14.4. Центральная проблема современной философии
Центральной проблемой философского мышления в XX в. является гуманизм, который, по словам Э. Фромма, всегда актуализируется, когда возникает угроза человеку. Экзистенциалисты, например, видели эту угрозу в техни- зации общества и человека, в опасности ядерной войны, в марксизме и связанным с ним революционным движени- ем масс, поскольку Маркс, по их мнению, абсолютизиру- ет всеобщность труда и техники.
Современный человек, утверждал М. Хайдеггер, чрезмерно материалистичен, как и человек классического гуманизма. По Хайдеггеру, восстановление гибнущего гу- манизма возможно лишь с раскрытием истинного бытия человека, а такое, согласно представлению немецкого мыслителя, допустимо лишь в случае понимания его как
231
трансцендентного существа, т.е. соприкасающегося с чем- то Абсолютным и вечным. Страх человека перед смертью и связанное с этим чувство Ничто, переживаемое индиви- дом, является условием "подлинности" его человеческого существования (экзистенции).
Своеобразный подход к проблемам человека в рам- ках экзистенциализма демонстрирует французский фило- соф Ж.- П. Сартр. Принимая в основном учение Хайдег- гера, Сартр, однако, отклоняет его понимание смерти как выражение сущности человека, выдвигая, в свою очередь, учение о свободе, что и дает ему, как он считает, основа- ние претендовать на новую гуманистическую трактовку человека. Но, понимая свободу субъективистски, не нахо- дя для нее оснований в объективном мире природы и об- щества, Сартр трактует ее как произвол, коренящийся в самом индивиде. Отсюда его известное положение, что че- ловек - всегда проект, что в своей свободе, не связанной ничем, он сам определяет свою сущность, что свобода не предзадана, а является свойством его жизнедеятельности. Употребляя философскую терминологию, этот вывод _. Сартра формулируется так: экзистенция (существование) предшествует эссенции (сущности). "Человек есть то, чем он хочет быть... Человек есть то, чем он хочет себя соз- дать", - формулирует Сартр свою позицию (34. С.333-334).
Сартр считает, что такое понимание возлагает на каждого гуманистическую ответственность за все проис- ходящее в мире, за каждого человека, за самого себя и свои действия. "Если действительно экзистенция предше- ствует эссенции, .то человек ответственен за то, что он есть", - заключает Сартр. Он пытается более основательно раскрыть социальную природу человека, ибо социаль- ность, как выразительно говорил другой французский экзистенциалист и писатель А. Камю в своей книге "Бунтующий человек", самая первая ценность, равносиль- ная гуманности.
Волюнтаристско-субъективистская концепция в эк- зистенциализме Сартра и Камю давала теоретическую основу анархистско-радикалистскому движению мелкой буржуазии. Ибо бунт провозглашался, в частности, у Ка- мю, высшим выражением социальной свободы и гума- низма. "Я возмущаюсь, - значит мы существуем", - писал Камю и дополнял: быть свободным - значит рвать цепи.
232
Говоря в соответствии с экзистенциалистскими догмами об абсурдности счастья людей, Камю, однако, сомневает- ся в иррационалистском принижении человеческого ин- теллекта, замечая, что, отбросив разум, неизбежно придешь к антигуманизму и даже фашизму. Двойственность, проти- воречивость Камю как выдающегося писателя-гуманиста, с одной стороны, и философа-экзистенциалиста - с другой, видящего мир в мрачном свете страха, хорошо отражены в его словах: "Порой я сомневаюсь, можно ли спасти со- временное человечество. Но еще можно спасти человека, его детей, их тело и дух". (34. С.334).
Идеи классического фрейдизма и экзистенциализма оказали большое влияние на представления о человеке в XX в. В дальнейшем фрейдизм предпринял попытку об- новиться через использование марксизма и экзистенциа- лизма, выдвинув значительную группу теоретиков, весьма условно объединенных в так называемой Франкфуртской школе и представляющих свои идеи как неомарксизм (Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Они считают, что Фрейд, как и Маркс, тоже вскрыл основные болезни общества, но через психологию индивида.
Э. Фромм исходит из предпосылки, и в этом он ссылается на Маркса, что человек как социальное суще- ство определяется общественными отношениями окру- жающего его социума, что именно культура и есть чело- веческий мир. Фромм формулирует понятие социального характера как системы неинстинктивных побуждений, благодаря которым человек становится в определенные отношения с другими людьми и материальным миром. Характерологические черты, составляющие специфику человека (стремление к любви как эквиваленту разумно- сти, солидарности, единства и творческих способностей индивида), согласно Фромму, есть результат "человеческой ситуации" - исторически сложившегося разрыва единства с природой, и, как следствие, - "расколотости", "потерянности" человеческого бытия.
Современное индустриальное общество, согласно Фромму, формирует характер человека с модусом "иметь" (приобретательство, потребительство, жадность и т.д.) в противоположность гуманистическому модусу "быть" (любовь, солидарность, творчество и т.п.), который должен был формироваться в справедливом и гуманном обществе.
233
Фромм, как и Маркузе, дает глубокую критику антигу- манности современного общества (они включают сюда и бывшее советское общество) за одномерность, ограни- ченность формируемого им человека. Но в отличие от Фромма Маркузе, утверждающий, что с возрастанием технического подчинения природы возрастает подчинение человека человеком, приходит к выводу, что гуманизм изжил себя, нерентабелен и т.д.
Антигуманистические концепции человека в по- следние десятилетия получили свое выражение в работах философов-структуралистов (М. Фуко, Л. Альтюсер и др.) и находящихся под их влиянием так называемых "новых философов" (Б. Леви и др.), а также философствующих этнологов (К. Лоренц, Л. Тинберген) и необихевиористов (Б. Скиннер).
Структурализм, исходящий из признания структуры как принципа бытия и познания, отрицает правомерность автономного, свободного субъекта. В этом случае делается вывод, используя слова Фуко, что гуманизм вместе со своим "отпрыском" - социализмом - мистификация.
К. Лоренц, обнаружив сходство в механизмах ин- стинктивных реакций человека и животных, считал, что из-за роста населения на Земле и действия инстинкта пространства происходит постоянный рост агрессии, кон- фликтов и т.д.; при этом ставится под сомнение даже со- циальная природа человека.
Отталкиваясь от фрейдистских положений, к еще более крайним антигуманистическим выводам приходит необихевиоризм, крупнейший представитель которого Б. Скиннер выступает с тезисом, что его концепция чело- века как животного противопоставляется ложному возве- личению и почитанию человека.
По Скиннеру, поступки людей, как и в целом их поведение, обусловливаются не внутренними психологиче- скими состояниями, а воздействиями среды, вызывающи- ми соответствующие реакции. Для него человек предстает совокупностью элементарных актов действия. Человече- ское же поведение - не функция, а результат внешнего по- буждения. В этом смысле Скиннер даже называет человека машиной.
Развивая свою теорию "нового гуманизма", осно- ванного на идеях психоанализа и марксизма, Фромм от-
234
вергает позиции Лоренца и Скиннера как антигуманисти- ческие. Он упрекает их за то, что они оба представляют человека как машину; только у первого, т.е. Лоренца, обу- словленную прошлым (врожденные инстинкты), а у второ- го - Скиннера - обусловленную актуальной (действующей в настоящее время) ситуацией - средой. Он считает, что Скиннер лишает человека творчества и ценностей, а Ло- ренц исходит из недоказанной предпосылки, будто бы большинство высших млекопитающих (в том числе че- ловек) обладают спонтанной агрессивностью. Фромм не согласен и с тезисом, что агрессия человека порождается перенаселенностью.
Гуманистическая философия Э. Фромма приобрела в наше время значение важного фактора нового мышле- ния. "Я считаю, - писал он, - что решающим вопросом сегодня для всех народов является вопрос о войне и ми- ре". Характеризуя мир как состояние братской гармонии всех людей, Фромм справедливо связывает возможность достижения его с верой в силу и мощь человеческого разума. "Я верю, - пишет он, - что единственная сила, которая спасет нас от самоуничтожения - это разум". Формулируя оптимистическую перспективу гуманного человека на основе идеи "коммунитарного социализма", Э. Фромм связывает ее с развитием у индивида достаточ- ной зрелости разума и способности к любви, солидарности, взаимопомощи.
Подобно Э. Фромму и вопреки широко распростра- ненному представлению о том, что человек - иррациональ- ное и агрессивное существо, крупнейшие представители так называемой гуманистической психологии К. Роджерс и А. Маслоу также считают, что природа человека как свободно функционирующего индивида "созидательна и достойна доверия". Человек стремится к самоактуализа- ции, т.е. к реализации заложенных в нем гуманных задат- ков и свойств.
Критика антигуманистических тенденций в совре- менной культуре и философии идет не только со стороны марксистских и ориентированных на марксизм философ- ских теорий, но и со стороны религиозно окрашенных учений, в том числе персонализма, или "личностной" философии (Тейяр де Шарден, Н. Бердяев, Ж. Марйтэн, Э. Мунье и др.). Подвергая критике антигуманистические
235
стороны капитализма, используя при этом нередко мар- ксистские аргументы, персоналисты в своем главном по- нятии личности исходят из признания внутренней связи личности и общества. Рассматривая личность прежде всего как духовность и социальность, они ее оценивают через приобщенность к Богу. Хотя персонализм исполь- зует традиции всех форм гуманизма (отсюда название "интегральный гуманизм"), однако к марксистскому гума- низму из-за его атеистической и революционной направ- ленности персонализм относится отрицательно.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия