logo search
Философия

14.7. Круги человеческого бытия

Человек как личность многолик в своих проявлениях. Это не только Homo sapiens - человек разумный. Вместе с тем он - существо познающее, волевое, сомневающееся, культурное, хозяйственное, политическое, потребляющее, любящее, с половыми инстинктами, играющее, нравствен- ное, общественное, свободное, религиозное, философст- вующее, говорящее, надеющееся, вопрошающее, смеющее- ся, отрицающее, прекрасное, творческое, действующее, ошибающееся... Еще в XIII веке известный теолог Фома Аквинский мудро признал: "Человек есть некоторым об- разом все". "Все" в данном случае трактуется не просто в смысле популярной в эпоху позднего средневековья и в

243

Новое время мысли о человеке как "микрокосме", а имен- но как о носителе многослойной реальности. "В человеке, - писал Н. Бердяев, - пересекаются все круги бытия".

Что это за круги? Исходный пункт тут - великий и бесконечный мир Природы, Космоса и Хаоса, Становле- ния и Пребывания. Мы причастны к гармонии природы, нераздельно связаны с протекающими в звездных глуби- нах физическими процессами. Антропный принцип, как отмечалось, в соответствии с современной наукой возво- дит даже человека в ранг вселенского начала. В космосе зарождается жизнь, люди - продукт ее эволюции. Разви- вающийся человеческий разум создает ноосферу, а с нею - поразительные возможности все расширяющегося освоения людьми неземного пространства. Безусловно, все это позволяет и требует рассматривать человека как особое космическое существо.

Но человек не просто феномен космоса, он и венец земной Жизни. Живые организмы обладают рядом черт, которые в совокупности отделяют их от неживого мира. Живые организмы получают энергию из окружающей среды и используют ее для поддержания своей чрезвы- чайно высокой упорядоченности. Они активно реагируют на раздражения, содержат всю информацию, необходимую для развития, выживания и размножения. Живые сущест- ва приспособлены к той среде, в которой обитают.

Что порождено в психике животных природой, можно найти и у человека. Но человеческую субъектив- ность неправомерно объяснять только представлениями о биологических организмах. Здесь мы имеем дело с иным кругом бытия. Ведь люди - существа общественные. И это обстоятельство в решающей мере определяет специфику нашей психики. Логико-психический круг человеческого бытия образуют мышление, память, воля, потребности, внимание, личное "Я", деятельность и др. Все такого рода элементы психики выражаются суммарно одним словом - сознание (совместное у меня с другими людьми знание).

Функциональное предназначение психики живот- ных - приспособление к окружающей природной среде. У человека сознание - ранее об этом говорилось - как соци- альный и психологический процесс выражается в его личностных действиях. Ими он поддерживает свое суще- ствование, преобразуя вещество и энергию природы, а

244

также регулируя отношения с другими людьми. Эти об- щественные отношения составляют социальный круг на- шего бытия - динамичный мир человеческого общения, производства, экономики, технологии, бизнеса, полити- ки, искусства, спорта, религии, развлечений, работы и отдыха.

Изготовляя и используя орудия труда, трансформи- руя научные знания во все более усложняющуюся технику, в разнообразном взаимодействии люди совершенствуют способность к воспроизведению действительности посред- ством понятийно-образного мышления. Социальный круг жизни человека предстает тем самым для него как бы раздвоенным на реальную действительность и мир ее осознания в понятиях, образах и символах. В сложном этом внутреннем мире сознания и субъективных пережи- ваний людей рождаются знания и художественные обра- зы, укореняются верования, цели и идеалы, испытывают- ся воля и нравственные принципы. Все переживаемое и творимое людьми содержит идеальную компоненту - будь то замысел, цель, мотив, интерес или какое-либо другое побуждение человеческого действия. Здесь мы восходим в анализе темы к пятому, высшему кругу человеческого бы- тия, к тому, что зовется духовностью.

Не повторяя уже известное, обратим внимание лишь на главное. Когда-то Конфуций заметил: "Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду". Древнекитайский философ выявил, думается, в этих словах сохранившую по сей день верную меру духов- ности в человеке. Жизнь показывает, что не каждому из нас суждено пребывать в мире духовности, в кругу Воз- вышенной экзистенции. Обычно термин "экзистенция" (существование) используется по идущей от немецкого мыслителя Карла Ясперса традиции для обозначения духовного состояния человека в так называемых "пограничных ситуациях" - когда испытываются чувства страха, вины, озабоченности (при страданиях, в ожидании смерти и т.п.). Это нами переживается прежде всего как преимущественно психологическое измерение бытия. Случается, что в подобных экзистенциальных ощущениях люди возвышаются до восприятия доминантности в своих социальных действиях вечных человеческих ценностей. Именно здесь обнаруживается их духовность со всеми вы-

245

сокогуманными атрибутами справедливости, свободы и чести, совести, мужества, толерантности, доброты, верно- сти идеалам.

Для личности утрата или отсутствие подобных ка- честв Возвышенной экзистенции означает духовную смерть. Психологи отмечают, что при духовной смерти человек замыкается в собственной раковине. Он закрыт для этических, эстетических, религиозных и прочих цен- ностей. Понятия Добра, Совести, Красоты, Истины, Смысла жизни, Тайны, Бога и т.п. не наполняются для такого человека живыми переживаниями. Становится не- возможным проникновение во внутренний мир окру- жающих людей. Ослабленными оказываются не только и не столько мыслительные, сколько эмоциональные связи с миром. В отличие от физической духовная смерть рас- тянута во времени. Ослабление начал Возвышенной экзи- стенции превращает человека в "одномерное" существо, ввергает его и общество в хаос опасной бездуховности. При таком состоянии усиливаются цинизм и нигилизм, прогрессирует невежество, идеалы сменяются идолами, растут агрессивность, ненависть, жестокость, стремление к выгоде превращается в узколобое делячество "малого" человека, повсеместно обнаруживаются одичание и идио- тизация.

Можно с уверенностью сказать, что из всех компо- нентов, космобиопсихосоциодуховной сущности человече- ства именно духовная ее составляющая воплощает собст- венно Идею Человека. Пятый круг бытия - пространство Возвышенной экзистенции. По большому счету, только ею может оцениваться уровень прогресса культуры и ци- вилизации. И если согласиться с Гегелем, что бытие че- ловека есть его действие, то именно по характеру дея- тельности людей прежде всего следует судить о состоянии духовности социума.