logo search
Философия

14.1. Человек как мера всех вещей

Вопрос о том, что такое человек, восходит к глубо- кой древности и является специфическим выражением основного вопроса философии, который в религии к тому же приобрел в свое время особую остроту в связи с идеей сотворения человека Богом. "Человек предшествует фило- софии, - заметил H.A. Бердяев, - человек - предпосылка всякого философского познания, ибо философствует че- ловек и для человека".

Разумеется, теоретическая проблема человека мог- ла возникнуть и возникла, как и сама философия, на достаточно высоком уровне формирования социальных знаний. На низших ступенях древнего общества мы ви- дим сравнительно неразвитую личность человека, пол- ностью поглощаемого и унифицируемого родоплемен- ным коллективом. "Дикари, - писал по этому поводу в свое время известный русский ученый М.М. Филип- пов, - не знали понятия человек вообще, ограничивая представление о нем кругом своих соплеменников, свя- занных кровным родством".

По мере перехода общества к более высоким ступе- ням развития, с его расколом на классы, расширением и углублением социально-исторической практики и знаний о мире уже в раннерабовладельческих социумах антично- сти возникает непреодолимый и глубокий интерес к че- ловеку, его поступкам, отношению к другим людям и к самому себе. Человек, его стремление раскрыть и усовер- шенствовать человеческую сущность, улучшить жизнь человека посредством рационального овладения силами природы становятся отправной точкой и объектом всей

221

последующей европейской и общемировой культуры. Древнегреческую культуру и ее наследницу - древнерим- скую с полным основанием именуют гуманистической.

Стремясь постичь природу и специфику человека, мыслители античности связывали ее с обществом как та- ковым, указывая на разумность, социальность, человеч- ность и т.д. как характерные черты людей. В Древнем Ки- тае Конфуций в своей концепции человека указывает на гуманность как наиболее характерное проявление обще- ственной природы человека. Древнегреческий философ Аристотель, обобщая научные достижения античности, определяет сущность человека сравнительно с животными через социальную, общественно-политическую деятель- ность в государстве как деятельность души, руково- дствующейся разумом. Высказанный Протагором тезис "Человек - мера всех вещей" наиболее ярко представляет гуманистическую позицию античной философии в пони- мании человека. С тех пор идея гуманизма будет сопро- вождать человечество на всем пути его общественного, социокультурного развития.

Абсолютизируя в духе идеализма роль души в трактовке человека ("Человек и есть в первую очередь ум"), Аристотель однако не мыслит его вне общества и государства. Человек, по мнению Аристотеля, существо общественное, политическое, и вне государства он упо- добляется либо животным, либо божеству. Древнегре- ческие мыслители не только возвысили человека как политическое существо, как неотъемлемую часть поли- са - древнегреческого государства. Вместе с тем они че- рез призму человеческих нравственно-политических ка- честв спроецировали на мир природы и космоса идею порядка и закона.

Платоновско-аристотелевское понимание человече- ской сущности как деятельности души приобретает даль- нейшее развитие и становится составной частью христи- анской религии и средневековой философии. К тому же человек из-за его божественной бессмертной души, управляющей телом, будет представляться как образ Бо- жий, отягощенный первородным грехом и осужденный за это на свою страдальческую судьбу. Вместе с тем выска- занная впервые в античной философии Аристотелем и затем более основательно разработанная стоиками идея о

222

природном равенстве всех людей получит свое развитие в философии Нового времени и в учении об естественном праве.

Заслугой античных мыслителей являются рациона- листический подход в трактовке человека, вывод о счастье и благе как цели человеческой жизни.