6.3. Исторические формы диалектики
Если в природе и в обществе все в конечном счете со- вершается диалектически, то это не может не выражаться в человеческом сознании. Оно само - способ существования диалектики, но диалектики субъективной. Ее сфера - мир чувств, переживаний; знания, мысли, ценностей, духовных установок и ориентации; морали, науки, философии. Это мир непрерывного борения и сопротивления, утверждения и отрицания, стереотипов и новаций. Их диалектика, равно как и объективная диалектика бытия, в тех или иных своих сторонах воспроизводится стихийно в обыденном челове- ческом мышлении. Так, народным сознанием фиксируется наблюдающееся единство противоположностей в поговор- ках типа "нет худа без добра", "воля заведет в неволю", "счастье с несчастьем двор обо двор живут" и др. Для фило- софии свойственно стремление теоретически выразить сущность диалектических процессов, происходящих в сфе- рах бытия и сознания. В этом случае субъективная диалек- тика выступает в виде той или иной мировоззренческой теории. Среди них принято выделять три исторические формы диалектики: диалектику древних философов, идеали- стическую диалектику и материалистическую диалектику.
В философии древних мыслителей (Фалес, Гераклит, Зенон и др.) обсуждались важнейшие идеи диалектики: о текучести всего сущего, его противоречивости, соотноше- ния единого и многого, случайного и необходимого, бытия и небытия. Если обращение древних философов к подоб- ным идеям имело в общем характер ценных, стихийных диалектических догадок, то немецкие философы XVIII- XIX вв. свои размышления о развитии приводили в соз- нательно построенную логическую систему. Наиболее стройной теорией идеалистической диалектики стало уче- ние Гегеля. Он признает ведущим ее началом принцип
80
противоречия, стремится найти и указать проходящую через все сферы действительности нить восходящего раз- вития, формулируя главные его законы. Но как объектив- ный идеалист Гегель видит основу диалектики исключи- тельно в противоречиях углубляющегося в самопознание абсолютного духа, демиурга мира. Идеалистическая диа- лектика свое предназначение сводила в конечном счете только к рациональной интерпретации "разумной" дейст- вительности для примирения с нею. И все-таки в эво- люции духовно-мировоззренческой культуры гегелевское учение - ступень преходящая. Новое качество теория диа- лектики приобретает в философии марксизма. Маркс и Энгельс, вскрыв под мистической оболочкой саморазви- тия гегелевской объективной идеи ее рациональное зерно, выработали материалистическое понимание диалектики. Она отныне предстает как "наука о всеобщей связи", "наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" (29. Т.20. С. 145).
Вместе с тем в философии наших дней воспроизво- дятся и различные модификации иного понимания диа- лектики. Каждая из них акцентирует и абсолютизирует какое-то реальное качество бытия и сознания человека в его проекции на всю окружающую действительность. Та- кова, например, экзистенциалистическая версия диалек- тики. Ее приверженцы (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр и др.) исходят в интерпретации диалектики из субъективности человека. Диалектика рассматривается ими как атрибут только человеческого бытия, трактуемого к тому же пре- имущественно в духе погружения одинокого индивида в коллизии личного сознания. Мир смысложизненных пере- живаний субъекта, особенности его духовного состояния и противоречий существования в пограничных ситуациях (страдание, чувство вины, ожидание смерти, ужас и т.п.) характеризуются, конечно, сложной динамикой чувств, мыслей и действий людей. Их диалектику нужно безус- ловно знать. Вместе с тем ограничивать ее компетенцию, что свойственно теоретикам экзистенциализма, только личностным существованием или узко интерпретируемой человеческой практикой - при отрицании универсальной объективной диалектики бытия - крайне уязвимо и фило- софски несостоятельно.
81
Одним из вариантов идеалистического понимания диалектики является ее истолкование неотомистами, со- временными последователями учения религиозного фи- лософа Фомы Аквинского. Неотомисты Ж. Маритен, Э. Жильсон и другие видят диалектику в сосуществова- нии Бога и природы с момента акта творения мира.
В отличие от сугубо религиозной версии диалектики с ее трагически неразрешимыми и неустранимыми проти- воречиями, определяемого высшими силами человече- ского бытия, приверженцы так называемой "негативной диалектики" сосредоточивают внимание на критике суще- ствующей действительности. Группа философов Франк- фуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе) возводят в ранг главного мировоззренческого принципа идею универсального отрицания. Они определяют диалек- тику как "последовательное осознание неидентичности", как безоговорочное "анти", "контра", "нет" всему позитив- ному. Отрицание - на самом деле один из важнейших элементов диалектики - превращается ими в абсолют, в акт всеобщего отречения.
В каждом конкретном случае подобные теоретиче- ские доктрины нуждаются в специальном анализе. В них могут содержаться ценные размышления над реальными проблемами диалектики бытия и познания, хотя в общем такого рода трактовки диалектики узки и односторонни.
В отличие от них материалистическая диалектика представляет собой философское понимание мира в его целостности, единстве и саморазвитии. Содержание диа- лектики как теоретической системы составляют ее эле- менты: категории, законы, принципы и концепции.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия