logo search
Философия

13.2. Научное исследование

Содержание понятия науки не исчерпывается сум- мой готовых, сформировавшихся к данному моменту зна- ний. Она имеет вторую, не менее важную сторону, кото- рая характеризуется деятельностью по получению новых знаний. Отдельный акт этой деятельности, направленный на получение целостной единицы истинного и обоснован- ного знания, называется научным исследованием.

Научное исследование есть разновидность труда. По- этому оно обладает всеми характеристиками последнего. Ему присущи выделенные К. Марксом "простые момен- ты": предмет труда, средство труда и целесообразная дея- тельность.

В качестве предмета в научном исследовании вы- ступает все то, что "вырывается" из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и пре- образуется в искомый результат. Предмет, таким образом, есть некоторая сторона или часть объекта.

К средствам научного исследования следует отнести то, что так или иначе влияет на организацию, стимулиро- вание и регулирование исследовательской деятельности, обеспечивает заранее намеченное в предмете получение научного результата. Это вещи, помещаемые между ис- следователем и объектом труда, материальные условия, при которых труд совершается, идеальные регулятивы ис- следования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельно- сти и т.д.).

197

Как целесообразная деятельность научное исследова- ние представляет собой совокупность упорядоченных по- знавательных действий. Действие есть процесс, подчи- ненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Таким образом, цель - центральное звено действия.

Как было показано выше, цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива выпол- няет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя. Важнейшая среди этих ценностей - объективная истина. Поскольку цель выступает образом того предмета, кото- рый исследуется, "наполнена" его содержанием, она предметна. В той или иной мере связанная со средствами своего достижения, она предопределяет возможность их выбора, т.е. она ситуативна.

Эффективное планирование исследования разверты- вается с учетом всех обстоятельств, обусловливающих его цель, - мотива, предмета и средств. Отсутствие или игно- рирование хотя бы одного из них негативно сказывается не только на постановке и достижении отдельной цели, выра- ботке и выполнении программы исследования, но даже на судьбах целых научных направлений и дисциплин. Цель, не обеспеченная средствами исследования, остается бла- гим пожеланием. Пренебрежение законами жизни пред- мета ведет к вырождению науки, превращению ее в уто- пию, как это случилось, в частности, в нашей стране с экономической наукой, биологией и др. Отсутствие высо- ких мотивов также деформирует научный прогресс, он перестает отвечать насущным потребностям общества.

Предмет, мотив и средства исследования всякий раз требуют самостоятельного обоснования и анализа. При этом необходимой оказывается интеграция самых разно- образных областей знания. Например, при научно-иссле- довательских разработках в технике в качестве средств используются прежде всего предыдущие достижения тех- нических наук. Однако формирование и обоснование предмета вызывает надобность в использовании естествен- нонаучных знаний. Мотивационная сторона разрабатыва- ется преимущественно в общественных науках.

198

Наука развивается не только благодаря деятельности целесообразной. Ее прогресс связан также с целепола- гающей, целепроектирующей деятельностью. Не только средства сообразуются с целью, но и цель определяется наличными обстоятельствами. Здесь - главный источник появления новых целей в науке, как и относительно ее автономного развития вообще.

Как разновидность труда научное исследование имеет ряд особенностей. Так, одной из важных специфических черт предмета научного исследования (по сравнению, на- пример, с предметом производственного или управленче- ского труда) является то, что вначале он задается в весьма общих, неопределенных чертах, предвосхищается и про- гнозируется в незначительной степени. Окончательно он "вырисовывается" в конце исследования. Приступая к не- му, ученый не может представить его в чертежах и расче- тах. Что нужно "вырвать" из объекта и синтезировать в продукте - об этом исследователь имеет поверхностное, одностороннее, неисчерпывающее знание. Поэтому фор- мой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема, а не директива, распоряжение, приказ, как это имеет место в управленческой, производственной и мно- гих других видах человеческой деятельности.

Постепенно преобразуясь в продукт исследования, предмет обогащается и развивается за счет неизвестных вначале признаков и условий его существования. Внеш- не это выражается в смене вопросов, дополнительно встающих перед исследователем, последовательно раз- решаемых им и подчиненных общей цели исследова- ния.

Особенности предмета исследования прямо сказы- ваются на его цели. Последняя, заключая в себе образ предмета исследования, отличается свойственной предме- ту неопределенностью: он задается множеством целей, и исследователь стремится не к конкретной, а к любой це- левой ситуации из намеченного множества, которая соот- ветствовала бы отобранным средствам, и таким образом приближает конечный результат.

Своеобразны средства научного исследования. Их нормальной характеристикой является неполнота, недос- таточность для достижения поставленной цели. В связи с этим возникают трудности при планировании исследова-

199

тельских работ. Ученый, как правило, находится в затруд- нении при представлении подобного плана научного поис- ка с указанием сроков исполнения, списков необходимого оборудования, материалов и т.д. Он составляется и со- вершенствуется в процессе научной работы.

Важной особенностью средств научно-исследова- тельской деятельности, особенно на ее развитом, теорети- ческом уровне, является наличие среди них особого рода конструктов - так называемых идеализированных объектов. В отличие от реальных, идеализированные объекты харак- теризуются не бесконечным, а вполне определенным чис- лом свойств, которые к тому же берутся в "предельном" случае. Таковы, например, точка, прямая, плоскость в геометрии; идеальный газ, абсолютно твердое тело в фи- зике и т.д. "Предельное" рассмотрение позволяет исследо- вателю иметь дело с наиболее существенным в изучаемом объекте - законами его функционирования. К тому же, в силу отвлечения от случайного, он получает возможность действительно контролировать поисковый процесс.

Наконец, средства научного исследования приспо- сабливаются к тому, чтобы распознать и квалифицировать результаты с точки зрения их истинности и обоснованно- сти. Например, выработанные в различных эмпирических науках общие требования к проведению экспериментов - их воспроизводимость, предсказуемость результатов, надежный контроль за их ходом и др. - обеспечивают беспристраст- ность при оценке достоверности фактов. Формально-ло- гические правила позволяют выводить и считать истинны- ми одни суждения, если установлена истинность других суждений.

Средства научного исследования находятся в тюсто- янном изменении и развитии. То, что некоторые из них успешно применяются на одном этапе развития науки, не является достаточным гарантом их согласования с новыми сферами реальности. Здесь наблюдается явное и неизбеж- ное противоречие: средство, кажущееся необходимым для достижения цели, проявляет себя непригодным для этого. В этом противоречии - источник исторически преходящего характера критериев научности, и некоторое средство, под- ход, результат может отвечать этим критериям даже при его расхождении (конечно, временном) с действительным по- ложением дел.

200

Для раскрытия своеобразия научного исследования как деятельности - процесса соединения средств и предме- та исследования - воспользуемся марксовой характеристи- кой всеобщего и совместного труда. "Следует различать всеобщий и совместный труд, - писал К. Маркс. - Тот и другой играют в процессе производства свою роль, каж- дый из них переходит в другой, но между ними существу- ет также и различие. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, ча- стью использованием труда предшественников. Совмест- ный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов" (29. Т.25. 4.1. С.И6).

Всеобщность научно-исследовательской деятельности определяется тем, что она не просто аккумулирует в себе опыт и знания предшественников и современников, но и осуществляет сознательный отбор этого опыта и знаний. В противном случае она просто немыслима. Поэтому разви- тие науки необходимым образом связано с ретроспектив- ным анализом. Всеобщность научного труда проявляется также в экстерриториальном характере науки.

Таким образом, наука есть, с одной стороны, упо- рядоченная совокупность истинных и обоснованных (с точки зрения исторически меняющихся критериев) зна- ний. С другой стороны, она представляет сложный, в особых условиях протекающий и особыми средствами обеспечиваемый, целенаправленный процесс получения и совершенствования этих знаний с целью их дальнейшего применения в производстве.