logo search
Философия

10.3. Софистика, эклектика, догматизм

В чем сущность софистики и эклектики как форм антидиалектического мышления? В том, что они всесто- ронность, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества противоположностей, применя- ют субъективно, произвольно. В диалектике взаимосвязь и гибкость понятий обусловливаются объективной проти- воречивостью процесса материального мира и его единст- ва. Мыслить диалектически - значит воспроизводить в сознании действительность в динамической совокупности и целостности ее существенных моментов.

Софистика и эклектика отвергают их целостное единство. При этом софистика противопоставляет различ- ные моменты процесса друг другу, субъективистски абсо- лютизируя один из них; а эклектика столь же произвольно механически соединяет множество сторон предмета, наме- ренно не выделяя главные из них. Эклектика представляет собой нечто похожее на платье, сшитое из разноцветных кусков материи. Ведь эклектики изучают не сам предмет как таковой в неразрывном органическом единстве всех его граней, но выхватывают отдельные и чаще всего слу- чайные моменты, объединяя их в рассогласованную с по- знавательным объектом поверхностную целостность. Про- должая метафору (образ "платья" использовал Гегель в характеристике эклектики), можно считать, что софисти- ка - нечто похожее на платье голого короля из известной сказки. Там "портные" обошлись вообще без всякой мате- рии, внушив простакам мысль о невозможности воспри- ятия королевского платья "для всякого человека, который сидит не на своем месте или непроходимо глуп".

К софистике и эклектике как способам мыслитель- ной деятельности обычно прибегают те, кто заинтересо- ван в искажении истины, в субъективистски извращенном представлении действительности, в утаивании своих под-

143

линных намерений, а то и просто в нежелании разобрать- ся в существе дела.

Диалектически воспринимать действительность оз- начает преодоление эклектики и софистики в любых их проявлениях. Вместе с тем в последние годы чрезвычайно актуальной стала задача освобождения социального соз- нания от пут догматизма.

Приверженцы доктринерского догматического типа мышления оперируют некритически воспринятыми в ка- честве абсолютных истин социальными идеями, лозунга- ми, парадигмами теоретического мышления, установками, указаниями. Здесь игнорируются конкретность истины, необходимая гибкость понятий, потребности практики. Такой тип мышления оборачивается на деле идеологиче- ской нетерпимостью, схоластическим утопизмом, застоем в науке, консерватизмом в технике, безынициативностью в социальных действиях.

После того, что было сказано об альтернативах диалектической логике, можно задуматься над вопросом о наиболее оптимальном для современного инженера (да и вообще для всякого с широким кругозором человека) способе мышления. Логические изъяны софистики и эклектики очевидны. А как быть ныне с диалектикой? В постсоветский период наблюдается ее игнорирование со стороны многих философов. Утверждается, что она яко- бы "устарела", что ее надо заменить синергетикой, что большинство положений диалектики - "суеверия", что ма- териалистическая диалектика - это просто "идеологическая догма", а то и вовсе "опиум для ученого". Надо признать, что в недалеком нашем прошлом содержание диалектики под воздействием сталинизма примитивизировалось. Ее метод извращался на потребу политических целей. Но дает ли это основание для отказа от существа диалектико- материалистического мировоззрения? Следует избегать его некомпетентного упрощения. Не стоит, в частности, ввергать в конфликт с диалектикой синергетику, которая (как ранее кибернетика, системология и другие маргина- лии науки) находит свою эвристическую методологическую нишу в современном творческом познавательном поиске. Синергетика - не альтернатива диалектике, а, в отличие от софистики, эклектики и догматизма, - перспективная сис-

144

тема общенаучного знания, одна из современных междис- циплинарных наук.