logo search
Философия

1.7. "Живая душа культуры"

Философия как особое явление и состояние обще- ственного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами - наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоз- зренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной дея- тельности людей. С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой "живую душу культуры". Здесь возни- кает непростая проблема качества философского созна- ния. Высказывается мнение, что оно не содержит в себе объективной научной истины. Б. Рассел, например, трак- тует философию как нечто "промежуточное между тео- логией и наукой". А русский философ С.Л. Франк утвер- ждает, что по своим коренным основаниям "она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи... с религиозной мисти- кой" (56).

И Рассел, и Франк верно подметили, что в филосо- фии есть нечто родственное с религией - претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, B.C. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жиз-

19

ни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все- таки нужно видеть то, что различает философию и рели- гию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию - с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения - с другой. Совершенно прав был белорусский просветитель Я. Белабоцкий, заметив, что "богослове об вещах, верою преданных и церковью принятых, не усум- неваются. Философове же глубшаго разума и основания во всяких вещах ищут, и вины разсуждают: тем же и к богу вопрос творят, аще Бог есть" (37. С.113).

Но в таком случае, может быть, правы те, кто рас- суждает, как Н. Бердяев: "Философия... есть искусство, а не наука"? (3. С.284). Русский мыслитель выступал про- тивником "научности" философии, поскольку, по его мнению, "научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке". Филосо- фия - одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию, больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся про- изведения искусства всегда несут глубокие философско- нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как ориги- нальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее функция искусства - удовлетворение эстетической по- требности людей, отражение действительности в художе- ственных образах, а предназначение философии - созда- ние целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих дейст- вий в системе логических категорий.

Часто философии отказывают в претензии на науч- ность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто "философствование". Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что "философствовать - значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены". Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что "философия - ни наука, ни ми- ровоззренческая проповедь", а "есть философствование...". "Философия - последнее выговаривание и последний

20

спор человека, захватывающие его целиком и постоянно" (61). Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыден- ного сознания у людей возникает потребность в размыш- лениях над вопросами мировоззренческого характера. Та- кое "философствование", однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися пред- рассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегча- ется использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.

Как специализированное теоретическое обоснова- ние мировоззрения, философия обладает рядом несо- мненных признаков научного знания: системна тью, фиксированием в логических категориях и законах, дока- зательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее "лучшей из наук". Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущест- ва философии в том, что она позволяет будто бы чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковыва- ли истину философии как абсолютную, а утверждения науки - как относительные знания. Критерий их истин- ности искали в самой философии.

Но сравнительно чаще приходится встречаться с ан- типодом натурфилософии - позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуж- дается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как проис- ходит, но не почему происходит. Современные позитиви- сты истолковывают мировоззренческие вопросы как псев- допроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.

Позитивизм, конечно, прав в критике претензий натурфилософии на обладание абсолютной истиной и на роль высшего судьи науки. Но равно неразумно вытес- нять философию вообще за рамки научного знания. Ведь в процессе развития философии накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общест- венно-исторической практикой человечества и обладаю-

21

щие, следовательно, объективной истинностью. Таковы, например, выводы о бесконечном многообразии и един- стве материального мира, взаимопревращении противо- положностей, закономерном движении материи, противо- речивости развития и др.

Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мысли- телями-идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев и другие разрабаты- вали концепцию космизма. Ее огромное значение стало ясным только теперь, когда обострились проблемы отно- шения человека с природой и все более очевидны косми- ческие масштабы человеческой деятельности.

В философии может содержаться приведенное в теоретическую систему объективно истинное знание. И все-таки философия представляет собой специфический элемент культуры, такое духовное явление, которое не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований. Наука исследует мир во всем его конкрет- ном многообразии, при все увеличивающейся диффе- ренциации и интеграции ее составляющих дисциплин. А философия выявляет человеческое видение действи- тельности как системного единого целого. Для науки важно максимально устранить субъективность в анали- зе своего предмета, - философия же стремится выразить в понятиях многоаспектные (в том числе и познаватель- ные) отношения человека к миру. Тем самым она обяза- тельно дает ценностную их интерпретацию. Мера соот- ношения объективно-истинного знания и привнесенной субъективности (заблуждений, фантазии, социальной заинтересованности, интуиции, логики, абстракции, вы- мысла и пр.) в конкретных философских учениях раз- лична. Нужно уметь выявлять в разных философских концепциях возможную рациональную постановку и решения смысложизненных, мировоззренческих про- блем.

В наши дни, как и в прошлом, наблюдается много- образие философских учений, школ, течений, направле- ний. Западные мыслители разрабатывают существенные 22

аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его цен- ностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогаща- ют наше знание. Несомненной заслугой экзистенциали- стов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В по- следующем изложении еще будут краткие экскурсы в ана- лиз современными учениями отдельных проблем филосо- фии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоз- зрения, не означает их слияния в какую-то единую "синкретическую" философию. Взаимоотрицание мате- риализма и идеализма - вопреки возобновляющимся пе- риодически заявлениям об "устарелости" их противопос- тавления - сохраняется и .в конце двадцатого столетия. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адек- ватному восприятию действительности лежит, как счита- ют авторы, в конечном счете в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения. Диалектический материа- лизм - это опирающаяся на научные знания и обществен- но-историческую практику система философских идей о мире как закономерном саморазвитии материи, познании мира, ценностном его осмыслении и изменении в соци- альных действиях человека.

Подобное учение, равно как и другие формы теоре- тического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую док- трину лишает ее качества быть "живой душой" культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших

23

результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объек- тивную истинность и оптимально выполнять свое предна- значение.