5.4. Материальное единство мира
Исторически проблема единства мира связыва- лась с развитием философии и естественнонаучного знания. Уже древние говорили о единстве мира. Фалес, например, видел его в воде как материальном первона- чале всего сущего, Гераклит - в огне, Анаксимен - в воздухе, Демокрит - в том, что все состоит из атомов. Материалисты стремились единство мира найти в чем-то конкретном, вещественном. Религиозно-идеа- листическое истолкование мира сводит проблему его единства к признанию духовного первоначала (Бога, абсолютной идеи) как демиурга (творца) всякого на- личного бытия.
Если до XVIII в. наука шла по пути расчленения природы, отделения одних предметов от других, исследо- вала отдельные стороны процессов и событий, то к сере- дине XVIII в. накопилось достаточно данных для того, чтобы на основе частных связей сделать вывод о всеоб- щей связи явлений и процессов. Открытия, сделанные в XIX в., позволили сформулировать положение о матери- альном единстве мира.
Признание однородности структуры приводило к вещественно-субстратной модели, универсальность ко- личественных законов - к функциональной. Но и та и другая модель не могли быть удовлетворительными, поскольку, в конечном счете, приводили к представле- нию о "дурной" бесконечности. Ценным в развитии всех предшествующих моделей мира было накопление конкретных естественнонаучных представлений, демон- стрирующих предметное существование этого единства. С естественнонаучной точки зрения о материальном
68
единстве мира свидетельствуют установление одинаково- сти физико-химического состава в строении тел, созда- ние Коперником гелиоцентрической системы, открытие закона сохранения и превращения энергии и др.
Вместе с тем все эти, как и многие иные, открытия и закономерности только подводят к представлению о материальном единстве мира, но не раскрывают сути. В лучшем случае они могут свидетельствовать о единстве в тех или иных локальных областях мира. Эти проявления единства мира исследуются естествознанием и другими конкретными науками. Философские представления о единстве мира должны фиксировать его общие непрехо- дящие стороны. Тогда материальное единство мира мы обнаружим в абсолютности и вечности материи, ее несо- творимости и неуничтожимости, в единстве материи и ее важнейших свойств на всех структурных уровнях, в подчинении всех явлений и процессов универсальным диалектическим закономерностям, во взаимной связи и обусловленности всех структурных уровней и систем, в многообразии взаимных превращений, в историческом развитии материи, возникновении живой и социально организованной ее форм на основании менее сложных видов.
Идея материального единства мира является одним из исходных принципов диалектико-материалистической концепции бытия. Знание форм единства мира обеспечи- вает переход познания от неизвестного к известному, по- зволяет через свойства конечного постичь некоторые ас- пекты бесконечного и абсолютного. И возникает вопрос: как согласуется этот принцип с идеей множественности миров или вселенных, отличных от той, в которой мы живем? Выдвигаемые современной физикой и космологи- ей гипотезы о множественности миров связаны с такой интерпретацией квантовой механики, согласно которой в результате любого квантового перехода, происходящего на Земле, звездах, галактике, космическом пространстве, со- вершается деление Вселенной на множество самостоя- тельных миров.
В таком общем виде эта идея не является не- ожиданной для философии. Так, еще Г. Лейбниц в своей теологической теории мироздания сформулиро- вал понятие "возможные миры". Он полагал, что из
69
всего многообразия возможных миров, которые суще- ствуют в разуме Бога, выбор может сделать сам Бог, основываясь на принципе максимального совершенства и оптимальности, максимального богатства явлений, допускаемых физическими законами. В XX в. понятие возможных миров входит в теорию с именем немецко- американского философа Р. Карнапа, понимавшего под логически возможными мирами такие, которые можно описать непротиворечиво. Это могут быть различные необычные фантастические миры. Современная же космо- логия объективирует идею множества миров, предполагая, что наряду с нашим миром существует множество других, отличных от него по своим физическим харак- теристикам. Интересными в этом отношении являют- ся представления (М.А. Марков, К.П. Станюкович) о квазизамкнутых космологических объектов, так назы- ваемых фридмонах или планконах. Исследователей на- ряду с вопросом о наличии многих миров интересует "механизм" их реализации, т.е. проблема выбора законов природы (Дж. Уилер, У. Хокинг и др.). Что касается адекватности различных теорий множественности миров внешнему миру, то этот вопрос может быть решен толь- ко в рамках конкретных физических теорий. Философ- ский же подход к их рассмотрению позволяет утвер- ждать, что концепция многообразия миров соответствует идее неисчерпаемости материи и вполне согласуется с принципом материального единства мира.
Среди множества форм проявления материального единства мира наиболее существенно его субстанцио- нальное единство. Действительно, все многообразие свойств, вещей, отношений имеет общую основу - мате- рию. Для более глубокого раскрытия сущности материаль- ного единства мира, равно как и для осмысления проблемы в целом, большое значение имеют идея единственности фундаментальной структуры Вселенной и непосредствен- но с ней связанный антропный принцип. В современной космологии его расценивают как "скрытый принцип, орга- низующий Вселенную определенным образом". Появление во Вселенной человека и человеческого разума оказывают- ся обеспеченными уже на уровне фундаментальных зако- нов природы.
70
Согласно этому принципу, величины астрофизи- ческих параметров (космологические начальные усло- вия) расширяющейся Вселенной таковы, что на опреде- ленных ступенях своего развития природа необходимо порождает жизнь и человека. Даже незначительные из- менения массы электрона, константы сильного взаимо- действия или гравитационной постоянной привели бы к невозможности возникновения жизни земного типа. Мировоззренческое значение антропного принципа заключается в том, что в нем отражается далеко ухо- дящая корнями в прошлое всепроникающая идея взаимосвязи и взаимообусловленности микро- и мак- рокосмоса, неразрывной связи Человека и Вселенной. Идея материального единства мира находит все новые и новые естественнонаучные подтверждения и философ- ское обоснование.
Истинно революционное значение для понима- ния единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Под самоорганизацией по- нимается процесс спонтанного и автономного струк- турообразования в сильно неравновесных открытых системах. До недавнего времени считалось, что само- организация присуща лишь живой природе. Что же касается явлений неживой природы, то классическая физика предписывала им подчинение обратимым во времени фундаментальным законам, согласно которым практически невозможно различить состояние объекта в настоящем, прошлом и будущем. "Фактор времени" здесь просто элиминировался и об эволюции таких объ- ектов не могло быть и речи. Это считалась само собой разумеющимся и, казалось, не омрачало идею единства мира. Синергетика же рассматривает необратимость как фундаментальный принцип. Теперь обнаружено, что неравновесные состояния несут в себе "стрелу времени" и тем самым вносят порядок, порождая бо- лее высокие уровни организации. Введение второго начала термодинамики в качестве фундаментального динамического принципа позволяет выявить в физи- ческих процессах переход от "существующего к возни- кающему" (И. Пригожий). Открывается также возмож- ность описания новой целостной общенаучной картины мира, эвристическую ценность которой трудно пере-
71
оценить. Синергетика выявляет общее как для явле- ний разного масштаба (микромир и макромир), так и для явлений разной природы (физических, химических, биологических, социальных); позволяет связать в функ- ционально-целостный процесс все три сферы - нежи- вую, живую и социально-организованную.
Мир есть закономерное движение материи. Таков общий вывод из изложенного в философском понима- нии действительности. Установление единства в беско- нечном многообразии бытия позволяет теперь перейти к более конкретному рассмотрению закономерностей са- моорганизации, самодвижения и развития. Совокупность возникающих здесь проблем образует предмет теории диалектики.
72
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия