logo search
Философия

6.8. Закон причинности

В трактовке проблемы причинности ряд философов (Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус) отрицали ее объек- тивность. Так, Юм полагал, что существование причинно- следственных связей недоказуемо. Для него причинность суть не более как психологическая привычка соединять в чувственных восприятиях регулярное появление и следо- вание событий. В отличие от такого индетерминистского

90

взгляда механистическое истолкование причинности со- стоит в безусловном признании ее объективности и одно- значности. Классически была выражена подобная пози- ция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему можно сколь угодно точно описать поведение материаль- ного объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно сложнее, чем это представлялось концепцией лапласов- ского детерминизма. Что же такое причинность! Это такое воздействие одного объекта на другой, при котором изме- нение первого объекта (причина) производит соответст- вующее изменение другого объекта (следствие). Так, прохождение тока в проводнике является причиной от- клонения стрелки прибора. Воздушные потоки, созда- ваемые крыльями самолета при его горизонтальном дви- жении, обусловливают подъемную силу. Искажение про- граммы внедрением "компьютерного вируса" существенно нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явле- ний причинность отличается такими особенностями, как генетичность (причина порождает следствие), последова- тельность во времени (причина предшествует следствию), необходимость отношения причины и следствия (данная причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие), асимметричность воздействия (в процессе при- чинения происходит перенос вещества, энергии и инфор- мации от причины к следствию), необратимость (причина не может быть результатом своего же следствия), несводи- мость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое понятие причины и следствия всегда несколько упрощает объективную связь явлений природы, лишь приблизи- тельно отражая ее, искусственно изолируя те или иные стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети разнообразных взаимоотношений явлений причинные связи приобретают объективную многомерность. Характер действия причины зависит от условий, которые опреде- ляют изменение объекта как переход некоторого из его возможных состояний в действительность. В ходе разви- тия современной науки понимание причинности сущест-

91

венно углубляется представлениями об информационных, энергетических, субъектно-объектных, системных, стати- стических, обратных и других типов связей и взаимодей- ствий. В структуре причинно-следственных отношений выявились моменты неоднозначности и неопределенно- сти. Синергетические явления диссипативности и неста- бильности, вариативности, неопределенности изменений в точках бифуркаций не позволяют со всей строгостью фиксировать названные ранее отличительные признаки причинной детерминации. Так, в сфере микрособытий различные состояния квантовой системы включают в себя неоднозначность ряда характеристик. Поэтому определение будущих состояний системы также содержит неоднознач- ность. В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная детерминация. Здесь причинно-следственные отношения опосредуются потребностями, интересами, целями, практическими действиями людей. Следствие само воз- действует на породивший его фактор и становится при- чиной новых изменений. Образуется целая причинно- следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки пересечения порождают ("пусковая причина") новые причинные зависимости. Тем самым причинность ока- зывается не чистой необходимостью лапласовского де- терминизма, а нелинейным процессом, диалектическим соотношением необходимости и вероятности, случайно- сти и закономерности. Таковы причины Чернобыльской катастрофы, где в трагический "клубок" переплелись раз- ного рода причинные цепи - физические, социальные, личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяю- щих начал (принцип) материалистического понимания и научного познания мира. Все в природе и обществе, в бытии и сознании, в объективной реальности и субъ- ективной человеческой деятельности включено в при- чинно-следственную обусловленность. В этом суть закона причинности. Только опираясь на него, люди могут эф- фективно действовать в сферах науки, производства, тех- ники, в быту, во всех областях жизни общества. Кратким анализом закона причинности мы завершим рассмотрение материалистической диалектики в ее отмеченных ранее аспектах структуры и процесса. Ими охватываются многие существенные грани концепции детерминизма. Но только

92

в органическом соединении ее с научно-философским понятием развития материалистическая диалектика при- обретает характер целостной, открытой к содержательным новациям теоретической системы.