9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
Сила отрицания обнаруживается не только в заме- не старого новым. Ведь новое тоже противоречиво и, следовательно, само на каком-то этапе подвергается от- рицанию. Оно - постоянно воспроизводящееся начало качественных изменений. Можно задаться вопросом: достаточно ли представления о цепи последовательных отрицаний для понимания развития, его общей тенден- ции и формы? Ответим ссылкой на глубокий по смыслу гегелевский наглядный образ продолжающегося отрица- ния: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического един- ства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта -одинаковая необходимость и составляет жизнь це- лого" (12. T.IV. C.2).
Главная идея здесь - диалектика состоит не в фик- сировании актов разрозненных отрицаний, а в выявле- нии их единства как необходимых моментов "жизни це- лого". Это позволяет установить новые сравнительно с категорией отрицания стороны, грани процесса разви- тия. Они выражены были Гегелем понятием отрицание отрицания. Согласно его учению, всякое определение
131
абсолютной идеи противоречиво, содержит в себе отри- цание и потому превращается в свою противополож- ность.
Но далее определение (категория), противополож- ное первому, само подлежит отрицанию. Поскольку же второе определение по отношению к исходному пункту является его отрицанием, то отрицание данной "второй" категории оказывается уже отрицанием отрицания. Значит, развитие в целом принимает форму движения от исходного пункта (положение) через отрицание к отрицанию отрица- ния. Так, в саморазвертывании мирового разума у Гегеля в категориях бытия качество (непосредственная, внутренняя определенность) отрицается количеством (опосредованная, внешняя определенность), а количество "снимается" в ка- тегории меры (качественного количества, или количест- венного качества).
На ступени отрицания отрицания (в нашем приме- ре - в категории меры) происходит, по Гегелю, с одной стороны, возврат к исходному пункту (качеству), а с другой - обогащение идеи, ибо отрицание (в данном случае мера) есть синтез положительных (качество) и отрицательных (количество) определений. У Гегеля триа- де (положение - отрицание - отрицание отрицания) прида- валось особое значение как форме движения логических понятий. Вместе с тем он трактовал ее лишь как внешнюю сторону способа познания. Тем более несостоятельны встречающиеся попытки отождествлять с триадами мате- риалистическую диалектику. Но, как и в ряде других слу- чаев, Гегель угадал в диалектике понятий некоторые осо- бенности объективной диалектики развития.
Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - вот то новое качество бытия, которое выявля- ется при анализе последовательно продолжающихся от- рицаний в конкретных процессах природы и общества.
Отрицание отрицания фиксирует многомерную про- тиворечивость качественных изменений явлений объектив- ной реальности. Поступательное движение вперед оказыва- ется сопряженным в силу самого отрицания с повторяемо- стью в высшей стадии известных черт и свойств низшей, с возвратом якобы к старому. Действительно, только с мате- риалистическим переосмыслением "отрицания отрицания"
132
стало возможным научное объяснение развития как ре- ального сложного процесса. Его определяющая тенден- ция - поступательное движение по восходящей линии от старого к новому, от простого к более сложному, от низшего к высшему. Прогрессивная направленность ка- чественных изменений непосредственно обусловливается диалектикой отрицания.
Отрицание означает уничтожение одного и возник- новение другого качества. Вместе с тем между отрицаю- щим и отрицаемым имеется связь. При "снятии" удержи- ваются и сохраняются в новом качестве отдельные эле- менты упраздняемого в целом объекта. С дальнейшим развертыванием противоречий и последующими отрица- ниями сохраненное "положительное" накапливается. Тем самым создается необходимая для поступательного восхо- дящего процесса преемственность между его различными ступенями. В содержании и характере отрицания таится также объективная необходимость моментов повторяемо- сти и возвратов якобы к старому в процессах развития. Воспроизведение в высшей стадии некоторых черт низ- шей вызывается совокупностью таких действий, как: а) взаимопереход противоположностей друг в друга при повторяющемся и завершающем определенный цикл раз- вития отрицании; б) снижение уровня организации сис- темы в результате деструкции; в) "удержание положитель- ного", когда при снятии и трансформации сохраняются и тем самым воспроизводятся в новом разнопорядковые свойства предыдущих ступеней развития.
В неорганической природе, например, химические элементы образуют систему, в пределах которой про- сматривается эволюция от водорода до заурановых элементов. В процессе усложнения атомного ядра и строения атомной оболочки происходит периодическое повторение свойств химических элементов. Повторяе- мость свойств объясняется повторяемостью электронных конфигураций ("удержание положительного" в отрица- нии при переходе от одного периода к другому) в про- цессе последовательного нарастания числа электронов в атомной оболочке.
Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - закон жизни. Здесь отрицание отрицания
133
обнаруживается в цикличности рождения и смерти, обновления и старения, смены поколений, в общей форме как воспроизведение организмом при его инди- видуальном развитии в сокращенном виде важнейших этапов исторической эволюции. В развитии человече- ского зародыша воспроизводятся как бы в конспектив- но сжатом виде некоторые черты позвоночных (от ры- бы до человека). После рождения ребенка развитие его организма продолжается. Вместе с тем теперь на биологический процесс накладывается процесс соци- альный. Путем общения с другими людьми и посред- ством воспитания ребенок овладевает культурой, со- циальным наследием (язык, навыки труда, общения и др.). И здесь в своем развитии ребенок как бы повторяет в сжатом виде основные этапы истории труда, мышле- ния и языка.
Сочетание поступательного продвижения вперед с изменениями циклического характера свойственно пре- образованиям в технике. Ее развитие осуществляется через овеществление функций производственно- трудовой деятельности человека. На начальном этапе - этапе орудийной техники - человек выполняет все функции непосредственно, т.е. используя свои физиче- ские и интеллектуальные силы. На этапе машинной тех- ники часть функций (информационную, логическую, контрольно-управляющую) человек продолжает выпол- нять непосредственно, а часть (рабочую, энергетиче- скую, передаточную) - выполняет уже опосредованно, используя механические, физические, химические и другие силы природы. Наконец, на этапе автоматизации промышленных процессов все функции производствен- ной деятельности непосредственно реализуются автома- том. Но человек не выходит из производственного про- цесса вообще. Он выполняет все отмеченные функции опосредованно, совершенствуя робототехнику и повы- шая ее эффективность. Соответственно в спирали раз- вития автоматизации производства выделяются свои "витки" - циклы: развитие автоматизации с помощью электромеханических средств, развитие на основе число- вого программного управления, развитие на основе гиб- ких производственных систем (гибких производственных модулей), развитие интегрированных систем.
134
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия