10.1. Диалектика и логические противоречия
Противоречивость бытия (природы и общества) не может не находить выражения в познавательных действиях людей. Противоречия познания многообраз- ны и разнородны. Среди них можно, например, выде- лить противоречия между результатами теоретического познания с его абстракциями, идеализациями, упро- щениями и результатами непосредственного опыта; противоречия между накопленными наукой знаниями и исторически ограниченными возможностями их практической реализации в технике и технологии; противоречия между неполнотой знаний, достигаемых на каждой ступени исторического развития, и беспре- дельными возможностями познания, определяемыми практической неисчерпаемостью исследуемого объекта, и т.д.
137
От подобного рода противоречий, называемых гно- сеологическими, следует отличать логические противо- речия. Мышление ученого, конструктора, инженера, всякая творческая деятельность состоят в выявлении и разрешении таких противоречий. Многие из них возни- кают потому, что познающее мышление имеет дело с противоречиями, не свойственными самому объекту. В экспериментальных науках, например, могут возникнуть логические противоречия при употреблении в целях описания и объяснения некоторых фактов и положений неадекватных им научных терминов и понятий. Такие противоречия преодолеваются путем уточнения смысла используемого термина или замены его более точным. Неточное понятие "теплота" (в субстанциональных теориях тепловых процессов), в частности, было за- менено более точным понятием "количество тепла" и "температура".
Часто противоречия в мыслительном процессе возникают из-за нарушений законов формальной логи- ки: законов тождества, противоречия и др. Логические противоречия в этом случае выступают в виде парало- гизмов (непреднамеренная ошибка в умозаключении) и софизмов (ошибка, сделанная с намерением ввести ко- го-либо в заблуждение). Подобные противоречия по природе своей субъективны и не отражают противоре- чий сущности и движения самого объекта. Закон про- тиворечия в формальной логике требует, чтобы в одном умозаключении не содержалось о предмете противоре- чащих друг другу суждений. Два противоположных ут- верждения о чем-то в одном и том же отношении не могут быть равно истинными. Значит, если в чьих-то рассуждениях или в какой-либо научной теории появи- лись или существуют формально-логические противо- речия, то это свидетельствует об их несовершенстве и необходимости дальнейшего уточнения или даже во- обще отказа от них.
Но было бы неправильным считать все противо- речия аномалией мыслительной деятельности. Ведь мышление - это живой процесс познания человеком объективной реальности, которая противоречива и многообразна. Диалектика развития мысли реализуется в логических структурах взаимоисключения и единства
138
противоположностей. Путь познания объективного противоречия может выражен предложенной советским философом Б.М. Кедровым схемой:
Так именно происходило, например, в истории фи- зики и химии раскрытие единства прерывности и непре- рывности, волнообразности и корпускулярности структуры вещества и света.
При воспроизведении в мышлении противоречий объекта осуществляется предварительное их расчленение на противоположные стороны с последующим восста- новлением взаимосвязи этих сторон как единства проти- воположностей. Стремление выразить в понятиях сущ- ность предмета приводит к появлению особого рода логических противоречий - апорий, антиномий, парадок- сов. Они фиксируют ситуации, возникшие в ходе науч- ного исследования, когда приходится прибегать к вы- ражениям типа: "да и нет", "есть и не есть". Формаль- ная логика истолковывает подобные утверждения как заведомо ложные и нарушающие ее законы. Но такие ситуации возникают, однако, не из-за ошибок в рассу- ждениях. Они характеризуют особый этап отражения мышлением действительности. В данном случае проти- воречивые суждения вызывают объективные противоре- чия. Эти взаимоисключающие суждения совместимы в одной теории, поскольку фиксируемые в них свойства, противоположности совместимы и в самом объекте. Ус- тановление такого единства противоположностей в тео- рии движет наше познание вперед, но не путем устране- ния противоречий, а посредством их развития.
К диалектико-логическим противоречиям относит- ся, например, парадоксальное утверждение: "Движущееся тело находится и не находится в один и тот же момент в одной и той же точке", "Электрон есть и волна, и корпус-
139
ческой теории (математической логики, модальной логики, конструктивной логики, логики высказываний и т.п.). Ме- жду тем абсолютизация положений и законов формальной логики служила в прошлом основой метафизического ме- тода мышления. Узко трактуемая логика являлась теорети- ческим обоснованием недиалектических воззрений на мир.
Первую попытку по-иному подойти к вопросу о со- отношении онтологии, гносеологии и логики, преодолеть существовавший ранее разрыв между ними, предпринял Гегель. Но он исходил из идеалистически понимаемого принципа тождества мышления и бытия. Законы мышле- ния у Гегеля являются одновременно и законами действи- тельности. По его учению, в основе всего лежит некая идея, мышление как таковое. Весь процесс развития бытия поэтому предстает у немецкого диалектика-идеалиста как познание мышлением самого себя. По сути дела, у Гегеля в логику превращается вся философия, в логике он растворя- ет и онтологию, и гносеологию.
В отличие от формальной логики с ее устойчиво- стью предметов мысли, логика диалектическая - мышле- ние в единстве противоположных категорий. Она есть учение о том, как в человеческих мыслях и понятиях от- ражается вечно изменяющийся и развивающийся мир. Главное в диалектической логике - вопрос об адекватно- сти отражения в сознании людей реального содержания объективных процессов. Естественно, что диалектическая логика, в отличие от формальной, имеет дело не с гото- выми понятиями, а с развивающимися структурами мыш- ления. Она исследует понятия в их возникновении и движении, в многоаспектных взаимосвязях.
Диалектическая логика предъявляет,к мышлению ряд серьезных требований. Наиболее важные из них В.И. Ленин выразил так: "Чтобы -действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все свя- зи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвления. Это, во-первых. Во- вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении... В-третьих, вся человеческая практика должна войти в полное "определение" предмета и как критерий истины, и как практический определитель
142
связи предмета с тем, что нужно человеку. В-четвертых, диалектическая логика учит, что "абстрактной истины нет, истина всегда конкретна". (25. Т.42. С.290).
Альтернативу диалектической логике составляют софистика, эклектика, догматизм.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия