logo search
Философия

4.1. Понятие движения. Единство материи и движения

Одним из достижений более чем 2500-летнего раз- вития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчиво- сти бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что "незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы". Идея вечного абсо- лютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).

В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишен- ная внутренней активности субстанция, а движение - как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прила- гающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, при- знавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. раз-

49

вивалась другая концепция, сводящая материю к движе- нию. Она нашла свое выражение в таком течении, как энергетизм, который игнорировал атомно-молекулярное учение при анализе физико-химических явлений. Объяс- нять электричество атомами, - то же самое, что объяснять движение паровоза тем, что внутри его запрятана лошадь. Энергетический способ рассмотрения, который является необходимым компонентом естественнонаучного иссле- дования, энергетизм возвел в философский принцип, согласно которому все явления материи и сознания под- водятся под понятие энергии, а сама энергия лишается материального носителя.

Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существова- ния.

Слово "движение" знакомо каждому человеку. Ча- ще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое из- менение положения тел в физике называют механиче- ским движением. Но в мире существует множество дру- гих изменений. Они могут быть внутренними и внеш- ними, структурными и функциональными, существен- ными и несущественными, качественными или количе- ственными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия раз- личных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излуче- ние, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы - все это дви- жение.

Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи - это изменение вообще.

Представление о движении как способе существо- вания материи наглядно раскрывается при рассмотре- нии материальных объектов как систем. Именно благо- даря тому, что между элементами системы существует определенный тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются аг- 50

регатные состояния кристаллического вещества? Они отличаются характером движения молекул. В твердых те- лах молекулы совершают колебательные движения в уз- лах кристаллической решетки. Если сообщенная телу тепловая энергия приводит молекулы во вращательное движение, твердое тело превращается в жидкость. Га- зообразное состояние обусловливается хаотическим движением молекул, а особенности биосистем в первом приближении - тем или иным типом обмена веществ. Социальные системы определяются функциональными связями между субъектами общественной жизни. Ха- рактерным для любой материальной системы является сохранение специфического типа внутреннего обмена движущейся материей, благодаря которому объект именно такой, какой он есть: атом, молекула, макроте- ло, организм, биосфера, человек, общество.

Мало сказать, что материя и движение связаны, - движение неотделимо от материи. Ни материя без дви- жения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались представить какой бы то ни было предмет без движения и взаимодействия, то должны были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару- живал бы свое существование, не имел бы структуры, свойств, он просто не мог бы существовать реально. Ма- терия - это не косный метафизический остаток, скры- тый за движением. Она вся в движении. Глубокая внут- ренняя способность к изменениям таится в ней самой. Движение не просто присутствует в материи, оно внут- ренне присуще ей.

Движение как способ существования материи про- тиворечиво. Оно - единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы - закон сохранения и превращения энергии - объединяет и вы- ражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчи- вости прежде всего можно рассмотреть на примере от- ношения "движение-покой". Казалось бы, о чем здесь рассуждать? Покой противостоит движению. Однако стороны этого отношения не равноправны. Движение носит абсолютный характер; как способ существования материи имеет место всегда и везде. А покой? Может быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой вообще, а фиксируется лишь его временный относи-

51

тельный характер. Материальные объекты, изменяясь в одних отношениях, как правило, остаются неизменными в других отношениях. При перемещении тела в про- странстве структура его не изменяется, но вместе с тем в нем совершаются внутренние движения (молекулярные, атомные, ядерные; элементарных частиц). Относитель- ный покой - это момент движения, необходимое усло- вие дифференциации материи. Конечно, все предметы в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна только сама материя, но любая вещь или процесс в то или иное время сохраняют присущие им внутренние движения, которые определяют их качественные осо- бенности.

Сохранение так же внутренне противоречиво, как и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Со- хранение - непрерывное превращение в рамках одного общего состояния. Не будь этого непрерывного пре- вращения, сохранение было бы невозможно. Тело, ко- торое не обладало бы внутренней, относительно ус- тойчивой совокупностью превращений, не могло бы существовать ни одного мгновения. Только такое пре- вращение обеспечивает его относительное постоянст- во и сохранение. В свою очередь, превращение тоже не сплошной поток. Оно включает в себя противопо- ложность - относительное постоянство, сохранение, равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно никакое новое состояние, значит, невозможно никакое превращение. В противном случае оно было бы сотворе- нием из ничего.

Существует ряд форм устойчивости и изменчивости. Например, сохранение самого состояния движения, со- хранение самого процесса движения (сохранение процес- са излучения света, процесса жизни, процесса производ- ства) и изменчивость как содержание данного процесса движения (содержанием процесса излучения света высту- пает изменение энергетических уровней электронов в из- лучающих атомах и испускание ими соответственно фо- тонов).

Движение как изменение вообще следует отличать от понятия "развитие", о чем далее будет говориться осо- бо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории развития выявляются более глубинные черты движения

52

как способа существования материи. Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее са- мообновление и самоорганизация, порождение качест- венно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низ- шего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражается направле- ние изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.

Необратимость всякого изменения можно видеть на любом примере. Так, пара "электрон-позитрон" мо- жет быть превращена в гамма-фотоны, а затем опять в "исходные" частицы. Если же принять, что полученные вновь частицы по своим свойствам совершенно тожде- ственны с исходными (на самом деле это невозможно), то все же первые были начальными, а вторые - конеч- ными, т.е. уже другими. Маятник до и после колеба- ния - разные маятники. Различие нелегко уловить, но оно есть. При колебании маятник нагревается, дефор- мируется и т.д. Вообще никакой круговорот в природе в строгом смысле не является полным, абсолютным кругом, это скорее спираль, в котором ни одна точка не совпадает с другой. Необратимость изменения отчетливо выражается в технике: прямо - в физическом и косвен- но - в моральном износе технических средств. Физиче- ский износ заставляет искать более стойкие материалы и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Мо- ральный износ толкает инженерную мысль на поиски более удобных, более производительных и более эконо- мичных орудий производства, новых технологических решений. И тот и другой способствуют техническому прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий че- ловека. Итак, как всеобщий атрибут и способ сущест- вования материи движение характеризуется чертами объективности, абсолютности, противоречивости, необ- ратимости.