logo search
Философия

15.7. Общественные отношения и деятельность

В целостной системе общества преобразующая че- ловеческая деятельность проявляется в виде субъект- субъектных и субъект-объектных связей.

Общественные отношения представляют собой мно- гообразные связи, возникающие между социальными общностями (этносами, классами, группами, коллектива- ми), а также внутри них в процессе материальной, соци- альной, политической, духовной деятельности.

Если человеческая деятельность есть способ бытия общества, то ее результаты как социальное структуриру- ются, закрепляются в форме общественных отношений, становятся исторической действительностью, которая вы- ступает основой, условием для последующего проявления человеческой активности. При этом в социуме деятель- ность выражает динамику, а общественные отношения - нечто относительно более устойчивое, статичное.

Небезынтересно в связи с рассмотрением диалекти- ки человеческой деятельности и общественных отноше- ний обратиться к знаменитому афоризму "В начале было дело". В гетевском "Фаусте" Дело в плане изначальное™, первичности противопоставляется и Слову, и Мысли, и Энергии. Но Дело (в смысле человеческой, предметной деятельности) не соотносится в таком плане с обществен- ными отношениями на адекватном уровне социального бытия. Только при изучении отдельных отношений, имевших место не в одно и то же историческое время и

267

относящихся к различным структурам общества, право- мерно попытаться выяснить относительную изначальность, первичность одного из них.

Поскольку общественные отношения представляют собой связи между структурными элементами общества в целом, они имеют надличностный, надындивидуальный характер. Но тогда возникает вопрос: а не исчезает ли человек в процессе социально-философского изучения общественных отношений? Представляется, что для по- добной озабоченности нет достаточных оснований. Ведь личностные (индивидуальные) отношения становятся об- щественными, поскольку индивиды вступают в них более или менее типичными представителями тех или иных со- циальных общностей, групп. Таким образом, обществен- ные отношения включают индивида в социальность. Далее непосредственной конкретизацией, индивидуализирован- ной формой общественных отношений является общение людей.

При предельно общей дифференциации обществен- ных отношений выделяются материальные отношения, которые складываются, не проходя предварительно через общественное сознание и отношения духовной жизни, которые в теории исторического материализма именуются идеологическими, хотя понятие "идеология" имеет более узкий, специфический смысл.

Если соотносительные понятия "материальные от- ношения" и "идеологические отношения" отражают пер- вичное - вторичное в системе общественных отношений, то для выяснения взаимодействия материальных отноше- ний с другими видами общественных отношений, форма- ми общественного сознания, а также соответствующими учреждениями и организациями используются категории "базис" и "надстройка".

Понятия базиса и надстройки принадлежат к класси- ческим категориям исторического материализма. Может быть, они, как и немало иного в марксизме, неистинны или устарели и теперь уже непригодны для анализа со- временного социума с очевидной определяющей значи- мостью в нем феноменов политики и идеологии? Многие теоретики так и думают. Но правы ли они? Давайте раз- беремся в существе дела.

268