logo search
Философия

6.5. Философское содержание понятия "момент"

Термин "момент" широко используется в естествен- ных науках и в технике: момент инерции, момент силы, момент количества движения, момент статический и др. Общепризнан временной аспект проблемы момента. В ис- тории философии еще от Платона идет традиция проти- вопоставлять момент времени вечности "вневременного" бытия. Даже у диалектика Гегеля саморазвивающаяся объективная идея предстает как такое вечное вневремен- ное бытие. Момент же, напротив, интерпретировался как нечто мимолетное, как постоянно воспроизводящаяся дискретность времени, относительность его, как нечто преходящее и постоянно исчезающее. Если для объектив- ных идеалистов время - признак вторичности, несовер- шенства и тленности существования (в отличие от истин- ного вневременного бытия понятий идеи, Разума, Бога), то в философии диалектического материализма время рассматривается как одна из коренных форм бытия само- развивающейся материи. Здесь вечность связывается в первую очередь с абсолютностью движения. Момент же выступает как преходящий элемент временной структуры бытия материи. Тем самым момент времени можно ис- толковать как предельно возможное содержание акта из- менения.

Вычлененность момента из единой цепи движения времени относительна. Моменты единого процесса как бы "переливаются" постоянно друг в друга, поскольку в вечном самодвижении материи настоящее беспрерывно

85

становится прошлым, а то, что было в потенции, превра- щается в настоящее. Вследствие транзитивности времени жесткой границы между "данным" и "следующим" момен- тами не существует. Время противоречиво: оно течет (непрерывно) и длится (прерывно в силу конечности ка- ждого акта изменения).

Здесь оказывается возможным соединить чисто вре- менной аспект "момента" с его более глубоким философ- ским содержанием. Момент предстает не просто как объ- ективный временной интервал некоторого изменения, но как движение, воспроизводимое в мышлении познающего субъекта. В бесконечном процессе саморазвития материи моменты объективно непрерывно сменяют друг друга. Для человека же момент как бы противостоит движению. Он стремится "схватить" в мышлении этот постоянно ис- чезающий момент, "остановить мгновение", зафиксиро- вать в моменте движение. Тут момент выступает уже не просто как мельчайшая единица времени, или элемент временной структуры бытия, а как некоторая грань или сторона целостного процесса. В познавательных действи- ях на основе общественно-исторической практики проис- ходит "распредмечивание" объектов реальности. Иными словами, их свойства, отношения, структура и т.д. вос- производятся в мышлении в соответствующих понятиях. Каждое из них по отношению к отражаемой объективной реальности суть некий момент, в котором "уловлена" ка- кая-то частичка универсальной взаимосвязи и "светится" целое.

В конкретном акте познания выделение некоторого момента исследуемого объекта (процесса) означает раскры- тие' какой-то его стороны, подход, приближение к объяс- нению его природы. В полной мере сказанное применимо и к категориям диалектики. Каждая из них предстает как своего рода момент (ступень, сторона, шаг) философского осмысления действительности. В моменте "схватывается" развивающееся целое лишь в одном из его бесконечных "оттенков". Поэтому момент, взятый сам по себе, в отвле- ченности от других, есть нечто абстрактное, неистинное. Момент, как считал Гегель, есть "момент связи", "момент в сцеплении". Научное воспроизведение объективной диа- лектики требует "сцепления" философских понятий,

"перелива" категорий друг в друга, их разносторонней сис- темной взаимосвязи.