logo search
Философия

9.1. Диалектика отрицания

Законы диалектики функционируют не изолирован- но, а в единстве друг с другом. Реализуясь в борьбе проти- воположностей и переходе количественных изменений в различия качественные, развитие тем самым содержит в себе как свой существенный и необходимый момент отри- цание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания отрицания.

Исходным в анализе его содержания является, конечно, категория отрицания. С проблемой отрицания философская мысль сталкивается, собственно говоря, при самом ее зарождении. Это обнаруживается в инте- ресе древних ученых к вопросу о соотношении бытия и небытия, существования и уничтожения. Уже в древне- индийской философии, например, такие вопросы об- суждались весьма оживленно. По учению материали- стов-вайшешиков, с бытием соотносятся различные виды небытия или отрицания: предшествующее небы- тие, небытие вещи в результате ее разрушения, несу- ществование одной вещи как другой и т.д.

С различных философских позиций трактовалась проблема бытия и небытия античными мыслителями (Гераклитом, Демокритом, Платоном, Аристотелем и др.). И в более поздние времена вопрос о сущности отрицания и его роли в бытии и изменении вещей ставился многими философами (Б. Спинозой, И. Кантом, Гегелем и др.). С тем или иным толкованием отрицания связывалось в ко- нечном счете представление о характере происходящих в действительности изменений, о развитии мира. Очень точно диалектическое измерение отрицания выразил Н.Г. Чернышевский: "Только сила отрицания от всего прошедшего есть сила, создающая нечто новое и лучшее" (62. T.I. С.413).

Далеко не все философы были согласны с подобной трактовкой отрицания. Многие из них отождествляли его с актом простого разрушения вещей. Отсюда делались выво- ды, что в природе и обществе нет, по существу, никакого

125

развития к новому. Весьма распространенным в древности был взгляд, что "золотой век" человека - в прошлом, а по- следующая история - это постоянное движение общества по нисходящей линии, по пути регресса. Так, древнегрече- ский поэт Гесиод учил: век человеческого счастья, золотой век, остался позади. Зло в жизни неотвратимо, его "избег- нуть никак невозможно".

Наряду с подобными сугубо пессимистическими представлениями о движении общества вспять существо- вали в прошлом концепции вечного круговорота явлений в мире. Таково учение древнеиндийского идеализма о пе- ревоплощении душ, об обреченности человека на вечное пребывание в круговороте эмпирического существования и постоянное возрождение в нем в соответствии с харак- тером деяний в предыдущих рождениях. В Новое время идею исторического движения как вечного круговорота выдвинул итальянский ученый Дж. Вико. В его представ- лении общество совершает будто бы непрерывно повто- ряющиеся круговороты: период детства, когда господствует религиозное мировоззрение и деспотия; затем наступает период юности с господством аристократии и рыцарства; период зрелости, когда процветают наука и демократия и когда общество вместе с тем идет вспять, к упадку. Пери- од упадка сменяется вновь периодом детства, последний - периодом юности и т.д.

Трактовка действительности в концепциях регресса и круговорота носит односторонний характер. В них иг- норируется сложность процесса отрицания и многообра- зие его форм. Не менее ошибочно, однако, принижать "силу отрицания", не видеть его функции разрушения старого. Подобные метафизические установки свойствен- ны различным теориям прямолинейного прогресса. По учению французского социолога М. Кондорсе, история - путь прямого подъема на основе безграничного совер- шенствования знания и способностей людей. Буржуазный строй здесь провозглашался как вершина "разумности" и "естественности". К тому же капитализму приписывалась способность к безграничному прогрессу.

В современной философии и социологии обнаружи- ваются различные трактовки развития. Многие их пред- ставители придерживаются, по сути дела, концепции прямолинейного прогресса. Она образует философскую 126

базу учений о "постиндустриальном , технотронном , "компьютерном", "информационном" и т.п. обществе. В них исключается проблема социального отрицания, по- скольку все обусловленные современным научно-техни- ческим прогрессом изменения происходят, по утверждению западных теоретиков, в рамках существующих капитали- стических отношений.

Вместе с тем ныне в общественном сознании пропа- гандируются и иные идеи: о крахе цивилизации, кризисе культуры, о наступлении времени нигилизма, о прекраще- нии всякого прогресса. Усиливают подобные настроения социального пессимизма (пророками которого выступа- ли, в частности, немецкие мыслители Ф. Ницше и О. Шпенглер) зловещая тень возможной ядерной ката- строфы, нарастание экологических и других глобальных проблем. В социальном мышлении все больше преобла- дает соотнесение слова "отрицание" с разрушением (общественного порядка, морали, религии, семьи и т.д.). Отрицание - это терроризм, аморализм, авангардизм, на- силие и пр. Идеологи кризисного сознания возводят от- рицание в определяющую черту современного человека. К известным определениям человека как "разумного", "умелого", "надеющегося", "прекрасного" ныне добавлено: гомо неганс - человек отрицающий. Отрицание часто к тому же трактуется исключительно в духе упомянутой ра- нее "негативной диалектики" с ее "великим Отказом", безграничным разрушением.

Между тем и огульное отрицание, и фактический отказ от него в концепциях круговорота и прямолиней- ного прогресса - равно метафизически-односторонни. Ими абсолютизируется какая-то грань, черта, момент сложнейшего действительного процесса развития. Раз- витие надо понимать во всей его противоречивости. "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступе- ни, - писал В.И. Ленин, раскрывая одну из существен- ных черт диалектико-материалистического мировоззре- ния, - но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спи- рали, а не по прямой линии..."(25. Т.26. С.55). Ключ к пониманию данной закономерности развития содержит- ся в правильном истолковании существа категории от- рицания.

127

Что же фиксируется ею? Для многих философов от- рицание - чисто логическая процедура. В материалисти- ческой диалектике оно - один из важнейших ее элемен- тов. В самом деле, в ходе развертывания противоречий объективной действительности имеет место их разреше- ние, происходит качественное изменение явлений, а зна- чит, уничтожение одних и возникновение других матери- альных структур. Материя не уничтожима, но преходяще любое ее состояние. Тем самым все существующее содер- жит в себе и бытие, и небытие; есть единство бытия и небытия. Небытие - всегда небытие нечто, небытие чего- то конкретного. Другими словами, небытие данной вещи суть ее "инобытие", а не пустое ничто. В философии ка- тегория отрицания означает действие, в результате кото- рого осуществляется процесс превращения вещи в нечто существенное иное вследствие свойственных ей внутрен- них и (или) внешних противоречий. Здесь наблюдается взаимопереход бытия и небытия. Роль отрицания в диа- лектике состоит в том, что оно завершает изменение в пределах старого качества и означает становление новой вещи. Без отрицания (и предполагаемого им скачка) ма- терия вечно пребывала бы в одних и тех же формах, без отрицания не было бы развития, не было бы перехода от низшего к высшему. Ни в одной области не может проис- ходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования.

Поскольку противоречия имеют объективный и все- общий характер, постольку отрицание следует рассматри- вать необходимым и универсальным моментом развития. В неорганической природе, например, отрицание обна- руживается в космогонической активности ядер галактик; взрывах, распаде и образовании звезд и звездных ассо- циаций; во взаимопревращениях и аннигиляции элемен- тарных частиц; в разрушении горных пород под воздейст- вием различного рода внешних факторов (воды, ветра, температуры и т.д.); в разложении и соединении молекул при химических реакциях и т.д. Отрицание является не- обходимым моментом и в сфере живой природы. В про- цессе эволюции исчезали многие органические формы, уступая место новым, более приспособленным к изме- нившимся условиям жизни. И в развитии отдельных ор-

128

ганизмов жизнь невозможна без своей противоположно- сти, без своего отрицания - смерти.

Отрицание осуществляется на основе развертываю- щихся противоречий. Поэтому оно суть самоотрицание вещи, особая стадия ее собственного развития. Последо- вательная смена поколений ЭВМ составляет содержание прогресса компьютерной техники. Часто спрашивают: "А если вещь просто уничтожить - зерно размолоть, насеко- мое раздавить и т.п., то здесь нет "самоотрицания" и, по- лучается, нет никакой диалектики?" Однако так называе- мое "внешнее" отрицание, процесс "размалывания" или "растаптывания", если его брать не как отдельный изоли- рованный акт, а в системе объективных взаимосвязей ве- щей, не находится за пределами диалектики. Так, гибель живого организма означает прекращение его индивиду- ального развития·, но отдельные особи существуют только как элементы видовой или родовой целостности. Слож- ные внутривидовые и межвидовые связи приводят к тому, что отношения разных жизненных форм, особенно пищи и ее потребителей, сопровождаются развитием взаимных приспособлений. В этих случаях, даже при сохранении агрессивности отношений, враг-истребитель может стано- виться необходимым условием существования преследуе- мого вида. Существование степных дерновинных злаков невозможно без подстригания их животными, по пре- имуществу копытными. С жизнью грызунов связано су- ществование многих видов степного и лугового разнотра- вья. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях хищников и их жертв. Хищники выполняют так называе- мую санитарную роль, выборочно истребляя слабых и больных особей, что способствует оздоровлению вида жертвы и уменьшает опасность распространения- губитель- ных инфекций. Во всех случаях результатом борьбы за су- ществование, как отмечал академик И.И. Шмальгаузен, явится избирательный характер смертности, т.е. преоб- ладающая гибель особей, менее защищенных, менее воо- руженных в этой борьбе, а тем самым переживание и ос- тавление потомства более "приспособленными" особями данного вида организмов.

Значит, "самоотрицание" и "внешнее отрицание" различаются вовсе не тем, что одно из них является диа- лектическим, а второе - "недиалектическим". Просто надо

ПО

5 Зак. 83 J

признать, что в объективном мире и в живой природе, в частности, проявления отрицания разнообразны. Их можно свести к трем видам.

Те отрицания, о которых только что шла речь, ло- гично называть деструкцией. При деструкции происходят явления, которые в языке обыденной речи фиксируется терминами: разрушение, распад, гибель, исчезновение, от- мирание и т.п. Конкретно деструктивное отрицание может выражаться в смене более высокого типа целостности низ- шим, в ликвидации всякой целостности, в разрушении структуры системных объектов, в их дезинтеграции. Дест- рукция биосистем, например, характеризуется такими чер- тами, как разрыв связей внутри структуры, обособление и дифференциация действий ее компонентов, рассеивание энергии и вещества, ограничение возможностей накопле- ния и реализации информации и др.

Наряду с деструкцией в объективной диалектике природы и общества существенное значение имеют про- цессы так называемого снятия. Снятие - особый вид от- рицания. Это такое действие, когда при упразднении ве- щи в целом сохраняются отдельные ее элементы и звенья структуры. Старое состояние преодолевается, таким обра- зом, с "удержанием положительного". Отрицание здесь непосредственно выступает как момент связи и развития от низшего к высшему. Возникшая в результате такого "удержания положительного" из отрицаемого новая форма (система, явление и т.д.) необходимо предстает как более высокая и богатая ступень поступательного движения. Так, последовательно обнаруживается снятие в соотноше- нии социальной, биологической, химической и физиче- ской форм движения материи. На уровне же отдельных сфер объективной действительности снятие, например, предстает как сохранение ранее образовавшихся элек- тронных слоев при дальнейшем усложнении внутриатом- ной структуры в ряду химических элементов. Развитие общества обеспечивается выступающей в виде снятия преемственностью поколений людей, производительных сил, социальным наследованием.

Третьим видом отрицания можно считать такие ка- чественные изменения, при которых имеет место переход от одной стадии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Из зерна овса всегда вы- 130

растает овес, а не ячмень. Но в пределах одной и той же "основы" (генотип овса) вычленяются отрицающие друг друга ступени развития растительного организма: зерно, прорастание, колошение. Такое отрицание называется трансформацией. Ребенок, подросток, юноша, молодой человек, зрелый и пожилой возраст, старость - таковы ступени трансформации человека как личности. Каждая последующая из этих стадий индивидуальной жизни есть отрицание предыдущей.