logo search
Философия

1.1. Социокультурная мера цивилизованности

Философия - продукт духовного развития человече- ства и особая форма общественного сознания. Выдаю- щийся французский мыслитель Р. Декарт был убежден, что только философия отличает нас от дикарей и варва- ров и что каждый народ тем более гражданствен и обра- зован, чем лучше в нем философствуют. Философия существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на со- циальном переломе, обусловленном переходом от вар- варства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государ- ство. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенству- ется искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззре- нии людей.

Мировоззрение - способ духовной ориентации че- ловека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Само по себе мировоззрение - не обяза- тельно философия. Философское мировоззрение - своего рода социокультурная мера цивилизованности человека и общества. Ведь определенный взгляд на мир может быть основан просто на привычном здравом рассуждении. Та- ково обыденное, часто наивное мировоззрение людей. Мировоззрение может быть также мифологическим и ре- лигиозным.

5

Многие тысячелетия в первобытном обществе осно- ву мировоззрения людей составляет миф. Ощущение че- ловеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о фантастических существах, всесилии и храбрости богов, подвигах героев непосредственно в метафорической, ху- дожественно-образной форме. Они были попыткой отве- тить на вопросы о судьбе рода, начале и устройстве мира, отношениях между людьми.

При всем разнообразии мифов (народов Индии, Китая, Древней Греции и др.) в них выявлялись общие воззрения на мир. Он представлялся в виде бесфор- менного хаоса, столкновения случайностей и действия демонических сил. Мифологическое сознание не фикси- ровало различий между естественным и сверхъестествен- ным, между реальностью и воображением. Существен- но и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям, для него отсутствовало вся- кое представление о времени. В мифе слиты воедино мысль и действие, объект и субъект, нравы и поэзия, знание и верование. Подобная сохраняемая в мифологии целостность, синкретичность (нерасчлененность) созна- ния была исторически необходимым способом духовного освоения древними людьми действительности.

С дальнейшим прогрессом человеческого общества мифоолгическое мышление утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и фило- софию. Их многостороннее взаимодействие прослежива- ется на всех этапах истории. Религия всегда претендова- ла на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение смысложизненных проблем людей. При этом картина мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле, предлагаются людям на основе их веры в существование сверхъестественных всемогущих сил. Религиозный культ связан с системой догматов. Они принимаются верующи- ми с эмоциональным переживанием своей убежденности в их истинности.

6

В отличие от религии, философия противопоставляет догме - сомнение, вере - логику, эмоциям - интеллект.