9.1. Диалектика отрицания
Законы диалектики функционируют не изолирован- но, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе проти- воположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отри- цание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.
Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря, при самом ее зарождении. Это обнаруживается в инте- ресе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне- индийской философии, например, такие вопросы об- суждались весьма оживленно. По учению материали- стов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небы- тие, небытие вещи в результате ее разрушения, несу- ществование одной вещи как другой и т.д.
С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в ко- нечном счете представление о характере происходящих в действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее" (62. T.I. С.413).
Далеко не все философы были согласны с подобной трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с актом простого разрушения вещей. Отсюда делались выво- ды, что в природе и обществе нет, по существу, никакого
125
развития к новому. Весьма распространенным в древности был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а по- следующая история - это постоянное движение общества по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегрече- ский поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избег- нуть никак невозможно".
Наряду с подобными сугубо пессимистическими представлениями о движении общества вспять существо- вали в прошлом концепции вечного круговорота явлений в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о пе- ревоплощении душ, об обреченности человека на вечное пребывание в круговороте эмпирического существования и постоянное возрождение в нем в соответствии с харак- тером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время идею исторического движения как вечного круговорота выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представ- лении общество совершает будто бы непрерывно повто- ряющиеся круговороты: период детства, когда господствует религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Пери- од упадка сменяется вновь периодом детства, последний - периодом юности и т.д.
Трактовка действительности в концепциях регресса и круговорота носит односторонний характер. В них иг- норируется сложность процесса отрицания и многообра- зие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать "силу отрицания", не видеть его функции разрушения старого. Подобные метафизические установки свойствен- ны различным теориям прямолинейного прогресса. По учению французского социолога М. Кондорсе, история - путь прямого подъема на основе безграничного совер- шенствования знания и способностей людей. Буржуазный строй здесь провозглашался как вершина "разумности" и "естественности". К тому же капитализму приписывалась способность к безграничному прогрессу.
В современной философии и социологии обнаружи- ваются различные трактовки развития. Многие их пред- ставители придерживаются, по сути дела, концепции прямолинейного прогресса. Она образует философскую 126
базу учений о "постиндустриальном , технотронном , "компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В них исключается проблема социального отрицания, по- скольку все обусловленные современным научно-техни- ческим прогрессом изменения происходят, по утверждению западных теоретиков, в рамках существующих капитали- стических отношений.
Вместе с тем ныне в общественном сознании пропа- гандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекраще- нии всякого прогресса. Усиливают подобные настроения социального пессимизма (пророками которого выступа- ли, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной ката- строфы, нарастание экологических и других глобальных проблем. В социальном мышлении все больше преобла- дает соотнесение слова "отрицание" с разрушением (общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.). Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, на- силие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят от- рицание в определяющую черту современного человека. К известным определениям человека как "разумного", "умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено: гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ра- нее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом", безграничным разрушением.
Между тем и огульное отрицание, и фактический отказ от него в концепциях круговорота и прямолиней- ного прогресса - равно метафизически-односторонни. Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент сложнейшего действительного процесса развития. Раз- витие надо понимать во всей его противоречивости. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступе- ни, - писал В.И. Ленин, раскрывая одну из существен- ных черт диалектико-материалистического мировоззре- ния, - но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спи- рали, а не по прямой линии..."(25. Т.26. С.55). Ключ к пониманию данной закономерности развития содержит- ся в правильном истолковании существа категории от- рицания.
127
Что же фиксируется ею? Для многих философов от- рицание - чисто логическая процедура. В материалисти- ческой диалектике оно - один из важнейших ее элемен- тов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий объективной действительности имеет место их разреше- ние, происходит качественное изменение явлений, а зна- чит, уничтожение одних и возникновение других матери- альных структур. Материя не уничтожима, но преходяще любое ее состояние. Тем самым все существующее содер- жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего- то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии ка- тегория отрицания означает действие, в результате кото- рого осуществляется процесс превращения вещи в нечто существенное иное вследствие свойственных ей внутрен- них и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диа- лектике состоит в том, что оно завершает изменение в пределах старого качества и означает становление новой вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) ма- терия вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Ни в одной области не может проис- ходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.
Поскольку противоречия имеют объективный и все- общий характер, постольку отрицание следует рассматри- вать необходимым и универсальным моментом развития. В неорганической природе, например, отрицание обна- руживается в космогонической активности ядер галактик; взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассо- циаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элемен- тарных частиц; в разрушении горных пород под воздейст- вием различного рода внешних факторов (воды, ветра, температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул при химических реакциях и т.д. Отрицание является не- обходимым моментом и в сфере живой природы. В про- цессе эволюции исчезали многие органические формы, уступая место новым, более приспособленным к изме- нившимся условиям жизни. И в развитии отдельных ор-
128
ганизмов жизнь невозможна без своей противоположно- сти, без своего отрицания - смерти.
Отрицание осуществляется на основе развертываю- щихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание вещи, особая стадия ее собственного развития. Последо- вательная смена поколений ЭВМ составляет содержание прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насеко- мое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, по- лучается, нет никакой диалектики?" Однако так называе- мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или "растаптывания", если его брать не как отдельный изоли- рованный акт, а в системе объективных взаимосвязей ве- щей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель живого организма означает прекращение его индивиду- ального развития·, но отдельные особи существуют только как элементы видовой или родовой целостности. Слож- ные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому, что отношения разных жизненных форм, особенно пищи и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении агрессивности отношений, враг-истребитель может стано- виться необходимым условием существования преследуе- мого вида. Существование степных дерновинных злаков невозможно без подстригания их животными, по пре- имуществу копытными. С жизнью грызунов связано су- ществование многих видов степного и лугового разнотра- вья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях хищников и их жертв. Хищники выполняют так называе- мую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и больных особей, что способствует оздоровлению вида жертвы и уменьшает опасность распространения- губитель- ных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за су- ществование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен, явится избирательный характер смертности, т.е. преоб- ладающая гибель особей, менее защищенных, менее воо- руженных в этой борьбе, а тем самым переживание и ос- тавление потомства более "приспособленными" особями данного вида организмов.
Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание" различаются вовсе не тем, что одно из них является диа- лектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо
ПО
5 Зак. 83 J
признать, что в объективном мире и в живой природе, в частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно свести к трем видам.
Те отрицания, о которых только что шла речь, ло- гично называть деструкцией. При деструкции происходят явления, которые в языке обыденной речи фиксируется терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, от- мирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может выражаться в смене более высокого типа целостности низ- шим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Дест- рукция биосистем, например, характеризуется такими чер- тами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и дифференциация действий ее компонентов, рассеивание энергии и вещества, ограничение возможностей накопле- ния и реализации информации и др.
Наряду с деструкцией в объективной диалектике природы и общества существенное значение имеют про- цессы так называемого снятия. Снятие - особый вид от- рицания. Это такое действие, когда при упразднении ве- щи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья структуры. Старое состояние преодолевается, таким обра- зом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь непосредственно выступает как момент связи и развития от низшего к высшему. Возникшая в результате такого "удержания положительного" из отрицаемого новая форма (система, явление и т.д.) необходимо предстает как более высокая и богатая ступень поступательного движения. Так, последовательно обнаруживается снятие в соотноше- нии социальной, биологической, химической и физиче- ской форм движения материи. На уровне же отдельных сфер объективной действительности снятие, например, предстает как сохранение ранее образовавшихся элек- тронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатом- ной структуры в ряду химических элементов. Развитие общества обеспечивается выступающей в виде снятия преемственностью поколений людей, производительных сил, социальным наследованием.
Третьим видом отрицания можно считать такие ка- чественные изменения, при которых имеет место переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вы- 130
растает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же "основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг друга ступени развития растительного организма: зерно, прорастание, колошение. Такое отрицание называется трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы ступени трансформации человека как личности. Каждая последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть отрицание предыдущей.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия