logo search
Философия

10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия

Из альтернативных философских ориентации логи- ки мысли только материалистическая диалектика может быть подлинно творческим и плодотворным методом че- ловеческой деятельности.

Методом называют сознательный способ осуществ- ления социального действия (познавательного, производст- венного, политического, управленческого, эстетического и т.д.). Человек, обладающий определенным методом, соот- ветственно организует свою деятельность. Он знает, ка- ким образом и в какой последовательности действий мо- гут решаться стоящие перед ним задачи. Французский философ Р. Декарт писал, что "уж лучше совсем не по- мышлять об изыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрст- вования помрачают естественный свет и ослепляют ум" (20. С.89). Хотя метод. - форма организации мыслительной че- ловеческой деятельности, его нельзя считать чисто субъек- тивным явлением. Верны слова А.И. Герцена: "...Метода в науке не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внеш- него удобства, ...она...есть самое развитие содержания, - эмбриология истины..." (16. T.I. C.97). Поэтому определе- ние нужного метода исследования - первостепенное дело в науке. Совокупность знаний о методах, способствующих отысканию плодотворных способов достижения желатель- ных результатов, называется методологией.

Методологизация современной науки является од- ной из ее самых характерных черт. Возрастание роли ме- тодологии обусловливается ныне особенностями развития науки: нарастанием в ней интеграционных процессов, усложнением объектов исследования, широким примене- нием вычислительной техники, повышением уровня абст- рактности теоретического знания и пр. В чем существо методологии! В отличии от метода как способа познава- тельного действия под методологией, в широком смысле слова, следует понимать мировоззренческую установку

145

ученого в исследовательских процедурах. Важно то, что общественные потребности, преломляясь через методо- логическое сознание исследователя, инженера, трансфор- мируются в цели научного поиска. Именно на методоло- гическом уровне осуществляется взаимодействие науки с материальным производством и социальной практикой.

Методологическая база современной науки и со- циальных действий представляет собой иерархическую многоуровневую сложную систему. Ведь любой мировоз- зренческий принцип и закон, более того - любой ком- плекс теоретических знаний о законах объективного мира может приобрести методологическую значимость. Это происходит в тех случаях, когда теория используется для объяснения данных эксперимента как средство интегра- ции научного знания, для перехода от известного к неиз- вестному, для прогнозирования будущих событий. Знание (теория) выполняет методологическую функцию и тогда, когда оно способствует процессам конструирования тех- нических систем или служит ориентиром практических социальных действий. Методологический подход, следо- вательно, означает отыскание метода, обеспечивающего эффективное решение научных и социальных проблем. Диалектическая логика - универсальный метод и общая методология научного познания и социального действия. В качестве метода диалектика требует мыслить и действо- вать в соответствии со всеобщими закономерностями ма- териального и духовного бытия. Свою методологическую функцию материалистическая диалектика выполняет тем, что формирует мировоззренческую позицию людей. Иногда утверждают, что будто бы диалектика не играет никакой роли в процессе движения науки к новым ре- зультатам. К тому же, как жизнь показывает, именем "диалектики" может твориться зло. Выдвинутый Ста- линым тезис об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма теоретически обосновывал мас- совые репрессии. Т.Д. Лысенко и его приверженцы объя- вили генетику "идеализмом" и "метафизикой". На долгие годы в стране были прерваны научные исследования ме- ханизма наследственности, чем нанесен существенный вред развитию отечественной биологии. Лысенко вульга- ризировал диалектику.

146

Дискредитация существа материалистической диалек- тики происходит в случае, если применение ее метода ог- раничивается простым подбором иллюстраций, примеров некоторых известных всеобщих законов, когда диалектика превращается в непосредственное орудие доказательства, в универсальную отмычку для решения любых проблем науки.

Между тем надо избегать упрощенного подхода к использованию диалектического метода. В методологиче- ском анализе имеют место соответствующие познаватель- ные процедуры, но нет никакой рецептуры, т.е. алгорит- мически оформленной технологии движения к истине. Такое движение невозможно без содержательного экспе- риментального и теоретического исследования конкретных объектов. В требованиях диалектики следует видеть по- этому лишь общие методологические ориентиры ("орга- нон") исследовательских действий, а не истолковывать их как некую всеобщую абстрактную схему ("канон") позна- ния абсолютной истины. Диалектический материализм ни в коей мере не подменяет и не отменяет конкретных спе- циальных исследований. Тем более для диалектики не может быть никаких "запретных зон" науки. Ведь сама философия без опоры на частные естественнонаучные и социальные знания не может существовать как постоянно развивающееся творческое учение.

Для стиля научного мышления ныне стало привыч- ным и необходимым оперирование диалектическими про- тивоположностями единого и множества, стохастического и жестко детерминированного, формального и содержа- тельного, прерывного и непрерывного, интеграции и де- зинтеграции, относительного и абсолютного и т.д. В по- знании природы теперь ярко и несомненно обнаруживает- ся ее объективная диалектика. Соответственно обогащается и методология исследовательского поиска.

Существенное общенаучное значение приобрели, в частности, методы кибернетики и системного анализа. По- рой эти методы даже противопоставляются в качестве но- вой альтернативной методологии науки материалистиче- ской диалектики. Но при всей важности они, однако, не могут заменить диалектико-материалистические ориентиры научного познания. В чем суть методологических выводов, предлагаемых кибернетикой? Они сводятся к тому, чтобы в анализе изучаемых ею систем: а) опираться на принцип обратной связи с учетом информационных отношений;

147

б) выявлять адаптацию системы к внутренним и внешним условиям ее функционирования; в) учитывать активность самодвижения кибернетической системы; г) принимать во внимание иерархичность (субординацию) управляющих и исполнительных элементов (подсистем).

Метод же системного анализа предполагает: а) рас- членение системы на составные элементы и изучение их качественной специфики; б) выявление связей между эле- ментами, т.е. рассмотрение структуры системы; в) раскры- тие взаимодействия данной системы со средой, т.е. системой большего порядка (иначе говоря, рассмотрение функцио- нирования системы); г) определение генезиса изучаемой системы.

Несомненна методологическая значимость отмечен- ных эвристических ориентации в познании информацион- ных отношений и системных объектов. Ими воспроизво- дятся важные моменты научного осмысления действитель- ности. Они конкретизируют требования диалектического метода. Вместе с тем философские основы современных познавательных действий и социальной практики выра- жаются в существенно более полном и целостном спектре универсальных методологических установок.

Эти общие ориентиры человеческой деятельности формулируются, однако, не произвольно, а на основе выявления объективно функционирующих универсаль- ных законов структурной детерминации и развития. Ме- тод познания составляют не сами законы и категории диалектики, а разработанные с учетом их содержания требования к мыслящему субъекту, принципы осуществ- ления им социальных действий в науке и других сферах жизни общества. Названные выше требования диалекти- ческой логики - важнейшие философские регулятивы. Вместе с тем они, разумеется, не исчерпывают всего ме- тодологического арсенала диалектико-материалистичес- кой философии. В совокупности ее фундаментальных идей каждая из них и все они взятые в их целостной системе выполняют существенную функцию духовной оптимизации человеческих действий. Из содержания за- конов диалектики вытекают, например, такие методоло- гические нормы мысли и действия, как необходимость обнаруживать в единичном явлении существенное и об- щее; фиксировать возникновение системного нового ка- чества при объединении разрозненных элементов в целое; 148

исходить в практических действиях не из возможного, а из действительного; не допускать абсолютизации каких- либо моментов развития (покоя, непрерывности, скачков, деструкции, снятия, единства противоположностей, их борьбы и т.д.). В числе философских регулятивов сущест- венное общегносеологическое и практическое значение имеют также выводы о необходимости каждое положение рассматривать лишь исторически и в связи с другими, в связи с конкретным опытом истории. Данный принцип исторического подхода, взятый в синтезе со всей совокуп- ностью других подобных философских идей, образует со- держание диалектической культуры мышления и социаль- ного действия в современных условиях. Диалектическая культура - это способность и стремление человека приме- нять в познавательных и практических действиях гибкость понятий объективно, т.е. в отражении всесторонности и разнообразия природной и социальной действительности, их единства и противоречивости развития.

Становление ныне новых форм общественной жиз- ни, социальное обновление нуждаются в высоком уровне диалектической культуры самых широких слоев населения и, прежде всего, тех, кто действует в сферах производства, науки и техники, политики и идеологии. Обладать разви- той диалектической культурой ныне для инженера и гу- манитария - значит в первую очередь уметь использовать в своей творческой деятельности методологические ори- ентиры мышления в их иерархической структуре (идеи материалистической диалектики и особо в их социальном аспекте; эвристики интегративно-научного знания - ма- тематики, кибернетики, синергетики, системного подхода и др.; ведущие идеи естествознания и социальной фило- софии; общие принципы техникознания).

Далее требуется непременная ориентация гуманитар- ной и инженерной деятельности на возвышение человека как самоответственного субъекта современной диалектики природы и общества, на приоритетность гуманистических ценностей и интересов.

Все изложенное о материалистической диалектике теперь можно резюмировать в виде следующего ее опре- деления, дополняющего ранее известные формулировки: диалектика есть учение о материальном единстве мира и месте человека в функционировании всеобщих законов его развития.

149