logo search
Философия

6.4. Что такое категории?

Категории - своего рода несущие конструкции фи- лософского знания. Посредством их раскрываются прин- ципы и законы диалектики. Что такое категории? Это особый класс понятий. Существуют понятия обыденной речи (дом, хлеб, нож, брат и т.п.). В любой науке есть свои понятия: в физике - масса, заряд, электрон, спин и др.; в радиотехнике - модуль, интегральная схема, рези- стор, конденсатор и т.д.; в биологии - ген, вид, популя- ция и др. Изучить какую-либо науку - значит овладеть ее

82

основными понятиями. Кроме специализированных на- учных понятий, применяются так называемые интегра- тивные понятия (алгоритм, знак, симметрия, информация и др.). От всех такого рода понятий категории отличаются тем, что в них выражается миросозерцание людей. Катего- рии - суть формы философского сознания, способ его су- ществования, логические структуры человеческого мышле- ния. В категориях абстрагирование, свойственное любому понятию, достигает наивысшей степени. Они отражают предельно общие связи и свойства явлений действитель- ности. Категориями фиксируется воспроизведенная в по- знавательном процессе и общественно-исторической практике объективная диалектика. В них находят выра- жение созданные человечеством формы рационального, теоретического освоения мира. Как способы мировоз- зренческой ориентации категории выступают логическим инструментом действий людей в быту, в сферах науки и культуры, экономики и политики, техники и искусства.

В структуре философского знания понятия разно- родны: многие из них касаются лишь отдельных его под- систем - аксиологии (ценность, добро, зло, свобода, красо- та, вера, культура и др.), гносеологии (истина, практика, знание, заблуждение и т.п.), праксеологии (социальное действие, общество, личность, цивилизация, формация и т.д.). Те же философские понятия, которые помогают ос- мыслить мир в его целостности и совокупности отноше- ний людей к действительности, образуют в собственном смысле слова систему категорий материалистической диа- лектики (материя, сознание, качество, необходимость, противоречие, человек и др.).

Проблема категорий в истории философии возникла давно; отношение к ним у различных мыслителей неоди- наковое. Впервые ввел в философское сознание термин "категория" (по-гречески - высказывание) Аристотель. Но четкой позиции в вопросе о категориях у него не было. С одной стороны, он трактовал их как структуры мышле- ния, с другой - как формы самого бытия. Вместе с тем не- сомненной заслугой античного мыслителя было выделение таких категорий, как сущность, количество, качество, от- ношение, место, время, положение, обладание, действие, претерпевание (изменение).

83

Спустя многие столетия новую попытку классифи- кации философских понятий предпринял И. Кант. Он полагал, что категории суть чистые мыслительные формы, которые рассудок содержит в себе априори, (то есть свой- ственные сознанию и безотносительно к какому-либо опыту). Кант составляет таблицу категорий, состоящую из двенадцати понятий, объединенных в четыре группы: 1) количество (единство, множественность, целокуп- ность); 2) качество (реальность, отрицание, ограниче- ние); 3) отношения (присущность и самостоятельное су- ществование, причинность и зависимость, общение); 4) модальность (возможность - невозможность, существо- вание - несуществование, необходимость и случайность). Кант подметил очень важное отличие категорий: каждая третья из них возникает всегда соединением второй и первой категории того же класса.

Принцип синтеза противоположных понятий в новой категории последовательно проводит в своей философии Гегель. У него насчитывается в движении логической идеи свыше ста категорий. Все они субординированы, представ- лены во взаимосвязи и переходах друг в друга. Никогда еще ранее в философских учениях категории не выступа- ли столь изменчивыми. В диалектике понятий в целом ряде случаев Гегелем угадывалась диалектика бытия, диа- лектика вещей. Но он был объективным идеалистом. По- нятия, по Гегелю, обладают самодвижением в поступатель- ном возвышении мирового разума к абсолютной истине. Диалектика развития в целом принимала крайне мисти- фицированный вид.

Вовсе не случайно поэтому некоторые мыслители занимают весьма скептическую позицию в вопросе о ка- тегориях. Так, известный английский философ и матема- тик Б. Рассел писал: "Я лично не верю, что термин "категория" может в какой-либо мере быть полезным в философии как представляющий ясную идею" (44. С.220). Рассел придерживался позитивистских воззрений. Для него вообще мало значат философские абстракции. Пози- тивисты мыслят как субъективные идеалисты. Для них критерий подлинной научности - чувственно данные фак- ты. А так как категории фиксируют общее в явлениях, не поддающиеся непосредственно верификации, чувствен-

84

ной проверке, то становится вполне объяснимым пренеб- режительное отношение Рассела к проблеме категорий.

Между тем позиция позитивизма в этом вопросе ошибочна. Как предельно абстрактные и общие понятия категории выполняют существенные логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании. В фило- софских категориях синтезируются результаты познава- тельной деятельности людей, опыт их трудовой и соци- альной практики. Выражаясь словами В.И. Ленина, "моменты познания ("идеи") человеком природы - вот что такое категории логики" (25. Т.29. С. 180).