logo search
Философия

9.2. Поступательность и повторяемость в развитии

Сила отрицания обнаруживается не только в заме- не старого новым. Ведь новое тоже противоречиво и, следовательно, само на каком-то этапе подвергается от- рицанию. Оно - постоянно воспроизводящееся начало качественных изменений. Можно задаться вопросом: достаточно ли представления о цепи последовательных отрицаний для понимания развития, его общей тенден- ции и формы? Ответим ссылкой на глубокий по смыслу гегелевский наглядный образ продолжающегося отрица- ния: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического един- ства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта -одинаковая необходимость и составляет жизнь це- лого" (12. T.IV. C.2).

Главная идея здесь - диалектика состоит не в фик- сировании актов разрозненных отрицаний, а в выявле- нии их единства как необходимых моментов "жизни це- лого". Это позволяет установить новые сравнительно с категорией отрицания стороны, грани процесса разви- тия. Они выражены были Гегелем понятием отрицание отрицания. Согласно его учению, всякое определение

131

абсолютной идеи противоречиво, содержит в себе отри- цание и потому превращается в свою противополож- ность.

Но далее определение (категория), противополож- ное первому, само подлежит отрицанию. Поскольку же второе определение по отношению к исходному пункту является его отрицанием, то отрицание данной "второй" категории оказывается уже отрицанием отрицания. Значит, развитие в целом принимает форму движения от исходного пункта (положение) через отрицание к отрицанию отрица- ния. Так, в саморазвертывании мирового разума у Гегеля в категориях бытия качество (непосредственная, внутренняя определенность) отрицается количеством (опосредованная, внешняя определенность), а количество "снимается" в ка- тегории меры (качественного количества, или количест- венного качества).

На ступени отрицания отрицания (в нашем приме- ре - в категории меры) происходит, по Гегелю, с одной стороны, возврат к исходному пункту (качеству), а с другой - обогащение идеи, ибо отрицание (в данном случае мера) есть синтез положительных (качество) и отрицательных (количество) определений. У Гегеля триа- де (положение - отрицание - отрицание отрицания) прида- валось особое значение как форме движения логических понятий. Вместе с тем он трактовал ее лишь как внешнюю сторону способа познания. Тем более несостоятельны встречающиеся попытки отождествлять с триадами мате- риалистическую диалектику. Но, как и в ряде других слу- чаев, Гегель угадал в диалектике понятий некоторые осо- бенности объективной диалектики развития.

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - вот то новое качество бытия, которое выявля- ется при анализе последовательно продолжающихся от- рицаний в конкретных процессах природы и общества.

Отрицание отрицания фиксирует многомерную про- тиворечивость качественных изменений явлений объектив- ной реальности. Поступательное движение вперед оказыва- ется сопряженным в силу самого отрицания с повторяемо- стью в высшей стадии известных черт и свойств низшей, с возвратом якобы к старому. Действительно, только с мате- риалистическим переосмыслением "отрицания отрицания"

132

стало возможным научное объяснение развития как ре- ального сложного процесса. Его определяющая тенден- ция - поступательное движение по восходящей линии от старого к новому, от простого к более сложному, от низшего к высшему. Прогрессивная направленность ка- чественных изменений непосредственно обусловливается диалектикой отрицания.

Отрицание означает уничтожение одного и возник- новение другого качества. Вместе с тем между отрицаю- щим и отрицаемым имеется связь. При "снятии" удержи- ваются и сохраняются в новом качестве отдельные эле- менты упраздняемого в целом объекта. С дальнейшим развертыванием противоречий и последующими отрица- ниями сохраненное "положительное" накапливается. Тем самым создается необходимая для поступательного восхо- дящего процесса преемственность между его различными ступенями. В содержании и характере отрицания таится также объективная необходимость моментов повторяемо- сти и возвратов якобы к старому в процессах развития. Воспроизведение в высшей стадии некоторых черт низ- шей вызывается совокупностью таких действий, как: а) взаимопереход противоположностей друг в друга при повторяющемся и завершающем определенный цикл раз- вития отрицании; б) снижение уровня организации сис- темы в результате деструкции; в) "удержание положитель- ного", когда при снятии и трансформации сохраняются и тем самым воспроизводятся в новом разнопорядковые свойства предыдущих ступеней развития.

В неорганической природе, например, химические элементы образуют систему, в пределах которой про- сматривается эволюция от водорода до заурановых элементов. В процессе усложнения атомного ядра и строения атомной оболочки происходит периодическое повторение свойств химических элементов. Повторяе- мость свойств объясняется повторяемостью электронных конфигураций ("удержание положительного" в отрица- нии при переходе от одного периода к другому) в про- цессе последовательного нарастания числа электронов в атомной оболочке.

Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - закон жизни. Здесь отрицание отрицания

133

обнаруживается в цикличности рождения и смерти, обновления и старения, смены поколений, в общей форме как воспроизведение организмом при его инди- видуальном развитии в сокращенном виде важнейших этапов исторической эволюции. В развитии человече- ского зародыша воспроизводятся как бы в конспектив- но сжатом виде некоторые черты позвоночных (от ры- бы до человека). После рождения ребенка развитие его организма продолжается. Вместе с тем теперь на биологический процесс накладывается процесс соци- альный. Путем общения с другими людьми и посред- ством воспитания ребенок овладевает культурой, со- циальным наследием (язык, навыки труда, общения и др.). И здесь в своем развитии ребенок как бы повторяет в сжатом виде основные этапы истории труда, мышле- ния и языка.

Сочетание поступательного продвижения вперед с изменениями циклического характера свойственно пре- образованиям в технике. Ее развитие осуществляется через овеществление функций производственно- трудовой деятельности человека. На начальном этапе - этапе орудийной техники - человек выполняет все функции непосредственно, т.е. используя свои физиче- ские и интеллектуальные силы. На этапе машинной тех- ники часть функций (информационную, логическую, контрольно-управляющую) человек продолжает выпол- нять непосредственно, а часть (рабочую, энергетиче- скую, передаточную) - выполняет уже опосредованно, используя механические, физические, химические и другие силы природы. Наконец, на этапе автоматизации промышленных процессов все функции производствен- ной деятельности непосредственно реализуются автома- том. Но человек не выходит из производственного про- цесса вообще. Он выполняет все отмеченные функции опосредованно, совершенствуя робототехнику и повы- шая ее эффективность. Соответственно в спирали раз- вития автоматизации производства выделяются свои "витки" - циклы: развитие автоматизации с помощью электромеханических средств, развитие на основе число- вого программного управления, развитие на основе гиб- ких производственных систем (гибких производственных модулей), развитие интегрированных систем.

134