logo search
Философия

15.2. Становление социальной философии

Начиная с древнейших цивилизаций, человечество, творя свою историю, стремится ее осмыслить, не ограни- чиваясь летописанием. С момента зарождения истории ей сопутствует социальная философия: Платон и Геродот, Аристотель и Фукидид, Сенека и Тацит, Гегель и Дрой- зен, Поппер и Тойнби.

Зачатки социально-философского знания встреча- ются у мыслителей древнего мира. Почти 25 столетий от- деляют нашу эпоху от возникновения идей Платона и Аристотеля о социально-политической жизни и идеаль- ном государстве, которые не только вполне укладывались в рамки рабовладельческого строя, но и несли в себе эле- менты общечеловеческих ценностей. Характерно, что в "Государстве" Платона, "Политике" Аристотеля описание коллизий человеческого бытия и исторических фактов не самодовлеет, а включается в ткань концептуально-кате- гориального осмысления социальной действительности.

Древнекитайский мыслитель Конфуций усматривал основу общественных отношений в принципе "ли", кото- рый означал норму, правило, церемониал. Идеальный че- ловек, по Конфуцию, должен обладать свойством "жень", т.е. гуманностью, человечностью, любовью к людям. В то же время Конфуций и его последователи провозгласили "естественность" и "неизменность" господства "благородных мужей" ("цзюнь цзы") над простолюдинами, "мелкими людишками" ("сяо жень"), подчинение младшего старше- му, нижестоящего вышестоящему. Заметим, что более

250

двух тысяч лет конфуцианство являлось государственной доктриной и господствующей идеологией в Китае.

Для средневековья Западной Европы характерны теологические концепции общественного развития. Так, основная мысль Августина Блаженного заключалась в том, что всемирная история есть результат божественного предопределения, и, следовательно, неизбежно господ- ство церкви во всех земных делах. Страстно отстаивая свою идею о "двух градах" (государствах, царствах), Авгу- стин считал, что когда человек "живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу", что "град земной", состоя- щий из людей, которые желают жить в мире по плоти, будет побежден "градом божием". Трактат Августина "О граде божием" стал своего рода эталоном для последую- щих религиозных построений философии истории.

В "Суммах" Фомы Аквинского (XIII в.), самого вид- ного и влиятельного философа - схоластика западноевро- пейского средневековья, все мироздание рассматривается как универсальный иерархический порядок, который ус- тановлен Богом и указывает всему существующему его прирожденное место. В схоластическом учении Фомы Аквинского власть папы римского на земле уподоблялась власти "Бога на небе". Спустя шесть столетий энцикликой папы Льва XIII в 1879 г. был объявлен официальной фи- лософией католицизма неотомизм, т.е. учение последова- телей Фомы Аквинского.

Идеи двух эпох - средневековья и Возрождения - синтезировал белорусский гуманист-просветитель Фран- циск Скорина в знаменитых предисловиях к изданиям Библии на родном языке. В центр его социально-фило- софских построений поставлен человек со своими жиз- ненными потребностями, интересами и целями. Ф. Ско- рина отстаивал равенство всех народов, право каждого на свой выбор жизненного пути. При этом и достоинство человека должно определяться не столько его происхожде- нием или имущественным положением, сколько интеллек- туально-моральными добродетелями, личными заслугами. Все конфликты, поучал Ф. Скорина, должны решаться мирным путем, без взаимных обид и злобы. И если в от- ношениях между людьми утвердятся духовность, доброде- тельность, милосердие, согласие, то "не настанут времена люта".

251

Страстный призыв Φ. Скорины быть патриотами той земли, на которой люди родились и выросли, дошел до нашего времени: "Понеже от прирождения звери, хо- дящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по воздуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чуюць виры своя; пчела и тым подобная боро- нять ульев своя, - тако ж и люди, игде зродились и ус- кормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку има- ють" (55. С.94).

Определяющей тенденцией для миропонимания эпохи Возрождения явился гуманизм с обостренным вни- манием к человеку с его земными заботами, к человече- ской личности, стремящейся разорвать оковы сословного и корпоративного строя. С особой силой проявились па- фос и аргументы в обличении пороков феодализма и церкви в сатире Э. Роттердамского "Похвальное слово Глупости", философском романе Рабле "Гаргантюа и Пан- тагрюэль", статьях и заметках Монтеня.

В новое время получают распространение воззре- ния, усматривающие закономерности, движущую силу общественных изменений в самых различных факторах, таких, как: корыстные интересы и ненасытные желания самой человеческой природы (Макиавелли); идея истори- ческого круговорота, цикличности развития (Вико); воз- действие климата, почвы, поверхности, т.е. географиче- ской среды (Монтескье); безграничное совершенствова- ние знаний (Кондорсе) и т.д. Появились утопические учения об обществе без эксплуатации и частной собст- венности ("Утопия" Мора, "Город солнца" Кампанеллы).

Заметное влияние на развитие общественно-поли- тической мысли оказала теория общественного договора, обоснование которой содержится в работах Т. Гоббса, Д. Локка, П. Гассенди, Б. Спинозы, Ж. Руссо, А. Ради- щева, Т. Джефферсона и других мыслителей. Согласно этой теории, возникновение государства объясняется со- глашением, договором людей перейти от естественного состояния (когда они имели полную свободу при отсутст- вии защищенности) к гражданскому состоянию, когда государство призвано защищать неотъемлемое право каж- дого на личную жизнь и собственность.

Во взглядах французских материалистов XVIII в. на общество характерны суждения о том, что человек есть

252

продукт среды (общественной), а сама среда - продукт взглядов человека ("мнения правят миром"). При всей противоречивости эта формула стимулировала мысль к радикальным выводам: если причиной несчастья людей является среда, в которой они рождаются, .воспитываются и живут, то ее надо изменить.