logo search
Философия

14.3. Гуманизм и отчуждение

Л. Фейербах, преодолевая идеализм своих предше- ственников, приходит, по словам Маркса, к действитель- ному человеку на основе природы. Как материалист он выступает против идеалистического сведения сущности человека к всеобщему духу.при игнорировании его чувст- венности и материальных потребностей. "Мое "Я" - не только мой дух и душа, но и мое тело", - утверждал Фейер- бах. Указывая на разум, волю и сердце как отличительные черты истинно человеческого в человеке, Л. Фейербах по- пытался раскрыть его природу через критику религии, идеи Бога. В Боге он, по-своему используя гегелевскую категорию отчуждения, увидел обусловленное естественной ограниченностью человека самоотчуждение его родовой сущности. Для автора "Науки логики" отчуждение - это мистифицированное свойство абсолютной идеи, мирового духа в процессе его диалектического развития, переходя- щего ("отчуждающегося") в свое другое - в природу. У Л. Фейербаха же отчуждение есть превращение фантасти- ческих продуктов человеческого сознания - под влиянием естественной зависимости и ограниченности человече- ского индивида от окружающего его мира - в мир религи-

227

озных существ, противостоящий человеку и подчиняющий его себе. Отчуждение противостоящего человеку предмет- но-вещественного мира, по Гегелю, преодолевается в процессе познания, что становится условием развития и свободы человеческой личности и общества в целом. А для Фейербаха отчуждение преодолевается через рацио- нальную критику религии, что позволяет путем раскрытия сущности отчужденного религиозного мира понять при- роду человека и обеспечить его свободное развитие. В итоге оказывается, что сущность Бога - это отражение родовой сущности человека с его важнейшим атрибутом - любовью. Именно она - любовь - как сердечное отноше- ние Я и Ты и составляет, по Фейербаху, самую глубокую потребность и сущность человека. Преодолевая рели- гию как отчужденный мир человека, он - человек - должен утвердить любовь как принцип взаимоотношений людей и тем самым преобразовать и усовершенствовать общество. По мнению Н. Бердяева, антропологизм Л. Фейербаха - одна из философских вершин гуманисти- ческого сознания.

"Конец классической немецкой философии" в лице Фейербаха как последнего ее выдающегося представителя . сопровождался, с одной стороны, появлением и обосно- ванием в философской антропологии марксистской кон- цепции человека как теории его освобождения от капита- листической эксплуатации и других форм отчуждения и социального подавления; а с другой, - возникновением "философии жизни", которая, в противоположность про- свещению и рационализму, в понимании человека пошла по пути иррационализма и пессимизма. Эта философия в негативных проявлениях человеческой природы усматри- вала непреодолимые препятствия для совершенствования человека и общества.

К. Маркс в отличие от немецких философов-клас- сиков рассматривал отчуждение не как свойство духа (у Гегеля - абсолютного, у Фейербаха - человеческого), а как совокупность определенных конкретно-исторических от- ношений в обществе, складывающихся прежде всего в такой экономической сфере, как разделение труда на наемный труд и капитал. Охватывая затем все другие сто- роны жизни, отчуждение проявляется в антагонизме классов, индивида и общества, в национализме и индиви-

228

дуализме и т.д., - одним словом, обнаруживается как все- стороннее отчуждение человека от человека.

В отличие от Маркса (во многом воспринявшего в своей концепции человека идеи Гегеля) некоторые фило- софы утверждают и утверждали, что связывать развитие человека с исторической необходимостью, закономерно- стью общества - значит отрицать свободу и самоценность личности (что, как, например, заявлял Бердяев, ведет к отрицанию марксизмом гуманизма).

Линию Л. Фейербаха в пользу субъективности и ин- дивидуальности в трактовке человека продолжил (правда, исходя из других философских оснований) и довел до религиозного эгоцентризма и крайнего индивидуализма датский философ С. Кьеркегор, идеи которого получили свое возрождение в XX в. в философии экзистенциализ- ма. В его понимании сущность человека составляют не разум и знание, не активная деятельность на пути дости- жения своих целей и интересов в системе общественных отношений, а существование как иррациональное пере- живание, страдание и отчаяние стоящего перед нивелиро- ванием и исчезновением в ничто отдельного, замкнутого в себе индивида. Известный русский философ Л. Шестов, открывший в значительной мере Кьеркегора для Европы XX в., приходит к выводу, что именно онтологический страх перед кризисом бытия, по Кьеркегору, должен при- вести человека к Богу и вере. Шестов отождествляет в этом отношении взгляды Кьеркегора и Достоевского, называя их двойниками, вскрывая вместе с тем и прямую связь и преемственность обоих мыслителей с А. Шопен- гауэром и Ф. Ницше.

Шопенгауэр и Ницше, а вслед за ними философы XX в. А. Бергсон, У. Джемс, Д. Дьюи и другие рассматри- вают природу человека в традиции идеализма как чисто духовную реальность, однако за основу берут волю, в ущерб интеллекту, что, по мнению Б. Рассела, самая спе- цифическая перемена в данной проблеме в философии XX в. При этом воля в той или иной степени характе- ризуется инстинктивно-биологической устремленностью. Воля к жизни, по Шопенгауэру, - "начало и корень всех существ, в том числе и человека, а интеллект - нечто вто- ричное и придаточное к воле". К тому же, центр воли - пол, а "человек есть конкретное половое стремление",

229

добавляет он, предваряя тем самым 3. Фрейда. Для Ницше воля есть стремление к власти. Не самосохране- ние, полемизирует он с французскими просветителями- материалистами, а воля к власти составляет сущность человека. Отбрасывая все гуманистические ценности че- ловеческой культуры и утверждая, что "зло есть лучшая сила в человеке", Ницше провозглашает идеалом буду- щего некоего сверхчеловека как жестокого эксплуататора и завоевателя, призванного утвердить господство над мас- сой других людей, заранее готовых, по Ницше, к подчи- нению этому сверхчеловеку. Для Ницше "очеловечить" мир - значит утвердить в нем отношения господства и порабощения одних другими. Ницше отвергает не только справедливость, социализм, прогресс, демократию, но и мораль, именуя себя первым имморалистом.

Ницше развивал свою философию как идеологию будущих господ земли, претендентами на роль которых через несколько десятилетий явились приверженцы на- цизма в Германии и в других странах. Известный немец- кий философ Р. Рормозер отмечает с удивлением, что, несмотря на кровавый опыт фашизма в Европе 30-40 гг., Ницше вновь приобрел актуальность и популярность, причину чего он связывает среди прочего с крушением попыток снять отчуждение марксистским способом, кру- шением, по его мнению, марксизма в целом.

Н. Бердяев, оценивая значение ницшеанства, ут- верждал, что после Ницше гуманизм уже невозможен, "навеки преодолен", декларируя вместе с тем необходи- мость продолжения гуманистической традиции, но уже только на религиозной основе. Вместе с тем проявились и иные подходы в трактовке гуманизма. Таково, в частно- сти, учение фрейдизма.

Психоанализ 3. Фрейда как философская теория че- ловека и общества сложился не только под влиянием его клинической практики, но и идей Шопенгауэра и Ницше. Важным условием, способствовавшим необычайной по- пулярности фрейдизма в западном мире после первой мировой войны, по мнению Э. Фромма, было возникно- вение в условиях западного капитализма так называемого "общества всеобщего потребления", господствующим прин- ципом которого стало удовлетворение всех желаний как в сфере материального потребления, так и в сфере секса.

230

Фрейд (о трактовке сознания которым уже говори- лось ранее) считал, что действия и сознание нашего Я мотивированы и детерминированы скрытыми от контроля сознания либидонозными по своей сути мотивами. Наша личность, наше Я, по Фрейду, олицетворяет то, что мож- но назвать разумом и рассудительностью, в противопо- ложность Оно (либидо-половое влечение), содержащему страсти и влечения; таким образом Я, хотя и изменяется под влиянием внешнего мира, по сути является частью Оно. Но так как Я подвергается еще и воздействию и "цензуре" "сверх-Я" (олицетворяющего контроль общест- ва), то именно взаимодействие и борьба бессознательных импульсов со стороны Оно с нормами общества (сверх-Я) и определяют причины поступков и мотивы людей.

Психоанализ Фрейда представлялся и представляет- ся им самим и его многочисленными последователями как продолжение традиции гуманизма, поскольку он вно- сит принципиально новый взгляд на природу человека, позволяющий поставить под контроль определенные ир- рациональные силы личности и общества. Вместе с тем идеи Фрейда использовали и используют нередко и в ан- тигуманистических целях представители некоторых тече- ний в философии, порывающие с традициями гуманизма и социального прогресса.