4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
Одним из достижений более чем 2500-летнего раз- вития философии является положение о неразрывной связи материи и движения. Представление об изменчиво- сти бытия сформировалось еще в глубокой древности. Аристотель считал, что "незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы". Идея вечного абсо- лютного движения как неотъемлемого свойства материи, как ее способа существования высказывалась философами XVIII в. (Дж. Толанд, П. Гольбах).
В то же время в большинстве материалистических учений материя рассматривалась как пассивная, лишен- ная внутренней активности субстанция, а движение - как нечто внешнее по отношению к ней, как сила, прила- гающаяся к телу извне. Кроме того, по сути дела, при- знавалось только механическое движение. Даже закон инерции толковался как закон, отрицающий активность материи. Наряду с этим со второй половины XIX в. раз-
49
Диалектический материализм (в противоположность механицизму и энергетизму) рассматривает движение в его бесконечном качественном многообразии как атрибут материи, ее необходимый внутренний способ существова- ния.
Слово "движение" знакомо каждому человеку. Ча- ще всего в повседневном общении под ним понимают перемещение одних тел относительно других. Такое из- менение положения тел в физике называют механиче- ским движением. Но в мире существует множество дру- гих изменений. Они могут быть внутренними и внеш- ними, структурными и функциональными, существен- ными и несущественными, качественными или количе- ственными, относиться к телам различных уровней и т.д. Движение проявляется в процессе взаимодействия раз- личных материальных образований. Перемещение тел, их охлаждение и нагревание, электромагнитное излуче- ние, обмен веществ в организме и между организмом и средой, различные социальные процессы - все это дви- жение.
Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи - это изменение вообще.
Представление о движении как способе существо- вания материи наглядно раскрывается при рассмотре- нии материальных объектов как систем. Именно благо- даря тому, что между элементами системы существует определенный тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые. Чем, скажем, отличаются аг- 50
регатные состояния кристаллического вещества? Они отличаются характером движения молекул. В твердых те- лах молекулы совершают колебательные движения в уз- лах кристаллической решетки. Если сообщенная телу тепловая энергия приводит молекулы во вращательное движение, твердое тело превращается в жидкость. Га- зообразное состояние обусловливается хаотическим движением молекул, а особенности биосистем в первом приближении - тем или иным типом обмена веществ. Социальные системы определяются функциональными связями между субъектами общественной жизни. Ха- рактерным для любой материальной системы является сохранение специфического типа внутреннего обмена движущейся материей, благодаря которому объект именно такой, какой он есть: атом, молекула, макроте- ло, организм, биосфера, человек, общество.
Мало сказать, что материя и движение связаны, - движение неотделимо от материи. Ни материя без дви- жения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались представить какой бы то ни было предмет без движения и взаимодействия, то должны были бы признать, что он никак и ни в чем не обнару- живал бы свое существование, не имел бы структуры, свойств, он просто не мог бы существовать реально. Ма- терия - это не косный метафизический остаток, скры- тый за движением. Она вся в движении. Глубокая внут- ренняя способность к изменениям таится в ней самой. Движение не просто присутствует в материи, оно внут- ренне присуще ей.
Движение как способ существования материи про- тиворечиво. Оно - единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы - закон сохранения и превращения энергии - объединяет и вы- ражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчи- вости прежде всего можно рассмотреть на примере от- ношения "движение-покой". Казалось бы, о чем здесь рассуждать? Покой противостоит движению. Однако стороны этого отношения не равноправны. Движение носит абсолютный характер; как способ существования материи имеет место всегда и везде. А покой? Может быть, его вообще нет? Между тем отрицается не покой вообще, а фиксируется лишь его временный относи-
51
тельный характер. Материальные объекты, изменяясь в одних отношениях, как правило, остаются неизменными в других отношениях. При перемещении тела в про- странстве структура его не изменяется, но вместе с тем в нем совершаются внутренние движения (молекулярные, атомные, ядерные; элементарных частиц). Относитель- ный покой - это момент движения, необходимое усло- вие дифференциации материи. Конечно, все предметы в мире, независимо от их природы, преходящи. Вечна только сама материя, но любая вещь или процесс в то или иное время сохраняют присущие им внутренние движения, которые определяют их качественные осо- бенности.
Сохранение так же внутренне противоречиво, как и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Со- хранение - непрерывное превращение в рамках одного общего состояния. Не будь этого непрерывного пре- вращения, сохранение было бы невозможно. Тело, ко- торое не обладало бы внутренней, относительно ус- тойчивой совокупностью превращений, не могло бы существовать ни одного мгновения. Только такое пре- вращение обеспечивает его относительное постоянст- во и сохранение. В свою очередь, превращение тоже не сплошной поток. Оно включает в себя противопо- ложность - относительное постоянство, сохранение, равновесие. Без постоянства и сохранения невозможно никакое новое состояние, значит, невозможно никакое превращение. В противном случае оно было бы сотворе- нием из ничего.
Существует ряд форм устойчивости и изменчивости. Например, сохранение самого состояния движения, со- хранение самого процесса движения (сохранение процес- са излучения света, процесса жизни, процесса производ- ства) и изменчивость как содержание данного процесса движения (содержанием процесса излучения света высту- пает изменение энергетических уровней электронов в из- лучающих атомах и испускание ими соответственно фо- тонов).
Движение как изменение вообще следует отличать от понятия "развитие", о чем далее будет говориться осо- бо. Здесь же отметим лишь, что посредством категории развития выявляются более глубинные черты движения
52
как способа существования материи. Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее са- мообновление и самоорганизация, порождение качест- венно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низ- шего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражается направле- ние изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.
Необратимость всякого изменения можно видеть на любом примере. Так, пара "электрон-позитрон" мо- жет быть превращена в гамма-фотоны, а затем опять в "исходные" частицы. Если же принять, что полученные вновь частицы по своим свойствам совершенно тожде- ственны с исходными (на самом деле это невозможно), то все же первые были начальными, а вторые - конеч- ными, т.е. уже другими. Маятник до и после колеба- ния - разные маятники. Различие нелегко уловить, но оно есть. При колебании маятник нагревается, дефор- мируется и т.д. Вообще никакой круговорот в природе в строгом смысле не является полным, абсолютным кругом, это скорее спираль, в котором ни одна точка не совпадает с другой. Необратимость изменения отчетливо выражается в технике: прямо - в физическом и косвен- но - в моральном износе технических средств. Физиче- ский износ заставляет искать более стойкие материалы и наиболее благоприятные режимы эксплуатации. Мо- ральный износ толкает инженерную мысль на поиски более удобных, более производительных и более эконо- мичных орудий производства, новых технологических решений. И тот и другой способствуют техническому прогрессу, хотя и требуют дополнительных усилий че- ловека. Итак, как всеобщий атрибут и способ сущест- вования материи движение характеризуется чертами объективности, абсолютности, противоречивости, необ- ратимости.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия