logo search
Философия

12.2. Цель и средство

Целью называется идеальное, мысленное предвос- хищение результата, ради которого предпринимаются те или иные действия. Постановка целей, связанное с ней проектирование деятельности - специфическое качество человека, его исключительное достояние.

Не всякая цель является реально достижимой. По- казателем важнейших характеристик цели, в частности, необходимым критерием ее реальности, является отноше-

175

ние к средствам, т.е. к вещам, материальным условиям, завоеваниям человеческой культуры, которые использу- ются в ходе достижения этой цели.

Отношение цели и средства является особой, наи- более сложной формой детерминации. Ведущую роль здесь играют средства. Подобно тому как причина вызы- вает некоторое следствие, средство обусловливает идеаль- но положенный в виде цели результат, предопределяет и ограничивает ее. Средства - важнейший, хотя и не един- ственный критерий отбора целей. Последние находят в средствах свою "земную" основу.

Однако отношение цели и средства нельзя сводить к простой причинно-следственной связи. Дело обстоит значительно сложнее. Однажды возникнув, цель сама ста- новится основой деятельности, как закон определяет спо- соб и характер действий. Поэтому можно выделить, с од- ной стороны, процессы целеполагающей деятельности, когда цели обусловливают средствами, с другой, - процес- сы целесообразной деятельности, при которой цели на- правляют анализ, выбор и создание средств.

Формирование и достижение цели зависит не толь- ко от средств. Многое определяется предметом, преобра- зуемым с помощью средств и отражаемом в содержании цели. Основные параметры цели должны находиться в со- ответствии с сущностными характеристиками программи- руемой ею системы. Цель может оказаться беспредметной, если заключающийся в ней образ желаемого предмета - утопия, фикция, вымысел, ничего общего не имеющий с объективным положением дел. Естественно, что такая цель принципиально недостижима, направляемая ею дея- тельность с необходимостью вступает в противоречие с законами развития природы или общества. Например, неоднократно репродуцированная в истории техники идея создания "вечного двигателя" - непрерывно действующей машины, которая, будучи однажды запущенной, соверша- ла бы работу без получения энергии извне, - противоречит закону сохранения энергии и потому неосуществима. Многие социальные проекты остались неосуществленными не из-за их необеспеченности средствами, а по причине расхождения с тенденциями общественного развития.

В научных исследованиях, художественном творче- стве и т.д. предмет предстает изначально в неполном и

176

недостаточно оформленном виде, что сказывается на со- держании цели, которая также расплывчата и неодно- значна, существует лишь в виде первичного замысла. Становление предмета и соответствующей ему цели про- исходит на всем протяжении данной деятельности, в ходе смены, конкретизации, решения целого ряда иерархиче- ски упорядоченных промежуточных задач.

Еще один аспект цели раскрывается в ее отношении с определенными потребностями и жизненными интереса- ми человека, которые, будучи зафиксированы его сознани- ем, формируют мотивы деятельности. Поскольку одна и та же потребность может быть удовлетворена разными путями, постольку одному и тому же мотиву могут соот- ветствовать разные, альтернативные цели. Раскольнико- вым, героем романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", движет стремление вырваться из нищеты и упрочить первые шаги своей жизненной карьеры. Перед ним встают разные альтернативы действий - заработать уроками, взять в долг у своего друга Разумихина и т.д., но из всех возможных способов действий он выбирает самый опасный и предосудительный - убить старуху-процентщицу и завладеть ее накоплениями. Таким образом, расхожде- ние результата с первоначально намеченной целью может иметь мотивационную основу.

В ряде случаев мотивы приобретают доминирующее значение, и стремление удовлетворить некоторую потреб- ность оказывается настолько сильным, что грозит рассогла- сованием с объективно сложившимися обстоятельствами, в частности, с имеющимися в наличии или допустимыми к применению средствами. Потребность перестает быть "разумной". Смысл деятельности при этом сводится, как правило, к "подстегиванию" событий, навязыванию им умозрительных, далеких от естественных закономерностей схем. Здесь же берет свое начало и иезуитский тезис "цель оправдывает средства", допускающий применение любых средств ради удовлетворения некоторой потребности. Но цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Бывает и так, что конечные цели заслоняются сред- ствами, более того, именно они становятся ее действи- тельными целями. Мир средств, живущий по своим осо- бым законам, начинает навязывать людям свою волю. В

177

условиях современной технологической цивилизации с ее духом техно- и экономоцентризма эта инверсия целей и средств приобрела характер опасной тенденции, давшей основание многим современным мыслителям говорить даже о кризисе западной культуры. Известный немецкий философ К. Ясперс обозначил данное явление как "пара- лизующий триумф средств над целями". Его следствием оказалось забвение первичных ценностей человеческого бытия.

Подобную метаморфозу претерпела практика социа- листического строительства в СССР. В 30-е годы конкрет- ные средства, которые в соответствии с учением Маркса, Энгельса, Ленина входили в набор строительных материа- лов нового, более богатого, справедливого и свободного общества, заняли место его целей. Сами же цели были примитизированы, выхолощены и отодвинуты в необозри- мое будущее, а прогресс нового общества стал измеряться не тем, насколько оно обогнало старое по эффективности производства, развитию демократии и человеческих сущ- ностных сил, а по темпам обобществления собственности, вытеснения рынка планом, индивидуального крестьян- ского труда - коллективным и т.д.

Сегодня мы являемся не только свидетелями, но и действующими лицами отмеченного выше явления. Уси- лиями идеологов, политиков и экономистов рыночные преобразования, происходящие во многих странах Вос- точной Европы, из средства социального прогресса пре- вращаются в самоцель. Налицо игнорирование коренных интересов миллионов людей, приобретение реформами антигуманистической направленности.

Итак, любая цель связана с вопросами:

Что нужно сделать? В этом вопросе фиксируется предметный аспект цели. Его решение предполагает пре- образование предмета в продукт, получение конечного результата.

Как и на основе него нужно действовать? Здесь от- четливо просматривается связь цели со средствами своего достижения, а также соотношение последних между со- бой при их движении в процессе преобразования предме- та. В этой связи проявляется ситуационный аспект цели.

Ради чего нужно действовать1? Этот вопрос фиксиру- ет мотивационный аспект цели.

178