1.7. "Живая душа культуры"
Философия как особое явление и состояние обще- ственного сознания находится в сложном взаимодействии с другими его формами - наукой, искусством, моралью, религией и др. Вырабатывая целостную систему мировоз- зренческих знаний и ценностных установок, она образует наиболее общие теоретические основания духовной дея- тельности людей. С другой стороны, эстетические идеалы, нормы нравственности, научные истины, политические идеи переплавляются философским синтезом в общие логические принципы понимания отношения человека к действительности. Философия, по словам К. Маркса, представляет собой "живую душу культуры". Здесь возни- кает непростая проблема качества философского созна- ния. Высказывается мнение, что оно не содержит в себе объективной научной истины. Б. Рассел, например, трак- тует философию как нечто "промежуточное между тео- логией и наукой". А русский философ С.Л. Франк утвер- ждает, что по своим коренным основаниям "она есть сверхнаучное интуитивное учение о мировоззрении, которое стоит в тесной родственной связи... с религиозной мисти- кой" (56).
И Рассел, и Франк верно подметили, что в филосо- фии есть нечто родственное с религией - претензии на выработку системы общих воззрений на мир и место в нем человека. К тому же многие философы-идеалисты (Дж. Беркли, Гегель, B.C. Соловьев) прямо ориентируют свое учение на теоретическое обоснование религиозного мировоззрения. Существенное место в философии, как и в религии, занимают вопросы духовно-нравственной жиз-
19
ни людей. Так что точек соприкосновения немало. И все- таки нужно видеть то, что различает философию и рели- гию: апелляция к разуму, знанию, логике, действию - с одной стороны, и возвышение веры, фантазии, догмы, смирения - с другой. Совершенно прав был белорусский просветитель Я. Белабоцкий, заметив, что "богослове об вещах, верою преданных и церковью принятых, не усум- неваются. Философове же глубшаго разума и основания во всяких вещах ищут, и вины разсуждают: тем же и к богу вопрос творят, аще Бог есть" (37. С.113).
Но в таком случае, может быть, правы те, кто рас- суждает, как Н. Бердяев: "Философия... есть искусство, а не наука"? (3. С.284). Русский мыслитель выступал про- тивником "научности" философии, поскольку, по его мнению, "научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни, чуждые науке". Филосо- фия - одна из тех сфер культуры, где критерии науки в полной мере недейственны. Тем самым Бердяев имел основание сближать философию, больше с искусством, чем с наукой. К тому же, как известно, выдающиеся про- изведения искусства всегда несут глубокие философско- нравственные идеи, а многие их творцы (И. Гете, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) известны как ориги- нальные мыслители. Да и немало философов (Платон, Вольтер, Д. Дидро, Ф. Ницше, А. Камю) облекали свои идеи в высокохудожественную форму. Тем не менее функция искусства - удовлетворение эстетической по- требности людей, отражение действительности в художе- ственных образах, а предназначение философии - созда- ние целостного мировоззрения, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих дейст- вий в системе логических категорий.
Часто философии отказывают в претензии на науч- ность на том основании, что она будто бы не есть система знаний, а лишь некая мыслительная деятельность, просто "философствование". Так, швейцарский ученый Д. Мерсье считает, что "философствовать - значит задавать себе вопросы, на которые невозможно ответить, даже если они осмыслены". Современный немецкий мыслитель М. Хайдеггер пишет, что "философия - ни наука, ни ми- ровоззренческая проповедь", а "есть философствование...". "Философия - последнее выговаривание и последний
20
спор человека, захватывающие его целиком и постоянно" (61). Здесь верно подмечено, что уже на уровне обыден- ного сознания у людей возникает потребность в размыш- лениях над вопросами мировоззренческого характера. Та- кое "философствование", однако, ограничено обычно рамками здравого рассудка и сформировавшимися пред- рассудками. Между тем подлинная и глубокая рефлексия (размышление) над философской проблематикой облегча- ется использованием наработанных в истории познания понятий, концептуальных схем и методологии.
Как специализированное теоретическое обоснова- ние мировоззрения, философия обладает рядом несо- мненных признаков научного знания: системна тью, фиксированием в логических категориях и законах, дока- зательностью, объективной истинностью. Еще Аристотель считал ее "лучшей из наук". Многие мыслители (античные философы, П. Гольбах, Гегель и др.) видели преимущест- ва философии в том, что она позволяет будто бы чисто умозрительно, путем только анализа понятий о свойствах предметов, а не фактов, выработать всеохватывающее и завершенное знание о природе. Такое воззрение получило название натурфилософии. Ее приверженцы истолковыва- ли истину философии как абсолютную, а утверждения науки - как относительные знания. Критерий их истин- ности искали в самой философии.
Но сравнительно чаще приходится встречаться с ан- типодом натурфилософии - позитивизмом. Позитивисты (О. Конт, Г. Спенсер и др.) объявляли, что наука не нуж- дается в какой-либо стоящей над ней философии. Наука якобы вообще не объясняет, а лишь, опираясь на опыт и эмпирические исследования, описывает, что и как проис- ходит, но не почему происходит. Современные позитиви- сты истолковывают мировоззренческие вопросы как псев- допроблемы и ограничивают компетенцию философии лишь анализом логической структуры научного знания.
Позитивизм, конечно, прав в критике претензий натурфилософии на обладание абсолютной истиной и на роль высшего судьи науки. Но равно неразумно вытес- нять философию вообще за рамки научного знания. Ведь в процессе развития философии накапливались понятия, идеи, концепции и обобщения, подтверждаемые общест- венно-исторической практикой человечества и обладаю-
21
щие, следовательно, объективной истинностью. Таковы, например, выводы о бесконечном многообразии и един- стве материального мира, взаимопревращении противо- положностей, закономерном движении материи, противо- речивости развития и др.
Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мысли- телями-идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев и другие разрабаты- вали концепцию космизма. Ее огромное значение стало ясным только теперь, когда обострились проблемы отно- шения человека с природой и все более очевидны косми- ческие масштабы человеческой деятельности.
В философии может содержаться приведенное в теоретическую систему объективно истинное знание. И все-таки философия представляет собой специфический элемент культуры, такое духовное явление, которое не умещается в жесткие рамки предъявляемых к науке требований. Наука исследует мир во всем его конкрет- ном многообразии, при все увеличивающейся диффе- ренциации и интеграции ее составляющих дисциплин. А философия выявляет человеческое видение действи- тельности как системного единого целого. Для науки важно максимально устранить субъективность в анали- зе своего предмета, - философия же стремится выразить в понятиях многоаспектные (в том числе и познаватель- ные) отношения человека к миру. Тем самым она обяза- тельно дает ценностную их интерпретацию. Мера соот- ношения объективно-истинного знания и привнесенной субъективности (заблуждений, фантазии, социальной заинтересованности, интуиции, логики, абстракции, вы- мысла и пр.) в конкретных философских учениях раз- лична. Нужно уметь выявлять в разных философских концепциях возможную рациональную постановку и решения смысложизненных, мировоззренческих про- блем.
В наши дни, как и в прошлом, наблюдается много- образие философских учений, школ, течений, направле- ний. Западные мыслители разрабатывают существенные 22
аспекты философского понимания действительности. Среди современных учений выделяются экзистенциализм, неопозитивизм, различные философско-религиозные концепции, прагматизм, структурализм, постмодернизм, герменевтика, критический рационализм, неофрейдизм и многие другие. В них прослеживается давняя традиция пытливого исследования бытия, жизни человека, его цен- ностей и познания, действий в мире культуры. Результаты и достижения подобных философских исканий обогаща- ют наше знание. Несомненной заслугой экзистенциали- стов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания индивида, свободы его действий и ответственности в условиях социального отчуждения, в кризисных пограничных ситуациях. В по- следующем изложении еще будут краткие экскурсы в ана- лиз современными учениями отдельных проблем филосо- фии. Здесь же отметим, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоз- зрения, не означает их слияния в какую-то единую "синкретическую" философию. Взаимоотрицание мате- риализма и идеализма - вопреки возобновляющимся пе- риодически заявлениям об "устарелости" их противопос- тавления - сохраняется и .в конце двадцатого столетия. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственны философским размышлениям, путь к адек- ватному восприятию действительности лежит, как счита- ют авторы, в конечном счете в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Именно таково содержание философии диалектического материализма как одного из наиболее влиятельных типов современного мировоззрения. Диалектический материа- лизм - это опирающаяся на научные знания и обществен- но-историческую практику система философских идей о мире как закономерном саморазвитии материи, познании мира, ценностном его осмыслении и изменении в соци- альных действиях человека.
Подобное учение, равно как и другие формы теоре- тического мировоззрения, не должно представляться в виде некой завершенной совокупности неопровержимого знания. Превращение философии в непререкаемую док- трину лишает ее качества быть "живой душой" культуры. Только в саморазвитии, на основе синтеза новейших
23
результатов познавательной и социально-практической деятельности, философия может претендовать на объек- тивную истинность и оптимально выполнять свое предна- значение.
- Раздел I
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе
- 1.1. Социокультурная мера цивилизованности
- 1.2. Главные философские темы
- 1.3. Вопрос об отношении мышления к бытию
- 1.4. Структура философского знания
- 1.5. Исторические формы материализма
- 1.6. Гносеологические причины философского плюрализма
- 1.7. "Живая душа культуры"
- 1.8. Функции философии
- Глава 2. Бытие
- 2.1. Проблема бытия в философии
- 2.2. Структура бытия: виды, уровни, формы
- 2.3. Бытие - предпосылка реального и концептуального единства мира
- Глава 3. Материя
- 3.1. Формирование понятия материи
- 3.2. Материя как современная философская категория
- 3.3. Прерывность и непрерывность в строении материи
- 3.4. Неисчерпаемость материи
- Глава 4. Движение
- 4.1. Понятие движения. Единство материи и движения
- 4.2. Формы движения материи
- 4.3. Самодвижение, действие, отражение
- Глава 5. Пространство и время
- 5.1. Пространство и время — формы существования материи
- 5.2. Значение теории относительности для
- 5.3. Специфика пространственно-временных свойств в различных сферах мира
- 5.4. Материальное единство мира
- Раздел II
- Глава 6. Понятие диалектики
- 6.1. Эволюция термина
- 6.2. Мир объективной диалектики
- 6.3. Исторические формы диалектики
- 6.4. Что такое категории?
- 6.5. Философское содержание понятия "момент"
- 6.6. Принципы и законы диалектики
- 6.7. Концепция детерминизма
- 6.8. Закон причинности
- Глава 7. Ядро диалектики
- 7.1. Концепция развития
- 7.2. Закон единства и борьбы противоположностей
- 7.3. Типы противоречий
- 7.4. Особенности социальной диалектики
- 7.5. Социальные противоречия
- 7.6. Противоречия и гармония
- Глава 8. Взаимосвязь количественных и качественных изменений
- 8.1. Качество и количество
- 8.2. Закон перехода количественных
- 8.3. Качество как социальная категория
- Глава 9. Закон отрицания отрицания
- 9.1. Диалектика отрицания
- 9.2. Поступательность и повторяемость в развитии
- 9.3. Специфика социального отрицания
- Глава 10. Диалектика мысли
- 10.1. Диалектика и логические противоречия
- 10.3. Софистика, эклектика, догматизм
- 10.4. Диалектическая культура мышления и социального действия
- Раздел III сознание. Практика. Познание
- Глава 11. Сознание
- 11.1. Сознание как философский феномен
- 11.2. Сознание как форма отражения действительности
- 11.3. Происхождение сознания
- 11.4. Сознание и язык
- 11.5. Природа идеального
- 11.6. Мыслит ли "электронный мозг"?
- 11.7. Общественное и индивидуальное сознание
- 11.8. Мир духовности
- Глава 12. Деятельность, познание, практика
- 12.1. Понятие деятельности
- 12.2. Цель и средство
- 12.3. Ценности, идеалы, нормы
- 12.4. Чувственное и рациональное в познании
- 12.6. Что есть истина?
- Глава 13. Познавательные действия в науке
- 13.1. Научное знание
- 13.2. Научное исследование
- 13.3. Особенности познавательных действий в современной науке
- 13.4. Техническое творчество
- 13.5. Методы
- 13.6. Формы развития научных знаний
- Раздел IV человек и общество
- Глава 14. Проблема человека в философии
- 14.1. Человек как мера всех вещей
- 14.2. Высшая ценность
- 14.3. Гуманизм и отчуждение
- 14.4. Центральная проблема современной философии
- 14.5. Человек как личность
- 14.6. Личность в ходе истории
- 14.7. Круги человеческого бытия
- 14.8. Быть или иметь?
- Глава 15. Социальная философия:
- 15.1. Понятие социальной философии
- 15.2. Становление социальной философии
- 15.3. Социальная философия XIX - XX вв.
- 15.4. Способ существования общества
- 15.5. Социальное действие и деятельностный принцип объяснения
- 15.6. Деятельность как единство объективного и субъективного
- 15.7. Общественные отношения и деятельность
- 15.8. Базис и надстройка
- Глава 16. Человек и законы общества
- 16.1. Понятие закона общества
- 16.2. Человек как субъект проявления законов общества
- 16.3. Механизм проявления законов общества
- 16.4. Свобода и необходимость
- 16.6. Социальная синергия и человеческие действия
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса
- 17.1. Понятие системы
- 17.2. Философские основания системных теорий общества
- 17.3. Исторический процесс и критерии его членения
- 17.4. Общественно-экономическая формация
- 17.5. Процессы жизни общества
- Глава 18. Материальный процесс жизни общества
- 18.1. Понятие материального процесса жизни общества
- 18.2. Народонаселение и его воспроизводство
- 18.3. Природная среда - условие
- 18.4. Производительные силы
- 18.5. Философия техники
- 18.6. Производственные отношения
- 18.7. Диалектика производительных сил и производственных отношений
- Глава 19. Социальный и политический процессы жизни общества
- 19.1. Понятие социальной структуры общества
- 19.2. Этнические общности
- 19.3. Классы и классовые отношения
- 19.4. Первичные ячейки общества
- 19.5. Политическая организация общества. Государство
- 19.6. Социальная революция и эволюция
- Раздел V человек в мире культуры
- Глава 20. Духовная культура и цивилизация
- 20.1. Духовная жизнь и ее закономерности
- 20.2. Общественная психология и идеология
- 20.3. Понятие культуры
- 20.4. Структура культуры и ее социальные функции
- 20.5. Культура и цивилизация
- Глава 21. Социальный прогресс и глобальные проблемы современности
- 21.1. Общая характеристика глобальных проблем
- 21.2. Сущность научно-технической революции
- 21.3. Основные направления
- 21.4. Экологические последствия научно- технического прогресса и их влияние на будущее человечества
- 21.5. Социальное прогнозирование и
- 21.6. Социальный прогресс и концепции будущего человечества
- Раздел I. Основы философского
- Глава 1. Философия, круг ее проблем и
- Раздел II. Материалистическая диалектика и ее альтернативы............................. 73
- Глава 6. Понятие диалектики...................................... 73
- Глава 7. Ядро диалектики................................................ 93
- Глава 12. Деятельность, познание,
- Глава 13. Познавательные действия
- Раздел IV. Человек и общество ............. 221
- Глава 14. Проблема человека
- Глава 15. Социальная философия:
- Глава 16. Человек и законы общества................. 271
- Глава 17. Системность общества и системные теории исторического процесса...................... 285
- Глава 18. Материальный процесс
- Глава 19. Социальный и политический
- Раздел V. Человек в мире культуры..... 338
- Глава 20. Духовная культура
- Глава 21. Социальный прогресс
- Философия