logo search
Философия

6.7. Концепция детерминизма

Признание универсальной закономерной связи и взаимодействия явлений материального и духовного мира свойственно философским учениям, придерживающимся позиции детерминизма. Сам детерминизм различными мыслителями интерпретировался по-разному. Многие из них (Демокрит, Б. Спиноза, П. Лаплас, П. Гольбах и др.), верно устанавливая взаимоопределенность и связь явле- ний, ограничивались лишь указанием одной непосредст- венно действующей причины. Сама идея каузальности (причинности) трактовалась чисто механистически. Иг- норировались особенности биологической и социальной причинности. Отрицалась объективная природа случайно- сти. Статистические связи и вероятность исключались из представлений о детерминизме.

Подобные метафизические воззрения в истории фи- лософии сочетаются с телеологическими (телеология -- учение о цели) концепциями.

Приверженцы телеологии (Аристотель, Г. Лейбниц, Ф. Шеллинг, Гегель, А. Шопенгауэр и др.) исходили из идеалистической установки о наличии в природе внутрен- них целей, выступающих в качестве "конечных причин" раз- вития. Но приписывание целей природе неправомерно. Способность к целеполаганию присуща лишь разумным

89

существам. Поэтому только человеческую деятельность уме- стно объяснять посредством целевой детерминации.

В материалистической диалектике концепция де- терминизма представлена учением о многообразных фор- мах объективной взаимоопределенности явлений. Среди них можно выделить такие виды связей, как детерми- нацию каузальную (причинно-следственную зави- симость), помологическую - (закономерная связь), функциональную, кондициональную (воздействие условиями), генетическую (детерминация порожде- ния), системную (отношение организации) и др. В ис- тории философского познания различные моменты уни- версальной взаимообусловленности предметов и явлений действительности "схватываются", как уже отмечалось, в категориях. Ими выражаются и обозначенные ранее три аспекта диалектики: структуры, процесса и развития. Ус- воение категорий и законов, раскрывающих содержание каждого из них, углубляет понимание диалектической концепции детерминизма. В "гнездо" понятий, фикси- рующих ее структурный аспект, входят прежде всего тра- диционные для философии категории "единичное - общее", "явление - сущность", "форма - содержание", "часть - це- лое". Соотношением этих парных противоположностей ус- танавливаются такие законы структурной детерминации, как законы взаимоопределения единичного и общего, проявления сущности, эмерджентности целого, домини- рующей роли содержания. Диалектика же процесса во многом воспроизводится в законах взаимодополнения случайности и необходимости, взаимного генезиса воз- можности и действительности и др. К числу главнейших фрагментов в целостной концепции детерминизма при- надлежит философское учение о причине и следствии.