13.2. Научное исследование
Содержание понятия науки не исчерпывается сум- мой готовых, сформировавшихся к данному моменту зна- ний. Она имеет вторую, не менее важную сторону, кото- рая характеризуется деятельностью по получению новых знаний. Отдельный акт этой деятельности, направленный на получение целостной единицы истинного и обоснован- ного знания, называется научным исследованием.
Научное исследование есть разновидность труда. По- этому оно обладает всеми характеристиками последнего. Ему присущи выделенные К. Марксом "простые момен- ты": предмет труда, средство труда и целесообразная дея- тельность.
В качестве предмета в научном исследовании вы- ступает все то, что "вырывается" из его непосредственной связи с противостоящим исследователю объектом и пре- образуется в искомый результат. Предмет, таким образом, есть некоторая сторона или часть объекта.
К средствам научного исследования следует отнести то, что так или иначе влияет на организацию, стимулиро- вание и регулирование исследовательской деятельности, обеспечивает заранее намеченное в предмете получение научного результата. Это вещи, помещаемые между ис- следователем и объектом труда, материальные условия, при которых труд совершается, идеальные регулятивы ис- следования (методы, образцы, нормы, идеалы деятельно- сти и т.д.).
197
Как целесообразная деятельность научное исследова- ние представляет собой совокупность упорядоченных по- знавательных действий. Действие есть процесс, подчи- ненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, т.е. процесс, подчиненный сознательной цели. Таким образом, цель - центральное звено действия.
Как было показано выше, цель образуется на основе мотива, средств и предмета действия. Мотив отвечает той или иной потребности и отражает направление развития последней. В научном исследовании роль мотива выпол- няет некоторая совокупность ценностей, отображающих общественные или личные потребности исследователя. Важнейшая среди этих ценностей - объективная истина. Поскольку цель выступает образом того предмета, кото- рый исследуется, "наполнена" его содержанием, она предметна. В той или иной мере связанная со средствами своего достижения, она предопределяет возможность их выбора, т.е. она ситуативна.
Эффективное планирование исследования разверты- вается с учетом всех обстоятельств, обусловливающих его цель, - мотива, предмета и средств. Отсутствие или игно- рирование хотя бы одного из них негативно сказывается не только на постановке и достижении отдельной цели, выра- ботке и выполнении программы исследования, но даже на судьбах целых научных направлений и дисциплин. Цель, не обеспеченная средствами исследования, остается бла- гим пожеланием. Пренебрежение законами жизни пред- мета ведет к вырождению науки, превращению ее в уто- пию, как это случилось, в частности, в нашей стране с экономической наукой, биологией и др. Отсутствие высо- ких мотивов также деформирует научный прогресс, он перестает отвечать насущным потребностям общества.
Предмет, мотив и средства исследования всякий раз требуют самостоятельного обоснования и анализа. При этом необходимой оказывается интеграция самых разно- образных областей знания. Например, при научно-иссле- довательских разработках в технике в качестве средств используются прежде всего предыдущие достижения тех- нических наук. Однако формирование и обоснование предмета вызывает надобность в использовании естествен- нонаучных знаний. Мотивационная сторона разрабатыва- ется преимущественно в общественных науках.
198
Наука развивается не только благодаря деятельности целесообразной. Ее прогресс связан также с целепола- гающей, целепроектирующей деятельностью. Не только средства сообразуются с целью, но и цель определяется наличными обстоятельствами. Здесь - главный источник появления новых целей в науке, как и относительно ее автономного развития вообще.
Как разновидность труда научное исследование имеет ряд особенностей. Так, одной из важных специфических черт предмета научного исследования (по сравнению, на- пример, с предметом производственного или управленче- ского труда) является то, что вначале он задается в весьма общих, неопределенных чертах, предвосхищается и про- гнозируется в незначительной степени. Окончательно он "вырисовывается" в конце исследования. Приступая к не- му, ученый не может представить его в чертежах и расче- тах. Что нужно "вырвать" из объекта и синтезировать в продукте - об этом исследователь имеет поверхностное, одностороннее, неисчерпывающее знание. Поэтому фор- мой фиксации предмета исследования является вопрос, проблема, а не директива, распоряжение, приказ, как это имеет место в управленческой, производственной и мно- гих других видах человеческой деятельности.
Постепенно преобразуясь в продукт исследования, предмет обогащается и развивается за счет неизвестных вначале признаков и условий его существования. Внеш- не это выражается в смене вопросов, дополнительно встающих перед исследователем, последовательно раз- решаемых им и подчиненных общей цели исследова- ния.
Особенности предмета исследования прямо сказы- ваются на его цели. Последняя, заключая в себе образ предмета исследования, отличается свойственной предме- ту неопределенностью: он задается множеством целей, и исследователь стремится не к конкретной, а к любой це- левой ситуации из намеченного множества, которая соот- ветствовала бы отобранным средствам, и таким образом приближает конечный результат.
Своеобразны средства научного исследования. Их нормальной характеристикой является неполнота, недос- таточность для достижения поставленной цели. В связи с этим возникают трудности при планировании исследова-
199
тельских работ. Ученый, как правило, находится в затруд- нении при представлении подобного плана научного поис- ка с указанием сроков исполнения, списков необходимого оборудования, материалов и т.д. Он составляется и со- вершенствуется в процессе научной работы.
Важной особенностью средств научно-исследова- тельской деятельности, особенно на ее развитом, теорети- ческом уровне, является наличие среди них особого рода конструктов - так называемых идеализированных объектов. В отличие от реальных, идеализированные объекты харак- теризуются не бесконечным, а вполне определенным чис- лом свойств, которые к тому же берутся в "предельном" случае. Таковы, например, точка, прямая, плоскость в геометрии; идеальный газ, абсолютно твердое тело в фи- зике и т.д. "Предельное" рассмотрение позволяет исследо- вателю иметь дело с наиболее существенным в изучаемом объекте - законами его функционирования. К тому же, в силу отвлечения от случайного, он получает возможность действительно контролировать поисковый процесс.
Наконец, средства научного исследования приспо- сабливаются к тому, чтобы распознать и квалифицировать результаты с точки зрения их истинности и обоснованно- сти. Например, выработанные в различных эмпирических науках общие требования к проведению экспериментов - их воспроизводимость, предсказуемость результатов, надежный контроль за их ходом и др. - обеспечивают беспристраст- ность при оценке достоверности фактов. Формально-ло- гические правила позволяют выводить и считать истинны- ми одни суждения, если установлена истинность других суждений.
Средства научного исследования находятся в тюсто- янном изменении и развитии. То, что некоторые из них успешно применяются на одном этапе развития науки, не является достаточным гарантом их согласования с новыми сферами реальности. Здесь наблюдается явное и неизбеж- ное противоречие: средство, кажущееся необходимым для достижения цели, проявляет себя непригодным для этого. В этом противоречии - источник исторически преходящего характера критериев научности, и некоторое средство, под- ход, результат может отвечать этим критериям даже при его расхождении (конечно, временном) с действительным по- ложением дел.
200
Для раскрытия своеобразия научного исследования как деятельности - процесса соединения средств и предме- та исследования - воспользуемся марксовой характеристи- кой всеобщего и совместного труда. "Следует различать всеобщий и совместный труд, - писал К. Маркс. - Тот и другой играют в процессе производства свою роль, каж- дый из них переходит в другой, но между ними существу- ет также и различие. Всеобщим трудом является всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение. Он обусловливается частью кооперацией современников, ча- стью использованием труда предшественников. Совмест- ный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидуумов" (29. Т.25. 4.1. С.И6).
Всеобщность научно-исследовательской деятельности определяется тем, что она не просто аккумулирует в себе опыт и знания предшественников и современников, но и осуществляет сознательный отбор этого опыта и знаний. В противном случае она просто немыслима. Поэтому разви- тие науки необходимым образом связано с ретроспектив- ным анализом. Всеобщность научного труда проявляется также в экстерриториальном характере науки.
Таким образом, наука есть, с одной стороны, упо- рядоченная совокупность истинных и обоснованных (с точки зрения исторически меняющихся критериев) зна- ний. С другой стороны, она представляет сложный, в особых условиях протекающий и особыми средствами обеспечиваемый, целенаправленный процесс получения и совершенствования этих знаний с целью их дальнейшего применения в производстве.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия