15.4. Способ существования общества
В центре размышлений о социальном бытии так или иначе всегда встает вопрос вопросов: что является способом существования и развития общества?
Для того чтобы изложить наиболее известные воз- зрения по этому вопросу, потребовалось бы снова про- делать обзор истории социально-философской мысли. Выберем другой путь и вкратце сопоставим противопо- ложные суждения и концепции, а затем изложим суть по- нимания проблемы.
258
Длительную историю имеют мнения об обществе как продукте творения сверхъестественной (божественной) си- лы либо уподобление его животным и растительным ор- ганизмам.
И. Кант высказал мысль о том, что историю обще- ства можно рассматривать как "выполнение тайного пла- на природы", а средством, которым природа пользуется для этого, является антагонизм людей. Из системной тео- рии Гегеля следовало, что саморазвитие "мирового духа" и есть способ существования и развития общества. Для А. Шопенгауэра мир - это проявление бессознательной воли. Социальная философия XX в. породила еще боль- шее разнообразие во мнениях и концепциях о субъектив- ном как способе существования и развития общества.
С позиций вульгарно-социологического материа- лизма субстанцией, основой социального бытия являются материализованные факторы социальности в виде соору- жений, средств труда, коммуникаций и т.д.
Для современных социально-философских воззрений более характерны те, которые рассматривают общество в аспекте человеческой деятельности или общественных от- ношений, или как исторически развивающуюся систем- ную целостность человеческой деятельности и общест- венных отношений. Внутренняя логика развития этих концепций приводит к выводу, что человеческая деятель- ность есть способ существования и развития общества. Причем только в человеческой деятельности реализуется единство объективного и субъективного.
Деятельность в самом общем виде рассматривается как человеческая форма активности, проявляющаяся в целесообразном изменении и преобразовании окружаю- щего мира. Заметим, что для обозначения преобразую- щей, предметной деятельности в историческом материа- лизме чаще всего употребляется понятие "практика".
В системе человеческой деятельности выделяется, по определению К. Маркса, труд как положительная творческая деятельность. Труд, составляя ядро челове- ческой деятельности, обусловливает соответствующую дифференциацию ее видов. Будем в дальнейшем рас- сматривать следующие основные формы человеческой деятельности: материальную деятельность, которая ох- ватывает производство, обмен, распределение и потреб-
259
ление материальных средств жизни, а также взаимодейст- вие с природой и активность по поводу собственного воспроизводства; социальную и политическую дея- тельность; духовную деятельность. Каждая из них пред- ставляет собой взаимосвязь субъективного и объективного в их единстве, так как это форма человеческой деятельно- сти. Они различаются, прежде всего, по объекту (что про- изведено, каковы "плоды" деятельности).
По мнению немецкого социолога М. Вебера, все виды человеческой деятельности подразделяются на че- тыре типа: первый - целесообразный, характеризуется ис- пользованием разнообразных средств для достижения це- ли; второй - рациональный в использовании средств, но нерациональный с точки зрения цели; третий - предприня- тый в состоянии возбуждения; четвертый - традиционный, основанный на обычаях и привычных образцах. Данная схема непосредственно связана с учением М. Вебера об "идеальном типе" как эвристической теоретической кон- струкции и призвана была служить основой, своего рода алгоритмом для обобщений и описания общества в це- лом. Заметим, что некоторые из высказанных М. Вебером суждений представляют интерес и поныне. Например, об обеспечении стабильности экономической системы, если ее участники будут придерживаться рационального сопос- тавления полезности и издержек. Одним из первых он проанализировал нарастающую бюрократизацию поли- тической и общественной жизни, попытался высказать прогнозы о зловещей функции бюрократизма в обществе, вступающем на путь социализма. Учение М. Вебера об "идеальных типах" оказало значительное влияние на фи- лософско-социологическую мысль XX в.
Однако более чем спорными оказались те из обоб- щений М. Вебера, которые базировались на его посылке о самостоятельном функционировании идей как основе для коренных социально-экономических преобразований об- щества. Так, в его книге "Протестантская этика и дух ка- питализма" утверждается, что возникновение капитализма определялось в основном действием психологического фактора, а именно протестантской (кальвинистской) ре- лигией, которая якобы преуспела по воспитанию у при- хожан благоразумия, трудолюбия, бухгалтерского счета, деловой честности и т.д. Такая трактовка генезиса капи-
260
тализма вызвала критику, причем не только со стороны приверженцев материалистического понимания истории.
Что касается исторического материализма как соци- альной философии, то он признает в качестве исходной в жизни общества материальную производственную дея- тельность. "...Мы должны, - писал К. Маркс, - прежде всего констатировать первую предпосылку всякого чело- веческого существования, а следовательно, и всякой исто- рии, а именно ту предпосылку, что люди должны иметь возможность жить, чтобы быть в состоянии "делать исто- рию". Но для жизни нужны прежде всего пища и питье, жилище, одежда и еще кое-что. Итак, первый историче- ский акт - это производство средств, необходимых для удовлетворения этих потребностей, производство самой материальной жизни". (29. Т.З. С.26).
Да, человеческие материальные потребности* не мо- гут быть удовлетворены в масштабах общества даже самы- ми благородными идеями и духовными порывами, если они оторваны от материальной и других форм деятельно- сти. При этом нельзя упускать из вида, что положение о примате материально-производственной деятельности применимо к существованию и развитию человеческого общества в целом и отнюдь не отрицает значимость дру- гих форм деятельности. История свидетельствует о нали- чии конкретных ситуаций, когда решающее значение приобретают те или иные виды духовной, классово- политической деятельности, этнические (национальные) и конфессиональные движения.
Беспристрастный анализ глобальных проблем совре- менного мира приносит новое признание (правда, скорее косвенное и нередко неосознанное) учению о взаимосвязи всех основных форм человеческой деятельности при сис- темообразующей значимости материальной деятельности. Ведь все они, назовем, к примеру, экологическую про- блему, представляют собой следствие стихийной и некон- тролируемой материальной деятельности людей. Если же имеются другие причины в виде землетрясений, навод-
В социальной философии под потребностями субъекта (индивиды, их группы и общности, человечество) понимают активное состояние его устремленности к необходимым объектам и к взаимодействию с ними определенным способом.
261
нений, засухи и т.д., то восстановление экологического равновесия разрешается в конечном счете опять-таки по- средством определенных видов материально-производст- венной деятельности.
От успешного разрешения глобальных проблем за- висит дальнейший социальный прогресс и само сущест- вование человечества. Если не опоздать, то эта задача из задач может оказаться посильной только для скоордини- рованной в масштабах всей планеты материальной дея- тельности людей, такой деятельности, которая оплодотво- рена гуманистическими целями, которая объективирует и включает в свои потоки самые оптимальные научные идеи и инженерные проекты. Но это уже скорее матери- альная, научно-техническая деятельность.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия