядоченным в своих

компонентах.

Образование понятия - процесс рефлексивный. Реф- лексия - существенное свойство сознания, состоящее в ос- мыслении и осознании его собственных форм и предпосы- лок. Понять нечто в окружающем мире - это значит не просто зеркально отразить его в своем сознании, но и "пропустить" через усвоенные ценности, нормы, идеалы, накопленный опыт; преломить через призму стоящих за- дач. Поэтому возникновение, развитие и существование понятий связаны с анализом, критикой, оценкой и преобра- зованием хода познавательного процесса и его результатов.

Если с помощью понятий отражается совокупность существенных признаков предмета, то при посредстве суж- дения раскрывается какая-то одна из его сторон, выражает- ся наличие (отсутствие) у него какого-то признака. При этом данный признак может быть как существенным, так и несущественным. Например, в понятии "изобретение" мыслятся такие существенные признаки, как "техническое решение задачи", "результат, обладающий новизной", "результат, обладающий производственной применимо- стью", и не обязательно мыслятся несущественные при- знаки, выраженные словами "процесс, сопровождаемый тщательными научными исследованиями" или "результат научно-технического творчества группы лиц".

В суждениях же "Изобретение есть техническое ре- шение задачи", "Изобретение сопровождается тщательными научными исследованиями" и других указывается на связь предмета мысли с одним из его многочисленных призна- ков. Причем в первом суждении выражена связь предмета с одним из существенных признаков, а во втором - с одним из несущественных (может оказаться, что такая связь от- сутствует вовсе, и данная мысль является ложной).

Как и понятие, всякое суждение содержит в себе элемент рефлексивности. Судить о чем-либо - значит не только указывать на принадлежность или непринадлеж- ность признака предмету, но и выразить свое отношение к содержанию высказанной мысли в форме знания, убежде-

184

ния, сомнения, веры. Это отношение либо подразумевает- ся, либо явно выражается с помощью различного рода оценочных предикатов: "истинно", "ложно", "необходимо", "возможно", "хорошо", "плохо", "допустимо", "запрещено", "правильно" и др. Любое знание человека можно подвести под такой предикат, как критерий оценки.

В процессе познания отдельные суждения связыва- ются между собой и преобразуются по особым правилам. Так рождается новое знание без непосредственной опоры на органы чувств. Форма мышления, посредством кото- рой на основании одного или более известных суждений получается новое суждение, называется умозаключением. Значительная часть положений современной науки добы- вается выводным путем, т.е. способом умозаключений.

Действительный процесс познания осуществляется при взаимопроникновении чувственных и рациональных форм. Чувственное и рациональное оказываются сторо- нами единого процесса. Выделение и рассмотрение их по отдельности возможны благодаря абстрагирующей силе человеческого разума. Конечно, бывает непросто связать любое понятие (например, мнимое число в математике) с наглядным образом. Однако изучение формирования понятий и выработка взгляда на них как на абстракции от абстракций дают основание за- ключить, что такая связь, безусловно, имеется. С дру- гой стороны, любой наглядный образ "нагружен" мыс- ленным содержанием. Иное дело, что в одних случаях (например, в науке) преобладает рациональный ком- понент, в других же (например, в искусстве) - чувст- венный.

Ό\ 2Й1

Связь чувственного и рационального имеет харак- тер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного, формируется на его основе, но и наоборот - чувственное предопределяется рацио- нальным, как бы выполняет его установки. Как отме- чал известный русский физиолог И.М. Сеченов, "мы слушаем, а не слышим, смотрим, а не только видим". В этом (но не только в этом) проявляется одна из важ- нейших особенностей отражательного процесса - его

активность.

Вопрос о соотношении чувственного и рациональ- ного был предметом оживленных дискуссий между пред-

185

ставителями различных философских школ. Сенсуалисты, в особенности Гассенди, Гоббс, Локк, утверждали, что главной и определяющей формой достоверного позна- ния является чувственность и что деятельностью органов чувств можно объяснить все содержание человеческого сознания. Им возражали рационалисты, считавшие ос- новой познания и поведения людей разум. К ведущему тезису сенсуализма "Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" Лейбниц, один из главных предста- вителей рационализма, добавил: "Кроме самого разума". Тем самым он отвел разуму роль единственного источ- ника знаний и критерия их истинности.

Слабость сенсуализма - в неспособности удовлетво- рительно объяснить природу теоретического уровня позна- ния. Сенсуалисты, например, заходили в тупик при истол- ковании природы математических понятий, логических правил вывода и т.д. Но и рационалисты столкнулись с иной, не менее серьезной трудностью - дать непротиворе- чивое объяснение объективному характеру знания, нали- чию частного, случайного в нем.

12.5. Практика - основа познания

Материалисты в прошлом придерживались тезиса о непосредственной достоверности чувственных образов и постулировали как бы зеркальное отображение внешнего мира в сознании человека. С развитием науки и филосо- фии стало очевидным, что это упрощенные представле- ния: субъект не есть нечто пассивное, страдательное; в процессе познания он действует активно и целенаправ- ленно, отчего всякий познавательный результат несет на себе печать этой субъективности.

Знания как один из моментов духовной деятельно- сти генетически связаны с практической деятельностью. Она, многократно повторясь, позволяла, в частности, ус- танавливать, что с помощью предметов, различных в каких-то отношениях, можно производить одни и те же действия. Например, зверя можно убить заостренной палкой, и различия между отдельными палками в мас- се, длине и т.д. в определенных пределах не имеют при этом существенного значения. Топор, независимо от того, изготовлен ли он из камня, меди или железа, в

186

известных условиях действует с одинаковым эффектом. Воспроизведение такого рода процессов по удовлетво- рению потребностей людей запечатлевались в их мозгу, они (как, впрочем, и звери) мысленно учились отли- чать внешние предметы, служащие удовлетворению их потребностей, от всех других предметов. Практическая деятельность, таким образом, явилась источником мыс- ленного объединения предметов в классы, обобщения их по существенным признакам.

Следует обратить внимание на то, что в сознании че- ловека предметы внешнего мира отражаются прежде всего теми сторонами и свойствами, которые способствуют ему в практической деятельности, в достижении поставленных целей. Именно эти стороны и свойства кладутся в основу образования понятий и формирования знаний о способах освоения и преобразования внешнего мира.

Практика пронизывает всю познавательную дея- тельность человека, включая ее самые абстрактные сфе- ры. Возьмем, например, такую абстрактную науку, как математика. На первый взгляд, ее развитие есть продукт далеких, отвлеченных от реального мира творческих уст- ремлений человека или, как у Гегеля, порождения одних идей другими идеями. В полном соответствии с гегелев- ской терминологией сложение положительных чисел, например, отрицается в вычитании, а это в свою очередь отрицается на более высоком уровне арифметики, вклю- чающем в себя как положительные, так и отрицательные числа. Таким образом, историю математики можно представить как своеобразную "феноменологию духа". Вместе с тем верно и то, что, во-первых, математические понятия суть отражения отношений в объективном ми- ре, в противном случае они не находили бы практиче- ского применения; во-вторых, получение самых абст- рактных математических истин реализуется с помощью логических законов, сформировавшихся, в свою очередь, на основе практической деятельности людей и отно- шений объективного мира. По словам В.И. Ленина, "практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторе- нию различных логических фигур, дабы эти фигуры мог- ли получить значение аксиом" (25. Т.29. С. 172). Однако

187

это вовсе не означает, что между практическими дейст- виями и сформированными на их основе логическими формами и предписаниями существует полное соответст- вие. Логические формы - идеальное выражение внеш- него бытия. Они фиксируют всеобщее в нем и абстра- гируются от единичного, которое характерно для вся- кого чувственного образа. Но, будучи однажды воз- никшими, логические формы становятся предпосылкой идеальных планов дальнейшей преобразующей, чувст- венно-предметной деятельности. Их приложение к действительности происходит не безболезненно, не без коллизий и алогизмов, что обнаружили и хорошо выра- зили в своих вопросах уже древние философы. В наи- более отчетливой форме эти вопросы представлены в рассуждениях, известных под наименованием апорий Зенона Элейского.

Наш опыт убедительно свидетельствует о том, что тело, имеющее большую скорость, догоняет и пе- регоняет другое тело, движущееся в том же направле- нии с меньшей скоростью. Но попытки применить для описания данного обстоятельства привычные нам логические категории наталкиваются на значительные трудности. Это хорошо иллюстрируется с помощью рас- смотренной ранее апории "Ахиллес и черепаха". Данное рассуждение обнаруживает бессилие логического мыш- ления, опирающегося на понятия конечность и прерыв- ность, в сферах, где господствуют бесконечность и не- прерывность.

Действительность, окружающий мир, наша прак- тическая деятельность несравненно богаче применяемых к ним логических средств. Апории Зенона - современ- ный намек самоуверенному научному мышлению о не- надежности однажды выработанных понятий и методов, используемых в новых, неисследованных областях.

Понимание знания, с одной стороны, как продукта практической деятельности, а с другой стороны, - как ос- новы ее идеальных планов и программ, является исходным принципом диалектико-материалистической теории позна- ния, позволяющим раскрыть сущность единства познания и действительности.

188