logo search
Философия

14.5. Человек как личность

Важнейшим аспектом проблемы человека предстает формирование его как активной личности, духовно бога- той и гармонично развитой. Вопросы о том, что такое че- ловеческая личность, каковы перспективы ее становления и воспитания в современном мире, остро дискуссионны. В русской религиозной философии господствовало убеж- дение, что суть личности может быть раскрыта только через ее отношение к Богу. Н. Бердяев считал, что без Бога свобода вырождается в своеволие и становится ис- точником зла в человеке и в обществе. Отказываясь от Бога, полагал Д. Мережковский, человек неминуемо отка- зывается от своей собственной абсолютной божественной личности. В западной философии в трактовке личности наиболее рельефно представлены две противоположные позиции (если оставить в стороне религиозную точку зре- ния): биологизаторски-индивидуалистическая и структура- листическая. Представители первой отрицают социальную обусловленность личности, объясняя ее исключительно действием наследственности и нейрофизиологических структур организма. Приверженцы же структуралистиче- ского воззрения, признавая социальную обусловленность личности, сводят по существу социум к неким безличным неизменным структурам общества и человеческого духа. Односторонне противопоставляя общество и индивида, некоторые философы на Западе рассматривают современ- ную эпоху как слепое "восстание массы", подавляющей самостоятельность и уникальность человеческой лично- сти, превращающей людей, по словам К. Ясперса, в му- равьев. Неудивительно, что, оценивая столь же негативно

236

массовые действия как засилье людских миллионов на заводах, в шеренгах и на площадях, Тейяр де Шарден призывает отвести подобающее место личности и силам персонализации.

Понятие личности, конечно, связано с понятием индивида. Но если понятие индивида отражает целост- ность конкретного человеческого субъекта с момента ро- ждения, то личность у новорожденного пребывает только в возможности, связанной с будущей деятельностью вос- питателей: родителей, учителей, коллективов, общества в целом. Поэтому правильно говорится, что личностью не рождаются, а становятся. Личность - всецело продукт об- щественно-исторического и онтогенетического развития человека. Она непосредственно реализуется в социальном статусе и социальных ролях индивида, в его социально- значимых поступках и мотивах, побуждениях и т.д. Личность не только продукт и объект общества, но обязательно - субъект, воздействующий своей активной деятельностью на окружающую его среду. И чем боль- ше это воздействие, тем заметнее он проявляет себя как личность. Следовательно, нельзя сводить личность только к сознанию человека, его мыслям и мотивам. Личность как активно действующий субъект налагает свою печать на все окружающее.

Исходным для материалистического представления о личности является тезис Маркса, что как социальное качество человека личность есть совокупность общест- венных отношений. Впрочем, уникальность и индивиду- альная неповторимость личности каждого человека де- терминированы не только социально. Человек, будучи частичкой, субъектом общества, одновременно неразрыв- но связан с природой. Своей плотью и мозгом он при- надлежит ей, находится внутри нее. Личность интегрирует в себе не только всю гамму общественных отношений, в которых она функционирует и развивается, но и испыты- вает на себе воздействие генетических структур организ- ма. Личность суть единство органического и социального бытия. Основа личности таится в том особом иерархиче- ском строении различных видов деятельности, которые возникают на определенном этапе связей человека с ми- ром. Только через актуализацию своих отношений с об- ществом, с многообразием различных человеческих общ-

237

ностей формируется и получает развитие человеческая личность. В коллективе индивид получает средства, даю- щие ему возможность всестороннего развития своих за- датков.

Личность проявляется через такие свои атрибутивные свойства, как способность и готовность к общественно по- лезному труду, сознание и разум, свобода и ответствен- ность, направленность и неповторимость (уникальность), характер и темперамент и т.д. В этих сущностных свойст- вах личности отражается ее социальная и вместе с тем конкретно-историческая природа.

Личность не есть хаотичная совокупность отношений, свойств и т.д. Она представляет относительно устойчивую целостность составляющих ее компонентов и элементов - структуру, которая отражает структуру деятельности и ос- новных отношений индивида с окружающим миром. Вы- ражением структурности личности является наше Я, в котором как бы интегрируются и приобретают опреде- ленную устойчивость и целостность все связи и отноше- ния индивида с его окружением, с социальным бытием. В соответствии с современным пониманием человека как биопсихологического существа в структуре личности раз- личают три уровня деятельности нашего Я. Так называемая биономно-социальная концепция организма личности представляет ее структуру как соотношение жизнен - но-витальных потребностей и проявлений нашего Я (включающих в себя наряду с биологическими потребно- стями и социабельные - деятельность, общение, по- знание); аксиологических - системы ценностей и ориентации; рефлексивных - самосознание, связы- вающее витально-жизненный и аксиологический уровни личности в целостное единство ее характера, направлен- ности, темперамента, сознания, воли и т.д. Решающим для деятельности личности является установление опре- деленной связи между системой ее ценностных ориента- ции и системой основных жизненных функций.

Ядром личности выступают ценностно-мировоз- зренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому

238

человек способен подняться над соответствующими усло- виями, детерминирующими направленность его личности, и, преодолев себя, изменить характер своих социальных действий. Естественно, такой акт свободы личности мо- жет быть продуктивным и творческим, если он будет до- полняться осознанием ответственности, т.е. пониманием и учетом следствий своей деятельности. Значит, подлин- ная свобода имеет свои границы в неотделимой от нее ответственности, и в этом факте свобода обнаруживает диалектическую связь с необходимостью.

Формирование личности происходит под воздейст- вием социокультурных программ как систем функцио- нирующих в обществе ценностей. Реализация таких программ составляет содержание воспитания как целена- правленного воздействия на человека, на его практиче- скую деятельность, в которой личность изменяет соци- альную среду и тем самым себя.

Уникальность и индивидуальная неповторимость личности включают в себя вместе с тем общность особен- ностей и свойств в деятельности, потребностях и интере- сах, в направленности и ориентациях той социальной среды (класс, нация, профессиональные, половозрастные группы и т.п.), в которую входит данный индивид.